Крик Ярославны… Александр Демидович про белорусский авторынок

Поделиться

В канун Нового года автомобильные дилеры традиционно заводят «плач Ярославны». Многоэтапное увеличение таможенных пошлин, изменение формы взимания НДС, введение утилизационного сбора, нетарифные методы регулирования импорта…  Авторитейл стал своего рода полигоном, на котором откатывают самые смелые идеи. Не стал исключением и 2014-й.

base_cars.jpg

Белорусские операторы с ностальгией вспоминают времена, когда трафик покупателей из России сметал из шоу-румов как новые, так и поддержанные автомобили. Увы, сегодня поток развернулся в обратном направлении. Пустые шоу-румы, скучающие менеджеры, озадаченные инвесторы…

После унификации таможенных пошлин стоимость новых автомобилей в России была чуть ниже, чем в Беларуси. Во-первых, разница в размере НДС (в России ─ 18%). Во-вторых, импортеры в России, как правило, принадлежат самим заводам. Отсюда ─ специальное ценообразование, так сказать, за объем. Впрочем, до нынешнего года разница в цене была не настолько критичной, чтобы сниматься с якоря.

Более того, первая половина 2014 года сложилась для белорусского авторитейла резво ─ плюс 70% к сопоставимому периоду прошлого года.

Однако девальвация российского рубля и последовавший за этим ценовой прессинг со стороны России не просто свели на нет успехи первого полугодия, а поставили под вопрос существование национального авторитейла в принципе.

В отличие от нашего, российский авторынок стал валиться еще в начале года. Санкции в отношении восточной соседки только усилили падение. Вслед за этим 30-процентная девальвация полностью сожрала доходность в валютном эквиваленте. Российский авторитейл и не скрывает, что продажа автомобилей в России сегодня генерит убыток. Только спустя полгода после активной фазы девальвации дилерские сети России начали повышать прайсы на автомобили в российских рублях: с 1 декабря повысили цены на 7-10%. Еще одно подорожание грядет с 1 января. Но едва ли оно угонится за скачками девальвации. Ничего удивительного, что около 20% операторов рынка авторитейла Москвы и Санкт-Петербурга готовятся к банкротству. Недалеко ушли и сами импортеры. В их финансовых отчетах сплошные минусы.

2014 год войдет в историю как самый геморройный год для российского авторитейла.

Если бы не единое таможенное пространство, то белорусские дилеры спокойно созерцали бы происходящее. Но границы нет, и клиентский трафик купил билет в одну сторону к дилерам в Смоленск и Москву. В середине года процент так называемого серого ввоза по некоторым брендам достиг 40-50%. Чтобы хоть как-то нивелировать разницу в цене одинакового автомобиля в автосалоне в Минске и Москве белорусским операторам ничего не оставалось, как уже в августе открыть сезон скидок.

Но чем быстрее обесценивается российский рубль, тем доходность белорусских операторов все больше стремится к нулю.

Менее подвержены кризису оказались бренды, инвойсируемые в российских рублях. Тот же Volkswagen, поставляющий седан Polo и кроссовер Tiguan из Калуги, транслировал курсовую разницу на рынок, доведя к декабрю размер скидки до $3000 и $6000 соответственно. Сняли пенку так же представители Toyota, Honda, Nissan и Land Rover, которые еще в прошлом году вынужденно выбрали сотрудничество с российскими импортерами.

В этом году для выравнивания цен под российских импортеров «легли» дилеры Opel и Suzuki… Нет сомнений, что этот список будет только расширяться. Белорусским операторам это сулит ничего хорошего: снижение норм доходности, сокращение персонала, программ лояльности и расходов на маркетинг, замораживание программ развития дилерской сети и строительства новых автоцентров, но иного пути конкурировать с российским авторитейлом просто нет.

Об авторе 


Александр Демидович, заместитель директора по маркетингу и развитиюСООО Атлант-М Фарцойгхандель, Импортер Volkswagen в Беларуси
Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: