Мнение digital-эксперта: В беларуских охватных пабликах порой живут до 90% ботов

28 Марта 2018 8041 0 Digital-маркетинг
Поделиться

В последнее время очень популярной стала тема про фабрики ботов, которыми пользуются бренды с разными целями. О том, когда их можно использовать и для чего они непригодны, мнением делится Евгений Адамович - топ-эксперт в области SMM. Евгений реализовал диджитал-стратегию Минского Polo-марафона, в России был ответственен за диджитал коммуникации и SMM для Московского Гастрономического Фестиваля и Moscow Restaurant Week и других крупных мероприятий. В прошлом диджитал-директор PR-студии Sette. Работал с крупными международными брендами: Danone, Skoda, Volkswagen, Альфа Банк, Министерство культуры и туризма Монако. Диджитал-консультант международных IT-стартапов.

Любое дело, которое начинается со лжи — это плохо

Люди все меньше верят брендам и продолжают верить «людям». Лишь единицы задумываются о том, что за аватаркой и якобы реальным именем может скрываться все тот же бренд, который нанял агентство, которое создало 10 000 аккаунтов якобы людей и несет через них информацию в массы. Фабрика ботов всегда дешевле качественной, креативной PR кампании, поэтому, к сожалению, многие компании давно и небезуспешно пользуются этим инструментом.

Мое личное мнение — любое дело, которое начинается со лжи — это плохо. Как диджитал-специалист я должен рассуждать позициями выполнения цели и KPI, но я не забываю о том, что на той стороне экрана сидит реальный человек, который так или иначе сделает свой выбор, основываясь на информации, которую прочитает.

170918-spot-fibs-without-lie-detector.jpg

Уверен, что практически в каждом продукте можно найти сильные стороны, преимущества, интересные качества для клиента. Эти качества нужно использовать, разрабатывая стратегию диджитал-кампании. Совершенно неоспоримо то, что хорошая креативная кампания имеет более долгосрочную и качественную перспективу, нежели короткий вброс информации.

Coca-cola сколько угодно могла бы писать о том, что она не так вредна, какой её считают, сеять в интернете информацию о своих целебных свойствах и так далее. Но она никогда бы не стала той самой Coca-cola, если бы не придумала Санта Клауса. Вы же знаете, что Санта — это PR-проект? Да-да, его придумал бренд газировки, нарисовал, спродюссировал и породил целую индустрию Рождества. И это здорово, это добрый PR, очень крутой и на века.

haddon-sundblom-coke-santa.cf5818b3207df64ca028455b68c860f7.jpg

Служба ботов на благо репутации

Но, если мы говорим о репутационном маркетинге, тут использование ботов допустимо. К примеру, на ваш продукт есть 100 отзывов, из них 99 негативных. Но, ваш продукт не так плох, и вы продали не 100 единиц, а 10000. Почему тогда только негативные отзывы? Потому, что так устроена психология человека: если хорошо, то он молчит, а если плохо — говорит. В таком случае можно разбавлять негативные комментарии позитивными. НО - ни в коем случае не приписывая продукту несуществующих качеств.

Еще один аспект системы фабрики ботов — иногда клиент не знает о их существовании. Есть десятки пабликов, в том числе белорусских, с огромным количеством подписчиков и с большими охватами. В таких пабликах часто продают рекламу и в общем-то они очень популярны у рекламных и PR агентств. Но, зачастую в таких пабликах, помимо реальных подписчиков, живут настоящие армии ботов, порой до 90%. Называть такие паблики я не буду, пусть их вычисляют маркетологи и агентства, но они есть, и каждая из белорусских компаний, которая заказывает PR услуги, уже покупала рекламные места в таких пабликах. 

What-are-Bots.jpeg

Диджитал кампанию лучше протестировать заранее

У меня был интересный опыт с одной итальянской компанией, это была ресторанная сеть. Они обратились ко мне за консультацией и тренингом по SMM. Я изучил конкретную среду, целевую аудиторию и бизнес в целом и предложил провести несколько тестов разных инструментов. Это важно, чтобы выбрать наиболее действенный и обучить его использованию управляющих бизнеса.

Мы разместили разные рекламные флаеры на разных онлайн-площадках, сделали акцию на Trip Advisor и запустили отдельный флайер на таргетированную рекламу в разных соцсетях. Через неделю сделали срез, поняли, что наиболее эффективная для нас площадка — это Trip Advisor и стали работать с ним.

Заблаговременное планирование и тесты — это залог успеха. Если агентство сразу предлагает вам потратить весь бюджет на непроверенную диджитал-кампанию, не стоит быть уверенным в ее успешности. Заказывайте тесты с маленькими бюджетами, работайте только с теми, кто готов предложить вам небольшие проекты с небольшим бюджетом, прежде, чем запускать большой проект. Иногда агентства даже проводят подобные тесты за свой счет и это круто, это правильно. 

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: