Не PR и не реклама? Эксперт проекта «Культура и Креативность» о новом тренде — коммуникациях

2 Февраля 2018 7081 0 Креатив Нестандарт
Поделиться

Влиять на общественное мнение и продвигать свои идеи, вовлекать в аудиторию в новый стиль жизни и реализовать некоммерческие проекты — не это ли мечта всех профессионалов в области PR и рекламы. (Продать продукт или услугу на этом фоне — всего лишь дело техники).

Два года назад специалисты Проекта ЕС «Культура и Креативность» поставили перед собой сложные и общественно значимые задачи, например расширить значение понятия «культура», повлиять на законодательную базу, улучшить межсекторное сотрудничество. Для решения команда проекта использовала новые инструменты коммуникации и технологичные стратегии. Получилось или нет? Вы заметили, что мы больше и по другому стали говорить о теме? “Креативные индустрии”  зазвучали в эфире, а слово «культура» перестало ассоциировать только с «фольклором» и «министерством».  

Анастасия Нуржинская, ключевой эксперт проекта ЕС «Культура и Креативность» и специалист по коммуникации, рассказывает, на примере проекта, какие инструменты лучше всего «срабатывают» на сегодняшнем уровне развития технологий общения с аудиторией.

DSC_7391.jpg

— За время работы программы "Культура и Креативность", с 2015 года, дискуссии и инициативы в сфере культурной политики увеличились на 20%.  Как удалось этого достичь? 

Во-первых, эффект принес нестандартный подход к организации мероприятий. Всего мы провели более 250 событий в странах Восточного Партнёрства для более 30 тыс. представителей культурного и креативного сектора. Но, чтобы результатом было не только количество участников, а и реальные изменения, мы выбирали очень специфические темы для каждого мероприятия. Например, наш форум в Украине был посвящен дизайну, а в Молдове - креативным городам. Мы приглашали лучших практиков из Великобритании, Ирландии, Португалии, Швеции, Словакии и многих других стран, которые могли поделиться реальными примерами. 

Обязательной частью каждого события было предоставление возможности участникам  улучшить свой проект или создать новую инициативу. Например, в рамках проекта “Креативные города и регионы” в Светлогорске появился медиахаб “Чердак”, наши эксперты консультировали организаторов площадки и помогали выработать концепцию.

Во-вторых, повлияла и наша коммуникационная стратегия. Ведь мы отказались от привычной модели, когда сайт и социальные сети лишь отражают деятельность организации. Мы создали полноценные информационные каналы, в которых ежедневно публиковали лучшие примеры, возможности и инструменты для креативного сектора.  В результате наши материалы прочитали более 600 тысяч человек и еще 30 тысяч присоединились к нам в социальных сетях. 

Мы выбирали новые площадки для проведения мероприятий (UnitCity в Киеве, Balki в Минске и др.), поддерживая этим первые шаги креативных пространств (обычно конференции проходят в отелях и концертных залах - прим. ред.). А также, в каждом случае работали над брендингом и креативными решениями подачи события. Ведь задача, - говорить на одном языке с творческим сектором. Это хорошо видно на фото наших событий. 

Плюс каждое событие мы рассматривали как часть большей стратегии по решению той или иной проблемы. Например, форум «Create IT» в Беларуси был посвящен объединению технологий и культуры, к нему мы подготовили  исследования в секторе, и выпустили серию статей совместно с citydog.by, marketing.by и другими медиа, чтобы волна обсуждения была шире че просто освещение мероприятия. 

_DSC7379.jpg

— Какой коммуникативный инструмент, на Ваш взгляд, сработал лучше всего: он-лайн курсы, экспертные интервью,  описания успешных практик на сайте программы или работа в соцсетях?  

Всегда есть дилемма между продвижением того контента, который важен для достижения ваших задач, и тем, что наиболее привлекательно для вашей аудитории.  Например, каждый понедельник мы публиковали подборку грантов и возможностей для менеджеров культуры. Один из этих постов набрал 16,300 просмотров, а раздел со списком грантов и актуальных возможностей был самым популярным на сайте. 

Но ведь мы хотели не только информировать о новых грантах, но и давать знания об инструментах, которые помогут культурным и креативным организациям быть более эффективными и создавать устойчивую модель развития. Значит, необходимо было найти формат, который будет привлекать аудиторию читать и такой контент. 

В каждом случае нужно ответить на вопрос - «что мотивирует нашу аудиторию?». Например, он-лайн курсы - давали информацию очень сжато, с примерами и таблицами, которые позволяют самостоятельно составить бюджет или создать стратегию развития. Но также можно получить сертификат программы - а это важно для резюме.  

— Он-лайн курсы - форма коммуникации которая набирает  популярность. Расскажите, какие секреты хорошего он-лайн курса, исходя из опыта программы? Для кого подходит эта форма? Как продвигать культурные и социальные идеи, используя он-лайн курсы? Знания какого уровня можно передать и получить?     

Для создания успешного онлайн-курса важно все, начиная с качества видео, которое однозначно должно быть высоким, заканчивая тем, насколько весомый ваш сертификат и сможет ли слушатель использовать его в своем карьерном продвижении. Хочу поделиться некоторыми советами.
  1. В качестве контента, лучше всего предлагать практические знания, а также использовать реальные примеры, использовать полезные ссылки и шаблоны. 
  2. Обеспечьте сильную техническую базу. Сюда входит и создание удобных инфографик, и качественный перевод, если вы пригласили международного эксперта. Обязательно присутствие в команде человека, который будет работать с комментариями и техническими вопросами. А их, поверьте, будет много. 

Онлайн-курсы, помимо образовательной функции, будут очень полезны для организаций, как метод улучшения репутации и промо. Наши курсы прослушали 15 тысяч человек, мы выдали 5 тысяч сертификатов. 

Теперь представьте, что слушатели курсов “Культуры и креативности” делились на своих страницах сертификатами и рассказывали о преимуществах друзьям. Это не только увеличило посещаемость сайта и количество подписчиков в Facebook, но и повлияло на изменения в секторе. 

_DSC7371.jpg

— Одной из целей программы было расширение  самого понятия "культура". Как вы считаете, удалось ли достичь этой цели? Вы могли бы привести примеры?  

Скорее не расширение понятия, а адвокатирование идеи. Суть этой идеи в том, что «культура имеет значение и влияет не только на моральные и эстетические ориентиры общества, но и на экономический и социальный аспекты». Например, креативные индустрии и культура предоставляют рабочие места 8,3 миллионам граждан Европейского Союза и привносят доход в размере 558 миллиардов евро. А если мы говорим о конкретном секторе креативных индустрий, то, например, в Великобритании, каждый евро, инвестированный в дизайн - приносит 20 евро доходов стране. То есть, мы хотели доказать, что необходимо вкладывать средства в культуру. От этого выиграют все: и общество, и государство и частные инвесторы.

— Вы смогли убедить в этом свою аудиторию? 

Например, мы получили 84 заявки от небольших городов стран Восточного партнерства, которые хотели бы повысить свой креативный потенциал при помощи программы ”Креативные города и регионы”. С нами сотрудничали государственные структуры. Например, совместно с Программой «Культура и Креативность» была разработана «Стратегия культуры Грузии 2025», аналитические отчеты наших партнеров учитывались при создания Украинского института, а онлайн-курсы используются в качестве учебных материалов в Армении и Азербайджане. 

— Анастасия, Вы несколько раз приезжали в Беларусь, общались с нашими культурными менеджерами, выступали с лекциями. На Ваш взгляд, какие проблемы  в сфере культуры  можно решить при помощи грамотной коммуникационной стратегии? Как научиться создавать такие стратегии? Назовите шаги-советы.        

Одна из серьезных проблем, с которой сталкиваются культурные проекты, создавая коммуникационную стратегию, - это ограниченные ресурсы, как человеческие, так и финансовые. Для того, чтобы правильно сформировать свое предложение, вам нужно:

1. Определить свою аудиторию. Золотое правило коммуникации: не коммуницировать со всеми.

2. Четко сформулировать ответ на вопрос: какую общественную ценность несет ваш продукт или какую практическую пользу он дает вашей аудитории? Зная это, вы сможете привлечь к своей теме.

3. Используйте тренды. Сегодня популярен взгляд на культуру, как на важную составляющую в развитии экономики. Пользуйтесь убедительными фактами и цифрами. Их вы можете найти здесь.

_DSC7383.jpg

— В рамках программы было проведено несколько исследований. Некоторые  объекты исследовались впервые, например инициатива "Креативные города и регионы" рассмотрела Светлогорск с точки зрения креативного потенциала это проблемного города.  На Ваш взгляд, как исследование может повлиять на жизнь людей в городе, регионе?  

Исследование — первая ступень для любых изменений. Перед тем как менять любую систему, вы должны ее изучить. Нужно знать, какие существуют вызовы в регионе,  для того, чтобы проводить реформы. Но также необходимо понимать каким потенциалом обладает страна, и воспользоваться им правильно.

Более того, ни одно из наших исследований не обходилось без рекомендаций экспертов и было сориентировано на лучшие практики в странах Европейского Союза. Например, международный эксперт Кристина Фаринга, Португалия провела глубокий анализ креативных индустрий в Беларуси и предложила рекомендации, среди которых создание неформальной платформы для профессионалов в сфере креативных индустрий, необходимость сотрудничества между культурой и технологиями, промоция креативности и предпринимательства с ранних классов школы, осознание Министерством культуры, что культура важна как для общества, таки и для экономического развития. Рекомендации касаются системных проблем, таких как культурная политика, социальное участие, инфраструктура, финансирование и навыки, с ними вы можете ознакомиться по этой ссылке

— В рамках программы «Культура и Креативность» культурные менеджеры из Беларуси имели возможность получить знания от ведущих экспертов ЕС в области креативных индустрий. Назовите основные пункты,  которые  были "стержнем" обучения. Какие знания в культурном менеджменте сегодня  особо востребованы?    

Если смотреть на статистику нашего сайта, онлайн-курсов и опросов, основы фандрайзинга — одна из тех компетенций, в которых наиболее заинтересованы наши читатели. Это не удивительно, ведь пока страны Восточного партнерства не могут похвастаться серьезным финансированием культуры, а многим менеджерам кажется, что финансирование — это первый и основной этап проекта. 

Но я считаю, что деятелям культуры в первую очередь необходимы навыки, которые помогут более глубоко проанализировать собственную организацию и сектор в целом, а также сформировать партнерские связи. Эти навыки не так очевидны, поэтому я советую больше уделить внимание тому, насколько вы знакомы с международными документами, рекомендациями и понимаете культурную политику своей страны и партнеров в ЕС; умеете ли вы определить проблему, предложить ее решение и потом проанализировать свои результаты; честно ли вы смотрите на риски, которые могут возникнуть при реализации проекта и есть ли у вас план как действовать во время кризиса; знаете ли вы как сформировать долгосрочные отношения с партнерами и обеспечить устойчивость проекта. Развивайте в себе эти навыки, и тогда финансирование и успех проектов вам обеспечены.  

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: