Мнение HR-специалиста: Фриланс в маркетинге и PR не так сладок, как пишут в блогах

15 Ноября 2016 2295 9 HR Мнение
Поделиться

Каждый день в Беларуси регистрируется несколько десятков (может и больше) – индивидуальных предпринимателей. Идея открыть ИП или уйти во фриланс, освободиться от корпораций становится серьезным трендом среди маркетологов, бренд-менеджеров, пиарщиков. 

Специалист по построению отношений с персоналом Ксения Кручинина взвешивает плюсы и минусы фрилансерства и рассуждает про обратную сторону медали этой свободы.

circle (6).png

Новоиспеченные фрилансеры в своих блогах и соцсетях, рассказывают о том, как круто им живется на свободе, после корпоративного гнёта, лишь по касательной упоминая сдержанными фразами «от много мне пришлось отказаться», о сложностях, с которыми сталкиваются.  И мало кто говорит о том, что надо крутиться как белка в колесе в поисках клиентов, о том, что клиенты могут передумать посреди проекта. А это упущенное время и деньги, о том, что ни в коем случае нельзя заболеть и многих других «приятных» факторах свободы.  

freelanceimage.jpg
 
Я решила описать несколько важных, на мой взгляд, ситуаций, о которых почему-то не принято рассуждать теми, кто ушел на вольные хлеба. Надеюсь, что те, кто планируют ИП/фриланс, или кто уже начал свой собственный путь, примут их во внимание и будут очень бережно относиться к своей репутации сейчас и к своему будущему завтра.

Стратегические задачи для компании бизнес НЕ готов отдавать на аутсорс

Fotolia_39910548_Subscription_XXL-500x353.jpg

Ситуация такова: в Беларуси важные и не профильные проекты  компании чаще всего не готовы делегировать фрилансерам или ИП. Здесь отдается предпочтение подрядчикам в лице других компаний, агентств, которые располагают значительным трудовым, временным и денежным ресурсом. Либо собственным сотрудникам.

Для того, чтобы ситуация изменилась, нужен ряд условий:
●                специалисты с соответствующим опытом в реализации успешных проектов
●                адекватные конкурентные цены на услуги этих специалистов (стоимость привлечения специалиста-фрилансера должна быть ниже, чем найм специалиста в штат).

Пока в Беларуси, на мой взгляд, еще не сформирована культура отдавать сложные или специфичные задачи на аутсорс (кроме бухгалтерских услуг).  При этом практически нет и рынка предложений от специалистов. А точнее, есть те редкие специалисты, которым удалось сформировать портфолио успешных проектов, но они вполне резонно увеличивают стоимость своих услуг и предпочитают работать  на территории РФ или даже на Запад.  

А новичкам компании не готовы отдавать узконишевые, возможно, проблемные проекты. Так и формируется замкнутый круг: или мало опыта или очень дорого за этот опыт платить. Поэтому белорусские компании предпочитают нанять в штат специалиста средней руки со средней оплатой и ожидать от этого специалиста, что он за счёт собственной инициативы придумает и реализует уникальные проекты.

Продажи как must have навык

Некоторые специалисты полагают, что на вольных хлебах они начнут делать интересные и вдохновляющие проекты. Но мало кто задумывается, что «волка ноги кормят». Специалисты в области маркетинга, PR и брендинга НЕ любят продавать. И здесь возникает эффект противоречия.
 
Чтобы получить портфолио проектов, надо уметь хорошо предлагать свои услуги. Это значит, не просто сделать презентацию и рассказать о том, какой ты классный парень, а продать свою услугу человеку или компании, у которого нет желания упускать контроль над задачей. А также  нет особых причин тебе доверять.

Будьте готовы к тому, что 50% времени будет уходить на продажи и клиентинг, на управление проектом. Причём проектом надо будет управлять не только на своей стороне, но и на стороне клиента.  А управлять сотрудниками клиента Вам придётся, потому что если сроки или результат заказчика не устроит – то страдать будет Ваша репутация.

Ограничение дохода

1230310037952427074.jpg

Казалось бы, одной из причин ухода из мира корпоративного бизнеса иногда бывает потолок в доходе, но суть в том, что свободной экономической жизни тоже есть потолок дохода. Ваши услуги стоят столько, сколько готов платить за них рынок, у Вас есть время, ограниченное 24 часами в сутках. Увеличение дохода может происходить несколькими путями:

●   ускорение исполнения работ. Но не всю работу можно ускорить, и у каждого из нас есть пределы скоростного совершенства.
●   увеличение стоимости работ. Здесь вы все равно играете по рыночным ценам или уходите на другие рынки.
●   усложнение работ, что непросто, ведь наш мозг стремится к сохранению энергии, поэтому чаще всего мы подсознательно выбираем проторенную комфортную дорожку, то есть простые проекты. А клиенты чаще всего не доверяют сложные дорогостоящие задачи фрилансеру.

Сложные клиенты развивают. Готовы к ним?

20160215105740-shutterstock-336887408.jpeg

Об этом говорят на каждой конференции по продажам, и упоминает каждый гуру в своих выступлениях. Сложный клиент, с высокими требованиями, непростым характером и прижимистостью заставляет исполнителя вылезти  из кожи вон, чтобы удовлетворить запрос и выполнить заказ. Приходится включать голову, фантазию и удивлять даже самого себя.

Но у свободного художника всегда есть право выбора, не так ли? Поработать вон с теми классными ребятами, с которыми мы уже сделали несколько проектов и всё «на мази» или взять вот этого неприятного стремноватого дядьку, который не знает, что хочет, и у которого первый опыт работы с фрилансером. Правда, ведь, что выбор очевиден?

Вернуться сложно

Бизнес оооочень тяжело и с неохотой рассматривает людей, которые год и больше проработали на себя. Такие специалисты вызывают много вопросов, и в первую очередь работодателя волнует вопрос, не уйдет ли этот специалист снова на вольные хлеба, если ему вдруг что-то не понравится. И мой опыт говорит о том, что человек, проработавший «на воле», действительно,  легко и не задумываясь принимает решение уйти из найма обратно, если ситуация и обстоятельства складываются не так, как он ожидал.
 
Если взвесить плюсы и минусы работы в свободном полете, вот что у меня получается:

Плюсы фрилансерства и ИП

Минусы

Возможность выбирать проекты

Возможность выбирать клиентов

Возможность самостоятельно планировать время

Регулирование объемов работ и загрузки (всё зависит от Вашей собственной жадности)

 

 Нерегулярная загрузка

Нерегулярный доход

 Проблемы с социальными гарантиями

Отсутствие стратегических комплексных уникальных проектов

Исполнительские задачи (желание бизнеса удешевить реализацию)

Высказывая свое мнение, я ни в коем случае не хочу никого отговорить от решения стать свободным художником. Беларуси очень не хватает предпринимательского духа, и чем больше ИП будет регистрироваться, тем больше будет конкуренция на рынке, тем выше будет качество предоставляемых услуг. Но очень хочется пожелать будущим предпринимателям, чтобы решение начать свой собственный, хоть и маленький, бизнес было осознанным, взвешенным и лишенным романтизма. 


Кручинина Ксения, HR, рекрутер, специалист по построению отношений с персоналом. Работала HR в таких компаниях, как Атлант-М, АтлантКонсалт, СофтКлуб

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: