Муж и жена 15 лет управляют агентством, выходят на рынки Европы и превращают хобби в проекты. Ксения и Александр Прудниковы - про родной PR3

Поделиться

Ксения и Александр Прудниковы – одна из самых ярких пар в беларуском рекламном бизнесе, основатели агентства PR2. Летом этого года они отметили 15-летие компании, с которой реализовали тысячи рекламных проектов, вышли на другие рынки, прошли через ситуацию ареста и восстановления. Сегодня агентство называется PR3, работает уже в трех странах – Беларуси, Венгрии и Казахстане. 

— Совершенно нет ощущения, что прошло 15 лет. Есть ожидание, что впереди много не просто интересного, а именно амбициозного –- много значимых  трансформаций, - сказала нам при встрече Ксения Прудникова. 

Marketing.by пообщался с Ксюшей и Сашей за чашкой чая и расспросил о том, что такое начать рекламный бизнес, вырасти в нем, и как муж и жена могут ужиться в одной компании. 

В рекламную сферу мы пришли за интересом

Ксюша: Начинать свое дело было безумно интересно. В 2000-е практически все бизнесы были про «как бы дешевле купить и продать подороже».  На старте Саша имел небольшой собственный бизнес, а я работала в одной из первых беларуских IT-компаний. Попробовав себя в разных сферах, пришли к тому, что хотим работать именно вместе, и чтобы не скучно: ) 


Мы пришли в рекламу, скажем так, за интересным опытом в сфере развлечений. Повезло оказаться на рекламном фестивале в Киеве, где нас впечатлила и вдохновила докладом Иветта Деликатная (на тот момент работала в Talan Group Украина).  Иветта рассказывала про btl  – тогда еще не очень распространённое для рынка направление. Мы вернулись в Минск с явным намерением построить здесь btl. Так появилась осознанность и специализация. 

Со временем виды услуг менялись, но всегда оставался принцип – команда PR3 была про вовлечение людей, про рекламу, которая способна нравиться, и с которой хочется взаимодействовать. Сейчас это интегрированные кампании, промо, интерактивный диджитал, рекламные игры, PR, crm-платформы и программы лояльности. 


Мы начинали втроем, доросли до 55 человек в команде

Саша: Мы начинали втроем. Долгое время работали сжатой командой — 8 креативных, увлеченных, выносливых человек. Пиковое количество сотрудников – 55 человек. Если до 50 ты еще знаешь всех в лицо и здороваешься за руку, то дальше начинаются группы внутри групп, независмые отделы и мемы формата «добрый день, мы с Вами не знакомы, но работаем в одном холдинге :)».  Становится тяжело добиться единения, а для нашего бизнеса это важно. На данный момент нас 45, часть находится в регионах, офисы в Казахстане и Венгрии. 

На небольшом рынке достаточно быстро достигается психологический потолок

Ксюша: На данный момент мы присутствуем на рынках Казахстана и Венгрии. Зачем нам выходить на другие рынки? Причин несколько. 

Первая —  личные амбиции, интерес. Нам интересно бизнес-развитие как постоянный процесс.  На данный момент мы партнёры в 4-х рекламных компаниях, развиваем crossFit сообщество и совсем скоро запустим проект в области быстрого здорового питания. 

Дальше, коммерческая составляющая. В определенный период времени мы осознали, что  прирост новых клиентов в нашей btl-сфере уже не такой эффективный. Перед нами встал выбор: либо развиваться вширь в Беларуси и становиться агентством полного цикла, либо оставаться в рамках специализации, становиться в нем лучшими, расширять рынки сбыта. Собственно, мы выбрали второй вариант.


И, самое важное, это люди. Всем, кто у нас работает, интересно развиваться. Планка в рамках одного продукта или рынка часто людьми достигается быстро. А другие рынки — это возможность протестировать свои умения и навыки на другом уровне. К тому же нам важно удерживать квалифицированных беларусов в рекламе. Чтобы поголовно не переходили в IT и не уезжали. Именно поэтому появляются зарубежные рынки, как направления. 

Саша: В Казахстане мы работаем уже 3-й год, а в Венгрии - год. До этого у нас был офис в Украине, но как только там начались военные действия, бизнес сократился. 


Ксюша: Идти на другие рынки – трудно. Поэтому у нас не так-то много успешных кейсов, где беларуские агентства выходят и успешно существуют на других рынках. 

Когда ты работаешь на крупном европейском рынке, можно спокойно «спускаться»  на локальные, т.к. обладаешь экспертизой крупного рынка. Когда же ты идешь с беларуского рынка, то ситуация иная. Для некоторых компаний беларуский рынок  — это поле, где можно экспериментировать, а потом масштабировать удачные решения. Но для большого количества игроков – это рынок адаптационных решений. Поэтому беларусам сложно накапливать уникальную экспертизу. А без нее масштабироваться сложно. Вернее, невозможно. Просто трудолюбие уже не позволит :).


Наша цель — компания с собственным международным продуктом  

Ксюша: Когда мы выходили на другие рынки, мы целенаправленно сужались в сфере тех услуг, которые мы оказываем. Только при таком подходе можно выработать конкурентное преимущество.  

В Казахстане, например, мы делаем не весь комплекс услуг, который предоставляем в Беларуси. В Венгрии — ещё уже. Туда мы выходили с конкретным экспортным решением – геймифицированными программами лояльности, продуктом, в котором у нас уже накапливается высокая экспертиза.

В Венгрии ключевое — четкость и стандарты, в Казахстане — доверие

Ксюша: Когда мы начали сотрудничество с венгерским клиентом, сразу почувствовали «европейский» партнерский подход.  Вы работаете на равных, чувствуется доверие и уважение к экспертизе. Это, пожалуй, ключевое. И это однозначно мотивирует делать работу еще качественнее.  

Казахстан —  это больше Азия. Важно быть своим. Многое при построении бизнеса формируется на уровне доверия к конкретному человеку. Вы должны попасть в круг людей, которым доверяют – и экспертизе, и лично. 


В этой сфере все звезды, все заслуженно стремятся быть «самыми умными и красивыми»


Ксюша: Любой бизнес начинается с инициативы и огня. На старте можно не учесть кучу вещей, потерять деньги, время. После наступает этап роста. В этот период есть ощущение, что ты волк в игре с яйцами – яйца сыплются все быстрее,  и словить их уже не реально.  Задумываешься, что нужны стандарты, процессы, идешь на MBA, целенаправленно внедряешься бюрократию.  А когда живешь одной большой семьей, не всем изменения приходятся по вкусу. На этом этапе можно потерять людей, мы теряли. 

Саша: Бизнес весь строится на людях. Самое сложное — выстроить правильные отношения. В этой сфере все звезды, все заслуженно стремятся быть «самыми умными и красивыми» :)  Поэтому важно, чтобы у каждого в команде была возможность реализовать свой потенциал. Цель - перевести запросы сотрудников в возможности. Всегда ли получается? Нет, это сложно, но все же получается часто. 


Ситуацию с арестами прошли не мы с Сашей, её прошла вся команда

Ксюша: Ситуация в 2015 году, когда мы пережили аресты и обвинение в экономическом преступлении, с одной стороны сильно пошатнула бизнес - мы потеряли некоторые контракты и клиентов, часть людей и кучу возможностей.  Но с другой стороны, вспоминая это время, испытываем огромное чувство благодарности к тому костяку настоящих людей, которые окружали нас. Ситуацию с арестами прошли не мы с Сашей, а вся команда. И если бы не наша команда сотрудников и партнеров, мы бы из нее не вышли. 


Многие клиенты, также, несмотря на внутреннее регулирование и службы безопасности, нашли способ остаться с нами и продолжить работу. Это были 2-3 месяца, когда мы почувствовали фундаментальную поддержку, силу репутации. Было понимание, что создали что-то настоящее, потому что мы не одни боролись за сохранение агентства.  Для себя мы решили, что в тот момент от нас ушло всё ненужное, и это был период очищения. Чтобы восстановить бизнес до предыдущих объёмов, нам потребовалось полтора года, но это уже был другой бизнес. 


Саша: Эти события подтолкнули нас изменить взгляды на организационные моменты бизнеса, на то, с какими продуктами мы будем работать в дальнейшем, на каких рынках. Мы привыкли меняться. И это движение сопровождает нас постоянно.  

Будем дискутировать до хрипоты, хотя понимаем, что все это просто игра

Ксюша: То, что мы пара, семья — хорошо влияет на бизнес уже только потому, что мы имеем совместную цель. У нас есть общая энергия, которую мы прикладываем к одному делу и в одном направлении. Важно, что мы можем друг другу доверять. Несмотря на то, что у нас разные роли и разные характеры, мы - взаимодополняющая команда. Правда, долго и непросто шли к этому осознанию :)  Да, мы можем дискутировать до хрипоты, но всегда понимаем, что это игра! И она нам нравится. 


Саша: Бизнес —  это не только про то, как заработать деньги. Для нас это интересное занятие, в чем-то даже хобби. Соответственно, его интересно делать с любимым человеком, а не приходить домой, ложиться на диван или есть борщ. 

Нам нравится заниматься организацией жизни, событий 

Ксюша: Если говорить про хобби, то Саша увлекается всем, что связано с ветром: параплан, виндсерфинг, кайт. Конечно, Беларусь не самая удобная страна для этого — нет ни гор, ни моря. 


Саша: Если абстрактно, то но нам нравится заниматься организацией жизни, событий. Это может быть фотосессия для семьи, тусовка для друзей или те же поездки. 



У поездок есть своя философия – workation. Это целенаправленное совмещение отдыха и работы.  Яркий пример — Венгрия. Туда мы поехали отдыхать всей большой семьей, но при этом успели встретиться с потенциальным клиентом, выиграли тендер и успешно работаем на этом рынке. Едем в Амстердам – находим возможность попасть в офис Uber. Вместе с ребятами из офиса ездим в Киев на  музыкальные фестивали и по работе. Это уже прижившийся подход, мы практически не ездим просто в отпуска. 


У каждого есть своя суперсила,  и важно найти ее и развивать

Ксюша: За 15 лет случалось много  историй, мы вывели для себя несколько универсальных правил. Одно из них — искренне хорошо делай свою работу, а не просто продавай себя. У нас, например, до сих пор у нас нет отдела продаж. Бизнес растёт, потому что мы стараемся делать работу на уровне и с отдачей, нам доверяют большие проекты или новые направления. Есть клиенты, с которыми мы работаем по 10, 13 лет. 


Саша: У каждого есть своя суперсила, важно найти ее и развивать. При этом важно учиться работать с другими людьми: развивать свою суперсилу и уважать суперсилу другого. Тогда получится выстроить супер-команду, где вы взаимодополняете друг друга.

Суперсила Ксюши — это энергия. Она искреннее любит работу как процесс, стремится выдавать лучший возможный результат.  Еще люблю, когда она смеется или просто улыбается. 


Ксюша: Если я могу быть лицом, то Саша — это душа компании. Он очень «про людей», про то,  как найти реальную потребность человека и сделать так, чтобы человеку было интересно идти дальше.  И он стратег, далеко мыслит. Правда, иногда нужно время, чтобы осознать правоту его решений. Или просто довериться. 


Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: