«Мода и дизайн — уже не о таланте, а о продажах». Изучаем fashion-консалтинг в Беларуси с Майей Старовойтовой

Поделиться

Майя Старовойтова взяла на себя смелость стать первопроходцем в сфере fashion-консалтинга в Беларуси. Ее цель — помочь брендам и молодым дизайнерам освоить белорусский рынок, создать бренд, который будет работать. Мы решили встретиться и разузнать, что вообще представляет из себя белорусский рынок моды, как создать эффективный бренд одежды и чего делать в этой сфере точно не нужно.

Unknown.png

К фэшн-консалтингу я шла достаточно долго. Интересовалась модой я с самого детства. И когда в начале пути возник вопрос, что делать со своей жизнью, я стала думать о том, кем я могу работать в сфере моды. Таланта для того, чтобы быть дизайнером, у меня не хватало, поэтому я долго искала и нашла такую профессию как стилист. Вы работаете с одеждой, но при этом ее не создаете. Я сходила на курсы, которые мне ничего не принесли, но продолжала изучать моду.

Однажды я поняла, что просматриваю и знаю так много информации, что ей пора делиться с людьми. Так я завела блог, где публиковала статьи и материалы, которые меня вдохновляли, делала интервью с фотографами, моделями и дизайнерами. Со временем появилась и другая работа. Я успела поработать стилистом, журналистом в сфере моды, преподавателем Fashion School, контент-менеджером, специалистом отдела маркетинга и бренд-менеджером брендов Kardash и VEDOVKA.

В прошлом году я почувствовала, что готова начать что-то свое. Я долгое время изучала бизнес-сторону моды и вот теперь могу консультировать молодых дизайнеров по аспектам этой непростой сферы.

1410748629153.png

Что вообще происходит на рынке моды и в Беларуси?

По некоторым оценкам, с начала 2000-х индустрия моды занимает 5-е место среди наиболее капиталоемких отраслей современной экономики.

Но в Беларуси денег нет. Если сравнивать рынки моды Беларуси и других стран СНГ, то становится совершенно грустно. Например, украинцы за последние пять лет “выстрелили”: их знают на Западе, они продаются по всему миру, имеют яркий стиль, да и в своей стране их ценят и носят. В то время как белорусы безуспешно топчутся на месте. Нужно понимать, что индустрия стала быстрее, и нет времени на то, чтобы раскачиваться, потому что в скором времени может наступить точка невозврата.

Однако, я точно могу сказать, что делать бизнес здесь можно, потому что конкуренции нет. 

Главное понять, что индустрия моды сейчас не о таланте и творческом потенциале, а об умении продвигать и продавать нужный людям продукт. Если вы не сумеете правильно выстроить бренд и наладить продажи, то вас никто не заметит.

Мода — это визуальный бизнес. Поэтому приходится очень много вкладывать. Также это один из самых медленных бизнесов. Моя цель — помочь новому бренду так, чтобы каждый последующий шаг был четким и направленным на результат. Нужно определиться с тем, что вообще должен нести ваш бренд в мир, для кого он, в чем его особенность. Без бренда и четкого видения к большому успеху не прийти. Нужно четко понимать, что дизайнер уже давно не творческая единица, а предприниматель. Идеи без структуры, к сожалению, теперь не будут работать, работа структуры без идей – возможна.

Что не так с белорусской индустрией моды?

Учитывая мой опыт работы в разных сферах моды, теперь я могу смотреть на выстраивание бренда со всех сторон и четко вижу, где и что проседает, и над чем бренду нужно поработать.

Среди элементарного. У огромного количества белорусских брендов нет своего сайта. Можно, конечно, подумать, что в современном мире сайты, как площадки, уже не влияют на продажи и, возможно, вы даже правы, но на самом деле все немного сложнее. 

Именно на сайты обращают внимание байеры или представители шоу-румов, которые ищут кого-то нового. Им нужна информация, которая покажет, что вы сделали и что из себя представляете. Совсем недавно в Киеве я была на форуме, где представители шоурумов говорили о том, что если ваша ссылка не открывается, никто дальше про вас ничего искать не будет.

ceft-and-company-ny-agency-gap-book-design-14.gif

В одной Италии каждый год закрывается более 1000 брендов. На данный момент их около 60.000. Новые бренды, по большому счету, не нужны. И любая оплошность уже непростительна.

Что необходимо учитывать при развитии бренда одежды?

Для развития бренда мало знаний о том, что ваша клиентка — это уверенная в себе женщина, 25+. Нужно знать в какие заведения она ходит, какую прическу носит, какой маникюр и мейк-ап делает, какие книги она читает, как она совмещает вещи, какой у нее стиль, какую музыку она любит. Про своего клиента нужно знать все. И я в этом помогаю.

Делать одежду для всех, при отсутствии достаточного финансирования — невозможно.

Поэтому нужно задать себе вопросы: для кого ваш бренд и каков ваш идеальный клиент? Какую одежду вы хотите шить? Что у вас получается лучше, а что хуже? Не нужно шить пальто, если вы понимаете, что они у вас получаются плохо. Вот эта адекватность в оценке собственных сил очень важна.

Кроме этого нужно смириться с тем, что белорусскому дизайнеру очень трудно выйти на западный рынок, потому что нужны инвесторы, ведь денег у самих дизайнеров точно нет. 

Для чего вообще нужны эти деньги? Если произошло чудо, и вас заметили, вам сделают крупный заказ, например, на пошив 50 единиц одежды одного артикула. И если накоплений нет, то вы не сможете выполнить заказ в срок и нужного количества. И нет ничего хуже этого. А такие случаи действительно бывают.

ceft-and-company-ny-agency-gap-book-design-4.jpg

Что входит в услуги фэшн-консультанта?

Спектр услуг достаточно объемный. Что касательно меня, то моя роль заключается в том, чтобы проанализировать то, что есть, продумать, что может быть, и совместить все это в один план, с которым дизайнер сможет работать как минимум год.

Например, вот этот объем услуг, обойдется в 600 руб. Консультация молодых дизайнеров, которые выпустили не более 2 коллекций, обойдется в 500 руб.

ы.png

Механика работы такова – я высылаю чуть более 20 вопросов, на которые дизайнер должен дать честные и развернутые ответы, далее я начинаю работать с предоставленной и найденной информацией, анализировать все, что есть и готовить презентацию с рекомендациями. Это занимает 5-7 рабочих дней. 

После того, как моя работа готова, мы встречаемся с клиентом, презентация занимает около 3-4 часов, я отдаю заказ в распечатанном и электронном виде. Далее я могу помогать в некоторых вопросах в течение года, например, если какая-то информация была непонятна при встрече, или я буду видеть не совсем правильную деятельность в социальных сетях. Мой спектр услуг не ограничивается только консультацией, мы можем продолжать продуктивно сотрудничать в течение года, так как я могу оказать помощь в организации мероприятия (показ, презентация), продумать визуал, выступить перед клиентами.

Чего НЕ стоит делать при развитии бренда в моде?

12.jpg

- Не стоит думать, что только потому, что вы очень талантливы и гениальны – вас заметят и полюбят. Для успеха нужно очень много и продуктивно работать.

- Не стоит думать, что клиент глуп. Если вы хотите зарабатывать, нужно вежливо общаться с клиентами и обеспечивать сервис.

- Не нужно делать 1 коллекцию в год, современная мода требует 2 сезонные коллекции, и как минимум 2 капсульные. Итого – 4 коллекции в год.

- Не нужно игнорировать СМИ. В то же время, не нужно, чтобы СМИ игнорировали белорусскую моду. Очень плохо, что не один влиятельный и посещаемый сайт Беларуси не делает качественных колонок про моду. Не только белорусскую, но и мировую. Нужно делать совместные проекты, качественные интервью, обдумывать варианты сотрудничества.

- Не нужно рассчитывать только на Инстаграм. Нужно продумывать полезный, красивый контент, который будет направлен на продажи. Не нужно упускать другие каналы продаж, некоторым белорусским брендам можно даже и поработать с Одноклассниками. Все индивидуально.

- Не стоит делать слишком трендовый и авангардный продукт, но и не стоит делать что-то скучное и невзрачное. Определитесь со своей эстетикой, адаптируйте под аудиторию, с которой хотите работать. Клиенты будут развиваться вместе с вами.

- Не стоит ждать чуда. Для развития этого бизнеса нужно вкладывать.

- Не стоит отчаиваться. Проблемы, безусловно, есть, но многие из них решаемы при условии организованной и структурированной работы.



Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: