"Могу нарисовать Трампа с закрытыми глазами". Беларуская художница создает репортажные иллюстрации для российских независимых изданий

Поделиться

Беларуская художница Надя Макеева, которая до недавнего времени делала иллюстрации для журнала Republic, рассказала нам о своем новом сотрудничестве с Романом Баданиным и его "Проект" медиа. Это независимое российское издание, объединяющее журналистов-расследователей и репортеров. Marketing.by расспросил Надю про специфику создания репортажной иллюстрации и особенности работы с российскими заказчиками.


Здесь и далее иллюстрации для "Проект" медиа

Мне написал на почту Роман Баданин с просьбой дать контакты для оперативной связи (при. ред. Роман Баданин с 2016 по 2017 год был главным редактором телеканала «Дождь», а до этого — главным редактором сайта РБК).

На момент запроса у меня была большая загрузка: рабочий день доходил до 14 часов без перерывов на обеды, социальные сети, кофе или общение. 

Но мне настолько интересно было попробовать, что я согласилась сделать тестовое. Поставленная задача для меня была новой, а сложные задачи я люблю.

Им нужны иллюстрации, которые отличаются от большинства существующих российских изданий

После официального подтверждения о сотрудничестве мы обсудили, как конструктивнее выстроить рабочий процесс.

У "Проекта" очень четкая концепция. Им нужны иллюстрации, которые отличаются от большинства существующих российских изданий. Если при работе с Republic мы присматривались друг к другу на протяжении первых 4-5 работ, а позже редакция уверенно принимала один из предложенных мной текстовых сюжетов, то здесь дела обстоят совершенно иначе. 

При работе с репортажем нельзя просто нарисовать основной набор очевидных образов, о которых идет речь в тексте, сделав из них полуформальную композицию – это никому не нужно. Важно не упустить смысл и основной посыл текста. 

Иногда нужно искать некую сложную метафору или аналогию, чтобы иллюстрация была выполнена так, чтобы и без текста она могла рассказать о смысле истории.


Само рисование здесь – верхушка айсберга, а основной фронт подготовительных работ читателю не виден. Неочевидно и то, что времени на концепцию и утверждения может быть затрачено куда больше, чем на сам рисунок. И это абсолютно нормально, если работа ведется не по предоставленному ТЗ от клиента, а у тебя есть возможность предложить идею самому. 

Я досконально изучаю каждый репортаж, разбираю его на составляющие

Как организована работа? Нужно понимать, что часто времени между публикациями немного, и я могу узнать о материале буквально за два дня до его выхода. Поэтому организация рабочего времени очень важна. В первую очередь мы прорабатываем текстовые концепции возможных иллюстраций, обсуждаем идеи, образы, цвета. После я делаю эскиз, а окончательный рисунок – это финальный этап. В финале могут быть небольшие правки формата "передвинуть объект", но на масштабные изменения времени нет. Необходимо быстро публиковать материал. 


Поэтому очень важно сразу представлять, какого именно результата ты хочешь добиться. На свободное творчество времени может не оказаться, и важно не подвести команду. При этому нужно не уйти в минус при работе, неправильно рассчитав необходимое на выполнение рисунка время.

Я досконально изучаю каждый репортаж, разбираю его на составляющие. Часто я самостоятельно ищу информацию о персонажах и взаимосвязях между событиями.

Я могу нарисовать Трампа с закрытыми глазами

Работа с репортажной иллюстрацией научила меня особой внимательности к деталям. Ну, и убедительно нарисовать Трампа я теперь могу с закрытыми глазами. 

И ещё важный момент – стоит учитывать то, какие предметы запрещены для изображения Законом "О Рекламе", поэтому нужно быть осторожным.


Российские издания и заказчики по формату работы схожи с европейскими

Когда у меня появились первые заграничные клиенты, я стала замечать разницу при работе с ними: они конкретнее излагают мысли, не дают абстрактных комментариев и правок, не вынуждают работать на выходных. Любое письмо, которое может прийти от них в выходной день, будет начинаться с извинений. 

Российские издания и заказчики по формату работы схожи с европейскими: они доверяют тебе как профессионалу, а это важный для меня факт. Выбирают специалиста они по портфолио, и, если он подходит, уже не вмешиваются в творческую часть.

К сожалению, с беларускими клиентами я часто сталкиваюсь с тем, что в качестве запроса приходит референс, которому мои работы вообще не соответствуют. И это при том, что я работаю в достаточно широком стилистическом спектре. 

Бывает еще и так, что внезапно на финальном этапе меня просят добавить некие совершенно чужеродные детали или фрагменты, которые не решают задач клиента. Но ни мои доводы, ни защита менеджеров могут не помочь.


Рыночную стоимость работы художника заказчик оплатить не готов

Что касается оплаты, то весь мир работает по часовой ставке. В Беларуси по ней работать сложно, потому что рыночную стоимость работы художника заказчик оплатить не готов: бюджеты на проекты в целом небольшие и иллюстративная часть всегда считается второстепенной, уступая, например, фотографии. Поэтому, я рассчитываю для себя работы в часах, а потом смотрю, какой формат иллюстрации и исполнения я могу предложить на определенный бюджет. Но часто получается, что я всё равно сижу больше, уходя в минус, из-за своего перфекционизма.



Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: