«Все доступно и по делу». Владельцы компаний – об Академии бизнеса

28 Июня 2018 5261 1 Бизнес Интервью
Поделиться

Семья Летяго исповедует редкую для Беларуси философию – работать на себя и не искать счастья у нанимателей. Максим и Кристина более 10 лет поставляют отопительное оборудование, а недавно взялись за развитие керамогранитных панелей. В поисках новых знаний и знакомств они пришли в «Академию бизнеса» Альфа-Банка, в которой бесплатно обучают представителей малого бизнеса. Мы расспросили их о бизнесе, проблемах и мечтах.

DHS_1169.jpg

«Валютный кризис подкосил, но мы справились» 

Бизнесом супруги занимаются уже давно. Работать на кого-то – не в их характере. Пробовали себя и в продажах, и в услугах, но всегда в качестве собственников. 

- Я родился и рос в Витебской области, в Глубоком. Сколько себя помню, столько мне было интересно что-то сделать – как раз в том ключе, в котором сегодня мы говорим о предпринимательстве. К 18 годам я уже занимался корпусной мебелью. Потом окончил Могилевский университет продовольствия, недолго работал в отделе продаж мясокомбината: быстро понял, что работа на государство – это не мое. И вернулся в коммерцию: занимался строительством, разрабатывал дизайн интерьеров, – вспоминает Максим. – Жена в тот момент еще училась на инженера-эколога, но всегда интересовалась продажами. У нас получился хороший тандем. 

В конце концов, Максим нашел себя в сфере отопительного оборудования. Признается, что так получилось случайно: 

- Увидели на нескольких выставках, показалось интересным, оценили перспективу, начали развивать. Я вообще очень рекомендую посещать выставки, особенно зарубежные – в Беларуси когда-то тоже было масштабно, но сейчас все ужимается. Тем не менее, везде находишь много интересного: крупные экспозиции и нужные контакты. В бизнесе информацию нужно черпать из любых доступных источников. 

DHS_1145.jpg

Сейчас основной доход приносят поставки газовых котлов и бойлеров. Продают их как штучно, так и оптовыми партиями для многоквартирных домов. А недавно начали выводить на рынок электрические керамогранитные нагревательные панели «Керамохит». Эти устройства с токопроводящей углеродной нитью не боятся воды, потребляют меньше электроэнергии и считаются экологически чистыми. 

Опытные образцы уже получили одобрительное заключение Института энергетики Академии наук. В планах – выйти на серийное производство. Предполагается, что дом с такими панелями не потребует ни центрального, ни местного отопления, отпадает и необходимость разводки труб к зданию и внутри него. 

Правда, не все было гладко и безоблачно. Бизнес чуть не сокрушил валютный кризис 2011 года.

- У нас по большей части импортное оборудование, к тому же большие объемы: госзакупки, поквартирные разводки. А мы по несколько месяцев не могли установить цену и по полгода не видели внятной финансовой отчетности. По сути, просто не контролировали собственный бизнес, – тяжело вздыхает бизнесмен. – Пришлось сузить деятельность до сервисного обслуживания уже установленного оборудования и заняться новыми направлениями и проектами.

«Пошли заново учиться, а нашли еще и друзей» 

Максим и Кристина всегда стремились к новым знаниям, испытывали настоящий «информационный голод». Окончательно осознали, что «пора за парту», после одной неудачи: крупный совместный проект с российским инвестором не получил должных объемов финансирования и не сработал. Пришлось возвращаться к исходной точке. 

DHS_1144.jpg

- Проблема пошла нам на пользу – появилось время подумать, книжки почитать. Тогда же пришло понимание, что мы нуждаемся в качественно новой информации, в системном подходе, в каком-то новом уровне знаний. Сама собой всплыла тема МВА. Хотя скажу честно, я скептически относился к качеству белорусского варианта этой ученой степени, – признается Максим. – С другой стороны, у меня остались самые положительные впечатления от ИПМ. Как-то знакомый привел меня на их презентацию. И мне понравилось. Кроме того, уверенности добавляло то, что «Академию бизнеса» открыл Альфа-Банк, который умеет работать с малым бизнесом. Радует то, что он не только обслуживает, но и помогает предпринимателям и бизнесменам на своих образовательных мероприятиях. 

В «Академии бизнеса» семья Летяго учится прилежно, не сачкует. 

- Нам сразу понравился формат: 4 часа разово выделить гораздо проще, чем каждый день ходить, – признаются слушатели. – Порадовала подача материала. Первым о финансовой отчетности для владельцев бизнеса рассказывал Владислав Толкач. Получился доверительный разговор, наполненный ценной информацией. Прослушав одну лекцию, мы убедились, что инициатива Альфа-Банка пойдет на пользу нашему бизнесу. 

Общение в кулуарах также бывает полезным. Так, Максим всегда интересовался, как вывести продукцию на Amazon. Площадка в основном работает на западную аудиторию, поэтому специализированную информацию (вопросы сертификации, условия доставки и т.д.) в Байнете не найти. 

- И вот во время кофе-паузы знакомлюсь с парнем, который поставляет на Amazon часы и оптику минского завода «Луч». Он, к примеру, рассказал, что сертификаты получил сам часовой завод. Но дальше речь зашла уже о таких тонкостях, о которых в интернете, да и в любом другом публичном источнике ничего не говорится, – уверяет собеседник. 

Новые знания и контакты вдохновили владельцев компании на расширение бизнеса. А еще запуск новых проектов – лишь бы хватило энергии и времени. 

- Это дело не одного дня, но мы уже понимаем, куда двигаться. К примеру, Кристина знает, что через некоторое время отойдет от бизнеса в сфере отопительного оборудования и займется другими проектами, – признается глава семьи. – Мы оба с высоты полученного опыта понимаем, что так лучше, и это понимание для нас ценно. Мы хотим получать новый опыт для расцвета не только бизнеса, но и гармонии в семье. Ведь в любом деле важны не столько деньги, сколько счастье и радость. Надо получать удовольствие от того, что делаешь. 

*** 

«Академия бизнеса» открыта Альфа-Банком для развития малого и среднего бизнеса. Около тысячи предпринимателей со всей страны могут могут бесплатно пройти обучение в сфере менеджмента и маркетинга. Программы обучения разрабатывали ведущие белорусские коучеры и эксперты, тематика широкая – от управления персоналом до интернет-технологий. Обучение проходит в группах по 16-18 человек, а записаться в Академию можно на портале Клуба клиентов.

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: