“Краудфандинг - хороший способ проверить актуальность своего продукта”. Как беларуский литературный журнал собирает средства на издание

22 Мая 2019 Юлия Щавровская 3450 0 Интервью
Поделиться

Тексты белорусского писателя Сергея Календа переведены на несколько европейских языков, а в Беларуси и вовсе удостоились шорт-листа литературной премии имени Ежи Гедройца. Помимо непосредственно создания художественных текстов, Сергей постоянно работает над площадками для других писателей. 

Первый его проект «Макулатура» был веселым, концептуальным и панковским. Его прямой потомок — нынешний литературный журнал «Минкульт», краудфандинговая кампания в поддержку которого сейчас в самом разгаре. 

Календа, как никто другой, обладает опытом сбора средств на «тяжелые» культурные проекты. Тем и интереснее нам было выяснить детали такого бэкграунда. Заодно  узнать механизмы, благодаря которым проект по сбору денег может быть успешным.

kalenda1.jpg

— Есть устоявшееся мнение, что культурный проект — заведомо финансово провальный. Ты согласен с этим тезисом?

— Если говорить про краудфандинг, то именно в Беларуси он показывает высокие результаты. Речь про завершенные культурные проекты. Так повелось с самого начала, что наиболее охотно начали оплачивать литературные и музыкальные проекты. На сегодняшний день это закрепилось в определенную культуру. У меня был опыт успешно законченных двух проектов, и могу с уверенностью сказать, что краудфандинг — это место, где культура приоритетная. Впрочем и социально-благотворительные проекты тоже.

— Насколько сложно донести информацию о том, что вклад в культуру — это хорошо и правильно?

— Донести информацию на самом деле очень сложно не только незнакомому человеку, но даже близким друзьям. И, особенно родственникам это бывает намного сложнее. Как правило, если информация далека от человека, то не имеет значения, как её ему доносить, отдалённо в письме, либо при встрече, это не будет иметь никакого отношения!

— Тем не менее, какой из приемов работает лучше всего?

— Проще всего с теми, кому близка культура, творчество: искусство, литература...

Вообще краудфандинг это хорошее место проверить актуальность твоего продукта, и одновременно это хорошая реклама и охват новой аудитории.

— И тем не менее, краудфандинг — не благотворительность. Человек жертвует и получает в ответ продукт. Насколько система благодарностей работает?

— У нас это может быть благодарность в номере, либо оплаченный номер журнала, либо, как в нашему случае, журнал с автографами авторов для личной библиотечной коллекции. Иногда, когда я вижу, что на журнал перечислил деньги кто-то из моих приятелей или знакомых, я стараюсь лично поблагодарить в сообщении, либо при встрече.

— Какую стратегию ты можешь назвать исключительно своей, к которой пришел исходя из личного опыта?

— Как правило, я ставлю на сбор средств чуть больше двух месяцев, где каждый месяц содержит в себе определенные схемы работы над краудфандингом, в основном это флешмобы. Один месяц — рассылки, письма и переписки. Второй месяц — организация публичных чтений, интервью, написание статей для медиа. В общем, всевозможная популяризация и охват аудитории. Еще, немаловажный фактор — оплаченная реклама страницы проекта в соцсетях. дает неплохие результаты.

— Проект «Минкульт» насколько долгосрочен?

— Минкульт — проект одного номера. Журнал не ставит цель развиваться коммерчески. Основная задача — сохранение и популяризация современной белорусской литературы. Поэтому на каждый номер собирается необходимая сумма для печати и покрытия редакторских и художественный расходов в оформлении. Это все мои расходы. Таким образом я собираю деньги на печать ровно такого количества экземпляров, сколько людей сдаст денег. 

Это значит, что журнал нигде не продается, а будет только у тех, кому это действительно надо. Скажем, если раньше приходилось печатать определенный тираж, который пылился в книжных магазинах, то теперь я через краудфандинг, собираю предзаказ на определенное количество журнала, и больше нигде он не залеживается.

00e2a04bba5ac30ee77c4346e4c8a32fa0506712.jpg

***

Ольга Мжельская, Культурный менеджер, автор телеграм-канала об искусстве Little Hedonist. Провела четыре успешные крауд-кампании по культурным проектам:

photo_2019-05-21_15-14-56.jpg

Краудфандинг довольно беспощадная вещь. К этому нужно быть готовым. Достаточно вспомнить кампанию по изданию сборника текстов Павла Пряжко. И даже пояснение о том, что Павел потенциально следующий белорусский нобелевский лауреат не помогло... Печально, но отрезвляет. 

В целом же, если кампания завершается неуспешно, в 99% случаев винить автору стоит только себя: не уделил необходимое количество личного времени, не верно определил целевую аудиторию, подарки плохо подобрал и их денежный эквивалент, вообще не тот проект подал на краудфандинг и так далее. 

Исходя из моего опыта, лучше всего в Беларуси «собирают» книги. Я помню на встрече фестиваля «Пауночнае ззянне» в прошлом году Эрланд Лу был удивлён такому факту. У нас же особая ситуация в стране: нет государственных грантов, которые бы помогали развиваться молодой белорусской литературе. Поэтому краудфандинг для писателей — реальный шанс. Потому что в классическом варианте издании книги, тираж может очень долго ждать своих читателей на полках магазинов. 

А вот выставки и подобные культурные события собирают с трудом. Предварительная покупка билета тут мало интересна. Исключение — театральные постановки. Ты поддерживаешь спектакль и получаешь взамен билет на закрытый показ. Есть эксклюзив. В целом же важна новизна и тема. Сотая детская книга мало интересна. 

А вот перевод на беларуский Гарри Поттера — это очевидная заявка на успех, причем с большой суммой. Не обязательно быть известной личностью, чтоб собрать финансирование на нужный обществу проект. Но важно всё досконально описать, чтоб у человека не возникло вопросов, на которые он сам себе найдёт ответы, и поверьте, они будут не в плюс проекту.





Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: