Мнение: «Белорусские блогеры – пушистые голубоглазые котята»

17 Сентября 2015 marketing.by 6256 10 БлогосфераBY Мнение
Поделиться

Из социальных сетей прямо на Onliner.by в рубрике «Мнения» вновь поднялась тема «продажности блогеров»:  крупнейший белорусский портал заметил, что белорусская блогосфера стала «ощутимо тусовочной». 

f14eb3014dc2539212cfa13b09858fd5.jpg

О том, кто виноват и стоит ли осуждать блогеров, рассказала специалист по коммуникациям Анна Шутова. marketing.by публикует мнение специалиста на этот щепетильный в обществе и бизнесе вопрос.   

«Дело в том, что в Беларуси набирает силу явление, которое на профессиональном языке называется маркетинг в социальных сетях. Если говорить проще, это виртуальное сарафанное радио в интересах брендов. Представители компаний прекрасно осознают, что люди больше не верят логотипам, люди верят людям. Блогеры в этом смысле — идеальные проводники информации. У них есть аудитория таких же, как они, людей, которая их читает и доверяет их мнению. Это как своеобразный кабельный канал, которым бренды стремятся пользоваться все чаще.

Нельзя сказать, что раньше в Беларуси не было коммерческих проектов с блогерами. Белорусская блогосфера родилась несколько лет назад в ЖЖ и была достаточно узкой тусовкой. С «жэжэшниками» уже тогда работали крупные компании, например МТС, «Атлант Телеком». Но это были штучные и достаточно редкие проекты. С развитием соцсетей в Беларуси, особенно Facebook, Instagram, Twitter, у блогеров появилась возможность «репостить» и существенно расширять свою аудиторию. Помимо традиционных блогеров сформировались так называемые «лидеры мнений» — люди, имеющие авторитет в различных сферах и массу подписчиков в соцсетях.

Многие блогеры, которые давно и серьезно вкладываются в свои блоги, задумались о монетизации трафика, чтобы сделать «дневник» прибыльным, совмещая приятное с полезным. Здесь можно размещать ссылки, продавать баннеры. А можно — посты, рекламные статьи. И вот мы подходим к смешному обвинению блогеров в продажности. Фишка в том, что платить блогерам деньги в Беларуси бренды пока не готовы. Можно пересчитать по пальцам тех, кто добился успеха, размещая рекламные посты за деньги (цифры здесь колеблются от $100 и выше в зависимости от охвата и качества аудитории). По моему опыту, подавляющее большинство позитивных постов о брендах в белорусских блогах оплачено бартером — поездкой, подарком, впечатлением, но не деньгами.

Здесь надо добавить, что при этом некоторые блогеры, которые нелестно высказываются в сторону «проплаченных» коллег, сами же читают семинары по монетизации трафика. И эти семинары, к слову, наиболее популярны в байнете!

Если мы обратим внимание на страны, с которыми так любим себя сравнивать, — Россию и Украину — то увидим совсем иную картину. Там некоторые блогеры зарабатывают десятки и сотни тысяч российских рублей. И это люди, которые, в связи со спецификой этих стран, продаются в первую очередь политтехнологам или бизнестехнологам. В России известны случаи, когда услугами блогеров пользовались, чтобы утопить компанию «Трансаэро» или подмочить репутацию «Сбербанка». Вот он, тот грех, за который можно клеймить таким ярлыком, как «продажный». Как вам на этом фоне белорусские блогеры, описавшие впечатления после презентации телефона или очередного сорта пива? По-моему, пушистые голубоглазые котята. Кое-кто назовет их халявщиками. Но такая реакция сродни «не твоя, вот ты и бесишься».

Почему блогеры посещают мероприятия брендов? Потому что им предлагают эксклюзивный доступ к услуге или новому продукту. Беда сейчас в том, что довольно узкий круг людей посещают самые разные презентации и оставляют чаще всего только позитивные отзывы. Когда в блоге появляется десятый такой пост, аудитория начинает негодовать. Та волна возмущений, которая выплыла сейчас, по сути, основана на посыле: «Ты продаешь свое мнение и слово, а это не очень красиво. Ведь раньше мы читали тебя потому, что ты был искренен».

Кто виноват? Предпочитаю не валить весь негатив на блогеров. Что писать в блоге, какие мероприятия посещать — личное дело каждого. Умный блогер рано или поздно увидит отток читателей и станет более избирательным к приглашениям и своим постам.

Более стремная ситуация у пиарщиков и маркетологов. В Беларуси так исторически сложилось, что бренды хотят получать пиар по принципу «или хорошо, или ничего». Они желают тотально контролировать тексты блогеров и журналистов. Не дай бог, будет хотя бы одна негативная нотка! Никто не задумывается о том, что люди не верят прилизанному тексту. Ведь даже самый идеальный продукт имеет спорные качества. И как показывает практика, пост с характером, описывающий не только достоинства, но и недостатки продукта, «играет» значительно лучше. Он соберет больше комментариев и больше просмотров. Пример идеального пиара — обзоры в Top Gear с Джереми Кларксоном: и похвалил, и поругал. А в результате вы запомнили самые разные характеристики и, вероятно, захотите оценить их сами.

Пока что, написав критичный пост, наш блогер может оказаться, как говорится, в черном списке. А попадать туда далеко не всем хочется. Но картина будет меняться. И не в последнюю очередь благодаря ситуации в экономике — к блогерам будут все чаще обращаться за рекламным размещением как к альтернативной площадке. Стоимость — это вопрос времени. Блогеры пока только начинают осознавать свою ценность, ценность своей аудитории. Думаю, тарифы за публикации на этом рынке сформируются уже очень скоро, и тогда все станет интереснее. Главное, чтобы внутренние распри в блогосфере и взаимные обвинения в неискренности не отпугнули потенциальных рекламодателей. А блогеры в свою очередь предупреждали аудиторию о том, что «пост проплачен».

Фото: Onliner.by

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: