Мешок картошки, алкоголь и дорогие подарки: что дарят бренды белорусским журналистам?

Поделиться

После недавней пресс-конференции одного автомобильного бренда мы открыли сувенирный пакет для журналистов и увидели там в качестве презента "чекушку" настойки. Так у Marketing.by появилась идея расспросить о подарках на пресс-мероприятиях две стороны баррикад — пиарщиков и журналистов. Вместе разбираемся, какие сувениры лучше всего дарить журналистам и как влияют презенты на тональность публикаций и лояльность СМИ.

13525405_1133579810046631_1658245695_n.jpg

Антонина Серякова, бренд-менеджер «Зубр Капитал»:

as.png

Пресс-конференция — это не вечеринка по случаю, а рабочий процесс, причем для всех участников: как для тех, кто делает пресс-конференцию, так и для журналистов. Первое правило пресс-конференции звучит следующим образом: у тебя должен быть действительно важный повод, чтобы собрать всех этих людей вместе. Поэтому содержание пресс-конференции должно быть гораздо важнее и сильнее подарков.

Я не сторонница одаривать журналистов подарками. В конце концов, хорошая информация — это лучший подарок, который компания может подарить журналисту. Но это не значит, что мы ничего не дарим журналистам. Небольшие сувениры, которые так или иначе связаны с поводом пресс-конференции, вполне оправданы. Например, когда мы делали пресс-конференцию по случаю открытия выставки Zabor в Национальном художественном музее, мы дарили журналистам набор открыток с изображением работ художников. Это не только сувенир, но и дополнительная информация, которую журналист может унести с собой. На пресс-конференции по случаю сделки между «Зубр Капитал» и «Софт Клубом» мы дарили флешку с информацией о приобретении доли в компании и набор шоколадных конфет в виде основных продуктов «Софт Клуба», чтобы это в игровой форме помогало журналистам сориентироваться, чем занимается IT-компания.

Я думаю, главная задача подарков во время пресс-конференции — это информативность и полезность. И главное, не путать приоритеты местами, когда информационный повод отходит на второй план. Информация — ее актуальность, важность — должна превалировать над вопросом: что дарить журналистам? Следует помнить, что вы выстраиваете партнерские отношения с журналистами. Вы им сообщаете важную информацию, а не покупаете площади в их изданиях. Подарок — это только приятный бонус, не более того.

Антрополог Марсель Мосс написал «Эссе о даре», где проанализировал взаимоотношения между архаичными племенами. И выяснил, что дар является для них главным средством символического, коммуникативного, финансового обмена. В этом эссе он приводил примеры, как целые племена разоряли друг друга подарками, потому что, когда тебя дарят подарок — это ставит тебя в положения должника. Ты должен подарить человеку нечто взамен. Возвращаясь к нашему вопросу: когда вы дарите журналисту дорогой подарок, он автоматически становится вашим должником. Он должен что-то дать в ответ. Но мы не в архаичных племенах проживаем, я надеюсь, и такие отношения в бизнесе не ведут к конструктивной работе. Он ведет к шантажу, вымогательству и далее по списку.

Я думаю, что лучше журналистам дарить что-то не очень дорогое, но приятное, чем какой-то большой, существенный подарок. Если вы во время пресс-конференции подарите каждому журналисту автомобиль, то это будет не сувенир, а взятка. А там уже начинаются другие правила игры.

Абсолютно уверена, что количество публикаций зависит не от подарков, а от информационного повода и хорошей работы PR-щика, с одной стороны, и профессионализма журналиста, с другой. Хороший журналист напишет правду вне зависимости от количества и дороговизны подарков. Если же компания тратит слишком большой бюджет на подарки журналистам, стоит задуматься, хороший ли у них работает специалист по PR.

Алла Мочалова, менеджер по корпоративным коммуникациям компании "Аливария":

am.png

Мы гордимся своим продуктом, наше пиво высокого качества, и мы считаем его лучшим подарком.

20160710_100535_cr.jpg

Ирина Корзюк, PR-менеджер Huawei Беларусь:

ik.png

На пресс-мероприятиях мы дарили очень разные сувениры журналистам. Стараемся подарок всегда сделать тематическим, то есть привязанным к теме пресс-мероприятия. Если не получается, то делаем ставку на полезность и практичность. В любом случае, подарок — это дополнительная коммуникация, которая должна быть продумана заранее.

Бюджеты, выделяемые на подарки, определяются внутренним регламентом, действующим в компании. Есть верхняя граница, потому что подарок не должен расцениваться как взятка. И в крупных компаниях внутренний аудит контролирует все эти моменты.

И, конечно, сувенир — это всего лишь знак внимания. На количество публикаций влияет не он, а интересный инфоповод и качественно организованное мероприятие.

Вячеслав Смирнов, начальник пресс-службы velcom:

vs.png

Дарить журналистам сувениры на серьезных мероприятиях — это правильная практика. Но они должны ассоциироваться с предметом самой пресс-конференции, брифинга или пресс-завтрака. Например, на пресс-конференции по поводу строительства нашего солнечного парка мы подарили журналистам зарядное устройство с солнечными батареями. Когда мы собирали пресс-конференцию и говорили о качестве связи, то каждый журналист получил символический сувенир — пластиковую подставку под планшет в виде слова «Якасць». То есть подарки не ради подарков, а для создания ассоциаций. Сувениры должны напоминать о компании, о бренде и об инфоповоде.

Ручки и блокноты — это обязательные элементы, чтобы у журналистов была возможность записать то, что они слышат на мероприятии.

Что касается бюджетов на сувениры, то это незначительные суммы. Потому что в любой крупной компании существуют внутренние правила, запрещающие дорогостоящие подарки.

Сувениры журналистам — это не подкуп, однако они могут влиять на тональность публикаций.В том случае, если мероприятие составляет единый комплекс ощущений: какой инфоповод, как встречают, чем угощают, красивый ли блокнот, будет ли сувенир напоминать о предмете пресс-мероприятия и т.д. Все это не обязательно должно быть дорогим: главное, чтобы вместе элементы создали определенную атмосферу.

Ольга Ерохина, корреспондент «Комсомольской правды в Беларуси»:

oe.png

Из самых интересных и необычных подарков вспоминаю флешку, блокнот и ручку очень крутой фирмы. До сих пор ими пользуюсь, хотя прошел где-то год, так как очень удобные и красивые.

Недавно подарили огромную книгу-альбом художника Александра Кищенко. Было неожиданно получить тяжеленный пакет.

«Трешевых» подарков как-то даже и не помню. Все идут по стандарту: блокнот, ручка, в последнее время еще и флешка. Для журналиста первые два пункта, на мой взгляд, очень полезны. Некоторые мои коллеги морщатся от таких подарков, а я не понимаю почему. Я уже забыла, когда в последний раз покупала себе блокнот или ручку — всегда на презентации или пресс-конференции, круглом столе тебе раздаточный материал дадут.

Помню, в самом начале моей журналистской карьеры на круглом столе раздали буклеты с прикрепленными презервативами. Но это были не специальные подарки для журналистов, а пример того, что организация распространяла среди людей на различных акциях.

Подарки никак не влияют на публикации журналистов, хотя многие думают иначе. В 2011 году, когда я искала работу, пришла на собеседование в кадровое агентство, которое занималось подбором персонала для крупной компании. Я претендовала на специалиста PR-отдела, мне задавали стандартные вопросы об опыте работы. А потом спросили, что нужно сделать, чтобы на пресс-конференцию пришли журналисты и написали тексты?. Отвечаю что-то вроде "нужен хороший информационный повод, нужно заинтересовать журналиста, чтобы он пришел, пригласить туда каких-нибудь экспертов, чиновников и т.д.". Мне задают уточняющий вопрос: «А если журналистам пообещать фуршет после мероприятия — они тексты напишут?». Я даже как-то оскорбилась. Потому что не знаю журналистов, которые пишут тексты только потому, что их покормили или задарили подарками.

Глупо рассчитывать на хороший текст после пресс-конференции только потому, что компания потратилась на аренду зала, еду, напитки и блокнотики. Я воспринимаю все эти раздаточные материалы просто как раздаточные материалы, и не более того. Да, приятно получить новую ручку, блокнот, флешку. Но это я могу себе позволить и сама купить.

13633238_996208583809797_1620614819_o_cr.jpg

Алесь Сержанович, главный редактор информационно-аналитического агентства «Бизнес-новости»:

als.png

Самый дорогой подарок был до кризиса 2008-2009 года: компания Bosch возила в Москву, дарила дрели, давала возможность поучаствовать в викторинах и выиграть подарки — от шуруповерта до газонокосилки.

Из необычного припоминается нож для дегустаций мясных изделий от Борисовского мясокомбината — это тоже было до кризиса. Наиболее полезные подарки — это power bank и флешки большого объема.

Но подарки не влияют на тональность публикаций или лояльность журналистов. По крайней мере, не должны влиять. Хотя риск есть. Есть журналисты, которые специально не остаются на фуршетах, чтобы сохранить объективность — у меня тоже был такой период.

Это неправильно, если компании рассматривают возможность подкупить журналистов и выцыганить с них лояльный материал за конфетку. Если хороший журналист хорошо сделает свою работу, то конфеток он сам себе купит. Поэтому главная ценность для журналистов не в подарках, а в полезной и действительно важной для аудитории СМИ и журналиста информации.

Анастасия Занько, журналист Onliner.by:

nz.png

Самый необычный подарок, наверное, был от мэрии Паланги: нам вручили «чекушку» настойки на янтаре. Было неожиданно, что алкоголь вручают на пресс-конференции. Необычный подарок журналистам перед Новым годом сделала компания TeleTrade — елочную игрушку со своим логотипом.

Из «треша» — мешок картошки моему коллеге. Было смешно, и мы долго думали, куда его деть. Мешок реально долго стоял у нас.

Особо дорогих подарков не помню. Заманивали дорогими фуршетами — это да. Но основные презенты от компаний — это блокноты, ручки, флешки, календари.

В целом я против того, чтобы журналистам что-то презентовали кроме информационных буклетов, ручек и блокнотов. Все остальные «извращения» лишние, я не вижу в них необходимости.

Подарки и фуршеты ставят в неприятное положение, особенно если ты молодой и неопытный. А потом вырабатывается иммунитет, и даже хороший фуршет не помешает написать критику.

13711574_1122899334415380_148597826_o_cr.jpg

Ольга Семашко, специальный корреспондент Дирекции информационного и общественно-политического вещания Первого национального канала Белорусского радио:

os.png

Самый необычный подарок – это набор марок от «Белгазпромбанка» с картинами из своей коллекции, изданный ограниченный тиражом. Но это был подарок за лучший вопрос на пресс-конференции. Запомнилось приглашение на пресс-мероприятие «Дни Батуми в Минске»: на работу приглашение и грузинские сладости лично привезла девушка в национальном костюме. И составить мне компанию на мероприятие захотели многие коллеги.

В части креатива хотелось бы отметить компанию Visa. У них каждое мероприятие — подарок: то мастер-класс по национальной кухне, то соревнования с Александрой Герасименей.  

Заметила, что есть определенная мода на подарки. Один год все компании дарили термокружки — их у меня штук восемь. Чуть раньше была мода на пледы.

Полезными являются те, которые пригодятся в работе: ручки, блокноты, флешки, визитницы и даже ежедневники. Перед Новым годом лучше всего дарить календари — они лишними точно не бывают.

По цене я подарки, если честно, не сравниваю, и даже не могу определить их стоимость «на глаз». Муж иногда говорит, «о, какую тебе ручку дорогую подарили», а мне абсолютно все равно, сколько это стоит. Поэтому подарки никак в моем случае не влияют на публикации. Хотя красивые и интересные подарки, не скрою, цепляют.

rucz.jpg

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: