Лайфхак для клиента: Как спрогнозировать и оценить бюджет на разработку сайта? Часть I

Поделиться

Одна из главных проблем сегодня на рынке – клиент не понимает, из чего складывается стоимость web-разработки. С одной стороны, «дешевые» сайты – это миф, в который хочется верить клиентам, но который уничтожает бюджеты клиента и не позволяет ему получать качественные продукты. С другой стороны, стоимость разработки во многих студиях необоснованно завышена. Поэтому клиенты часто задаются вопросом, почему за один и тот же сайт, студии выставляют цены, которые могут отличаться в 5 раз.

ормпо.png

Дмитрий Хоружко, коммерческий директор агентства Nineseven, решил помочь разобраться, из чего складывается стоимость сайта, от каких факторов зависит окончательная стоимость сайта, как понять, какой бюджет нужно предусмотреть для разработки того или иного сайта, и можно ли сэкономить на создании сайта, не ухудшая качество получаемого результата.

Основной принцип формирования стоимости услуги

Производство сайта – это услуга. Мы предлагаем клиентам нечто метафизическое и абстрактное, то, что нельзя потрогать руками. Поэтому клиентам не до конца понятно, сколько стоит эта услуга.

Давайте представим себе, как формирует стоимость услуг фрилансер. Не важно, в какой сфере он работает.

Фрилансер изначально устанавливает планку, сколько он будет зарабатывать в месяц. Далее – анализирует, сколько у него времени, сколько часов в день он будет работать. Допустим, 5 часов в день. Сколько рабочих дней у него будет в месяц. Например, 20. И он хочет зарабатывать в месяц, например, – 2 000 долларов. Соответственно, 2 000 долларов на 100 часов, получаем стоимость часа - 20 долларов.

И, не важно, какие услуги ты будешь предоставлять. Все равно ты тратишь на это свои часы.

жпдмро.jpg

А переход с фриланса в студию ничего не меняется. Ты продаешь не свое время, а время других людей. Но к этому еще добавляются затраты. Поэтому время других людей получается несколько дороже, ведь всем нужно собраться вместе, и с «общака» оплатить бухгалтерию, аренду, налоги и прочие расходы. Таким образом, стоимость сайта – это часы специалистов, которые принимают участие в процессе.

Количество специалистов не постоянная величина. Она зависит от бизнес-процессов, построенных в компании. В среднем эта цифра составляет 5-6 человек.

2017-02-14 10.16.18 am.png

Стоимость одного часа в разных студиях

Что касается стоимости нормочаса в web-студиях, то эта цифра равна 20-25 долларов в час.

Конечно, можно выкупить часы программиста по $2 в час. Такого специалиста не оформляют, и поэтому нет дополнительных затрат. При этом продать его могут по своей коммерческой цене – за $20 в час. Ясно, что в таком случае у компании стоит цель получить интересный контракт, и она может со старта скинуть половину стоимости проекта. Последствия такой оценки следующие – сроки поедут, поскольку программист, который готов работать за такие деньги – это, скорее всего, неопытный студент.

Как ставка в 20 долларов за час может превратиться в 10 долларов в час?

Раньше мы брали средний показатель – 20 долларов в час. Но поняли, что бывают случаи, когда это неуместно. В прошлом году мы ввели практику стажировки, под контроль менеджеров. Конечно, мы не можем продавать работу стажера за 20 долларов за час. И чтобы не дурить голову клиенту, мы ввели коэффициенты. Изначально коэффициент равен – 1. Это ставка 20 долларов в час. Для работы специалиста вроде junior – мы вводим поправочный коэффициент – 0,5, то есть по 10 долларов. А вот часы арт-директора мы продаем по коэффициенту 1,5. И это тоже должно отображаться в смете

Какие специалисты должны быть задействованы в проекте?

Это проектный менеджер, дизайнер, html-верстальщик, программист, тестировщик. У нас, к примеру, к процессу подключается еще и арт-директор.

Из участия этих специалистов и формируется стоимость создания сайта. Наша задача, как разработчика – разложить эту стоимость на участников проекта, спрогнозировать, сколько на это уйдет часов дизайнера, сколько часов программиста, арт-директора, менеджера, тестировщика, и так далее.

Совокупность часов специалистов с учетом ставки нормочаса в 20 долларов – и есть итоговая стоимость проекта.

Конечно же, клиенту важны не только часы. Клиенту важен продукт, который он получит в итоге. Смета, составленная студией, должна разговаривать с ним на понятном ему языке.

Что, кроме часов, должно быть в смете, чтобы клиент понял, за что он платит?

Абстракцию в виде 30 часов дизайнера нужно перевести клиенту на язык понятных ему вещей. Например, считаем количество шаблонов страниц. У каждой компании, конечно, есть своя смета и свои единицы подсчета. У нас смета представляет собой формулы, куда просто подставляются нужные значения.

К примеру, на один шаблон мы даем дизайнеру полдня, то есть 4 часа. Задача sales-менеджера, получая задачу на проект от клиента, продумать эти условия, необходимые для создания сайта. И клиент сам фактически для себя определяет, сколько нужно шаблонов.

Выглядит это примерно так.

ромдо.png

В итоге, менеджер строит структуру, отмечает зеленым шаблоны, которые уйдут в работу дизайнерам. А в последующем мы расписываем все страницы сайта и шаблоны, которые к ним будут применяться.

омдсд.jpg

Например, для интернет-магазина берется 4-5 шаблонов, это минимальный набор. Если мы видим, что у клиента много нестандартных запросов и много сложных страниц. Тогда мы предварительно строим структуру сайта, и смотрим страницы, которые требуют специальной прорисовки, и тоже включаем их. А потом количество страниц умножаем на 4 часа и получаем общее количество часов.

Таким образом, в смете должна быть информация:

  • этап работ
  • наименование работ
  • количество элементов этого этапа работы
  • количество часов
  • итоговая стоимость этапа и наименования работ

Сметы агентств очень сильно отличаются даже на жестко поставленную задачу. В этом и состоит сложность выбора. Есть такая поговорка: если трем проектным менеджерам в одной компании поставить одну задачу, вы получите 3 разные оценки. И если одному менеджеру поставить в разное время трижды одну и ту же задачу на оценку сайта, то вы все равно получите 3 разные оценки.

иии.jpg

Поэтому любые стоимостные оценки построены на процессах студии и на опыте компании.

Сроки часто едут именно на этапе дизайна, когда клиент вносит много правок. Или в середине проекта, когда клиент вспоминает, что что-то забыл. А ведь тайминг на проект всегда выстраивается из идеальной картины, с расчетом на то, что все будет идти по плану, и никак иначе.

Мы, например, расписываем этапность с учетом 2 дней на приемку клиента. Но в реальности приемок у клиента выходит намного больше. И действительность такова, что сроки едут в большей части случаев. Я не видел еще ни одного проекта, где было все «тютелька в тютельку». Этим и плох фикс-прайс и так называемая «водопадная» модель разработки.

В такой ситуации компания-разработчик должна сама принимать на себя риски. Случается так, что маржинальность проекта уходит в минус. В таком случае, мы терпим, значит это наша ошибка, ведь мы с ним договорились на фикс-прайс, и сами недооценили проект. Солидность компании и оценивается по тому, может ли она принять на себя эти риски.

ромдм.png

Справка: Дмитрий Хоружко - Опыт работы над онлайн-проектами — более 11 лет, 5 из которых Дмитрий руководит собственным агентством веб-разработки Nineseven. Участвовал в проектировании электронного правительства Казахстана, работал над проектами для Газпрома, МТС, Билайна, ХоумКредит Банка и др.

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: