Новая искренность или ставка на хайп? Как беларуские СМИ пишут о геях и лесбиянках

26 Апреля 2019 3211 0 PR Мнение Тренды
Поделиться

26 апреля в мире отмечается Международный #LesbianVisibilityDay - День видимости лесбиянок. Дата, которая отражает разнообразие отношений и смелость тех, кто готов делится своими историями. Это также день, который напоминает о стереотипах в обществе, которые часто болезненны для людей другой ориентации.

D5B6ldUU0AAbNH4.jpg

Последние годы беларуские СМИ стали чаще писать о проблемах и историях тех, чьи предпочтения в отношениях отличаются от общепринятых. Не всегда эти материалы звучат однозначно, а комментарии под ними - часто враждебны и оскорбительны. 

marketing.by пообщался с  Валей Говор, координаторкой и PR-менеджеркой Community Centre для ЛГБТК+людей и их близких. Она рассказала много любопытного о том, как удается взаимодействовать с беларуской прессой и как можно продвигать социальные инициативы в этой теме. 

Я начала работать с ЛГБТК+проектами три года назад и в плане сотрудничества с минскими СМИ у меня никогда не было проблем. Тут, конечно, стоит упомянуть, что для сотрудничества я выбираю исключительно лояльные и пролиберальные медиа, и то, что к началу моей работы уже несколько лет действовали "Журналисты за толерантность", MAKEOUT и DOTYK. Благодаря работе этих организаций ЛГБТК+ стали более видимы как в обществе в целом, так и в СМИ, а освещение темы стало более системным. 

Если говорить об исследованиях работы СМИ с ЛГБТК+повесткой, опираясь на мониторинги "Журналистов за толерантность" мы можем отметить динамику в количестве публикаций, затрагивающих тему ЛГБТК+: 

  • июль 2015-июнь 2016 – 315 публикаций, 
  • январь-октябрь 2018 – 891 публикация. 

К сожалению, в 156 случаях из 315 в 2015-2016 гг. и в 530 из 891 в 2018 г. присутствуют признаки языка вражды. Т.е. мы видим, что внимание к теме увеличилось, но корректность ее освещения продолжает держаться на достаточно низком уровне. 

Редко сталкиваюсь с прямой и открытой оффлайной гомофобией, бифобией и трансфобией

Чуть чаще это происходит в онлайн на наших ресурсах, в комментариях на большом портале стоит ожидать, что большая часть комментариев будет враждебными. Есть СМИ, которые оперативно и в обязательном порядке удаляет враждебные комментарии, но есть и те, которые никак не борются с ненавистью на своих форумах. 

К сожалению, общий уровень гомофобии в Беларуси остается высоким. Так, например, по данным центра «Сатио» и его опросу «Глобальная общественность» в 2016 г. 70% белорусов и белорусок не хотят, чтобы их соседками были представительницы ЛГБТК+. О толерантности с такими показателями говорить не приходится. 

5cc2c1b72400003200e51127.jpeg

Сложно ли с этими темами пробиться в СМИ? Найти партнеров?  Думаю, если есть важная история или интересное мероприятия, всегда можно найти СМИ и журналисток для сотрудничества. Кроме того, есть медиа и журналист_ки, которые буквально «специализируются» на социальной теме, уязвимых группах и ЛГБТК+тематике, в частности. Они очень внимательны к героиням и заинтересованы в корректном изложении сути событий и историй. 

Так как тема в некотором смысле «хайповая» стоит щепетильно относиться к выбору СМИ для сотрудничества. Наряду с медиа, которые все-таки еще боятся затрагивать ЛГБТК+тематику, существуют и ресурсы, желающие «хайпануть» за счет темы. 

Работая с темой ЛГБТК+ главное, что я держу в голове – безопасность

Это сказывается и на информационной политике нашей организации. В-первых, мы не работаем с медиа, которые были замечены в проявлении гомофобии, бифобии и трансфобии, на ресурсах которых периодично выходят материалы с сексистскими идеями и содержанием жесткого языка вражды. 

Во-вторых, мы всегда просим материалы на согласование. Иногда суперлиберальные и во всех смыслах прекрасные журналист_ки могут случайно или по незнанию использовать в статье некорректную лексику и на этапе согласования материала это легко исправить и идти дальше. 

Конечно, журналистам сейчас интересны истории

В этом плане Community Centre для ЛГБТК+людей и их близких не самая простая организация для сотрудничества. С самого начала мы для себя решили, что представленность в СМИ через личные истории наших клиенто_к не наш приоритет. Прежде, чем решиться на материал с их участием, мы много раз подумаем и зададим себе вопрос: не будут ли результаты выхода материала невыносимы для человека, который к нам обратился за помощью? Поэтому мы очень редко прибегаем к такому популярному и эффективному PR-инструменту как сторителлинг в угоду безопасности и благополучия людей, с которыми мы работаем. 

D5EBDrqU4AEQmZm.jpg

Как пиарить инициативы и челенджи

Тут многое зависит от специфики той или иной инициативы. Даже в сфере социальных проектов инструменты и каналы PR могут сильно различаться в зависимости от заявленных целей проекта и целевых аудиторий. 

Глобально я верю в добросовестную и систематическую работу (в том числе и с контентом), внимательность к своей аудитории и общение с ней. Эти компоненты, которые на первый взгляд не являются PR-инструментами, в итоге сделают имя любой организации, особенно работающей в социальной сфере, а хорошие отклики привелкут новых людей. 

Какие основные сложности продвижения существуют

Мы работаем с конкретными целевыми аудиториями, которые по сути являются закрытыми. Поэтому тут возникает дилемма: либо мы распространяем информацию о наших сервисах осторожно, ориентируясь только на профильные СМИ и каналы в социальных сетях, либо вещаем на широкую аудиторию, что может помочь выйти на новых потенциальных клиенто_к организации, но и в то же время привлечь нежелательный интерес к нашей деятельности. 

Сейчас из соображений безопасности мы все чаще выбираем первую модель поведения, изредка соглашаясь на материалы в крупных непрофильных СМИ. 

Какие тренды работают в мире

Для меня важным и определяющим трендом последних лет является «очеловечивание» PR. Под этим я подразумеваю комплекс популярных сегодня тактик. 

  • Бренд-личности. Когда компании все чаще отказываются от анонимности месседжей, которые отправляются аудитории. Часто их начинает транслировать топ-менеджмент организации, что вызывает большее доверие. 
  • Сторителлинг и новая искренность. Людям интересны истории и чем искреннее они будут, тем лучше. Это не обязательно должны быть истории успеха, случаи падений и повторных взлетов тоже могут сыграть в плюс. Так, я лично очень люблю мероприятия в формате FuckUp Nights когда профессионал_ки из разных сфер рассказывают про свои неудачи и конкретные промахи и то, как они из них вышли. 
  • Выстраивание отношений с клиент_ками. Оперативные отклики и общение с аудиторий – то, что неизбежно дает свои плоды и создает положительный имидж компании. 

Что касается каналов в долгосрочной перспективе, конечно, публикации в СМИ и сотрудничество с журналист_ками важны для любой компании, но мы также можем видеть, что все больше работы и внимания PR-специалисто_к перетекает в социальные медиа и месседжеры. 

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: