Как выстроить речевой имидж и в чем «фишки» успешного выступления? Мнение актера и тренера Андрея Бибикова

22 Февраля 2017 2896 0 Event Интервью Обучение
Поделиться

- Готовить может каждый, выступать может любой.  Мы часто залазим в такие дебри науки выступлений, что чуть ли не до формул вычисляем, как построить удачную презентацию. При этом забыли главное – мы человеки! И работать нужно с эмоциями аудитории. С идеями. Такое мнение о том, как на самом деле нужно выступать перед публикой высказал Андрей Бибиков, актер, автор мастер-классов по речевому имиджу и учредитель тренинговой платформы «Первый Подъезд».

circle (34).png

Мы попросили Андрея, в преддверие его мастер-класса на PrezaTODAY рассказать несколько лайфхаков о том, что такое речевой имидж и в чем залог успешного выступления.

16910958_975537035880928_1833155539_o.jpg

Речь – это коммуникация  на уровне не символов и знаков, но образов, эмоций и смыслов.  Когда человек выходит и что-то рассказывает публике, обычно все понятно. Вопрос не в том, ЧТО человек рассказывает. А КАК он это делает. Чем наполняет этот текст.

Я не встречал еще человека, который не знает, что говорить. У каждого есть, что сказать. У каждого есть идеи. Но один доносит их прекрасно, а другой нет. Не попадает.  Почему? Как удержать внимание публики? В этом главная загадка. Я считаю, что говорить и выступать может каждый.  Но универсального рецепта успешности нет. Вопрос,  чем может зацепить каждый отдельный человек. 

Как готовиться перед выходом на публику?

Изложите себе свою идею. Просто сядьте  и напишите, в чем идея выступления,  доклада, презентации, чего угодно. Если идеи нет – не выходите. 

Ответьте себе на вопросы:

•        ЧТО я буду говорить?

•        Зачем я буду говорить.

•        Кому я буду говорить.

•        Почему, Когда, С чем.

Чем больше вы зададите себе вопросов и ответите на них, тем лучше выстроите нить выступления.

Я очень люблю TED. Это тот пример выступлений на публике,  к которому нужно двигаться всем спикерам. Будь-то утренник со своей командой или конференция.

ted2012_023069_d31_8632_600.jpg

Там спикеры точно знают, что говорят, не забывая о форме. Бывает такое, что человек выходит говорить и сбивается. Это значит что он, скорее всего, заучил текст. Я предлагаю в такой ситуации сразу же ответить:  Что ты хотел сказать? Простым, понятным языком, а не так, как это было записано где-то на бумажке. И с этого момента начинается живое выступление.

Страх публичного выступления -  наш друг

Если вы выходите на площадку, и у вас внутри ничего не щелкает, руки не мандражируют, чего ты тогда выходишь? Тебя ничего не волнует? Рекомендую: бойтесь от души!

Есть исследования,  которые говорят:  как мы к стрессу относимся, так он на нас и влияет. Не боится только дурак, говорил мой наставник по восточным единоборствам.   Человек боится выступать? Это нормально! У нас сердечко стучит, повышается адреналин, сахар в крови. НО, думайте при этом так: (с улыбкой) Сейчас как выйду, облажаюсь, как никто, но выйду! 

135286-135182.jpg

Смотрите в лицо страху, переворачивайте его в вызов, а далее – в позитив.  И здесь происходит важный и нужный перелом. Ведь все эти же симптомы стресса характерны и для позитивных событий, когда вы ждете награды, например. То есть важно вовремя просто переключить состояние, отношение к нему.

Можно использовать физические упражнения, чтобы не перегореть и «слить» излишки энергии перед выступлением. Но, по сути – вы волнуйтесь, значит вам это важно, аудитория вам нужна, то о чем, будете говорить,  действительно беспокоит.  Поздравляю, вы живы.

Если же вас ни разу не дернуло перед выходом на аудиторию, значит, вы безразличны, и аудитория это поймет. Вялый спикер передает это аудитории, а публика чувствует все, отлично зеркалит любого.

Что такое речевой имидж и зачем он Вам нужен

Важно, чтобы речь человека соответствовала его образу и задачам. Это и есть речевой имидж – сочетание голоса, речевого поведения, дикции тому образу, который я хочу создать у аудитории. Если я борюсь за уважение к себе, я могу выражаться перед публикой па-пацански? Нет!

Речь должна соответствовать образу. Это часть большого пласта коммуникации. Знаете,  как бывает: входит человек в деловом дорогом костюме, я ожидаю от него определенного поведения. И тут он начинает говорить, используя какой-то сленг… лучше бы этого не делал.

Речь – это не просто передача информации знаками, это эмоция, отношения, образы, это намного больше. Аудитория слушает текст, но понимает она именно мотив речи – отношения, интонации, смыслы, которые вы вкладываете в слова. Можно сказать «я люблю тебя», и оскорбить, вложив смысл «ты мне больше не нужна». 

Поэтому речевой имидж – важный инструмент. Мои слова, идеи – это ноты. Моя речь – мой инструмент, на котором я играю. Если я внутри себя чувствую себя дорогим роялем, я так и должен говорить. А не звучать, как дешевая гитара из фанеры. Но не стоит забывать, что каждый музыкант сыграет любое произведение по своему – найдя в нем себя.

speaker-for-conference.jpg

Спросите себя: какой образ вы хотите создать перед аудиторией?  Что вы хотите от них получить? При этом мы же все понимаем, что люди по большому счету мыслят стереотипами, считывают ярлычки, так сказать. Так кого я им буду напоминать? На кого буду похож? Пользуйтесь этим, делайте себя таким, чтобы считывалось то, что вам нужно.  Причем, быстро. Этот принцип одинаково важен и для бизнесменов, и для продавцов.

Человек зажатый, кстати, чаще всего обладает невыразительным голосом. Бывало такое, что ко мне приходили такие люди на занятия  и расслаблялись. Понимали,  что у них есть и громкость, и свой  тембр, и выразительность, а, главное, своя суть. Человек  вдруг понимает,  что нет ничего страшного в выражении чувств. Становится прозрачным, понятным. Так рождается маленькое чудо, спикер.

Понятный всем язык и искренность

Пример. Приходит ко мне бизнесмен и говорит о том, что ему нужно подготовиться к выступлению. При этом он начинает говорить цифрами: мы заработали столько, приобрели столько-то.  Это все хорошо и понятно. Но человека не видно. Я вижу текст, цифры, но нет личности. А все  мы прекрасно знаем, что покупаем человека, его личную коммуникацию.

Этот бизнесмен отлично знает свою презентацию, много читал и видел других выступлений. Перелопатил, наверняка, кучу информации, как выступать. Но все равно не постиг простой секрет: как сделать так, чтобы в аудитории на 100 человек произошло 100 вспышек в ответ на твои слова. В этом суть.

Этого человека я натаскивал на то, чтобы он выражался нормальным простым человеческим языком, а не бизнес терминами. Перевел кодировку своей речи на понятное всем. Проявил себя и свою идею, а не текст выступления. То, что в этой аудитории сидят такие же бизнесмены, как и ты это не значит, что с ними надо общаться сухо.

Важный момент выступления – искренность.  Где то слышал такое определение: искренность – это олицетворять собой ту идею, тот опыт, в который ты сам веришь.   Если человек  верит в то, что говорит, то тут же появляются и слова, и энергия, чтобы все это долетело до людей. Тогда Вы и есть идея.

Общение с аудиторией – старый прием, о котором многие забывают

Если забыл текст выступления, то где его искать? В памяти? Нет. У аудитории! Тема – там же. Идея, внимание твое – все в аудитории. Все ответы, и даже вопросы, там, в людях. Тогда появляется контакт. Нужно забыть о своем эго и общаться. Есть спикеры, которые выходят и начинают самолюбоваться. Как в плохом кино, когда вам становится неловко за актера.

Публичное выступление – это искусство быть партнеру-аудитории партнером больше, чем он вам. Отдавать больше, чем получать. «Публичное выступление это диалог, когда один говорит, а вторые молча соглашаются».  Лекции и нравоучения не нравятся никому. Аудиторию нужно уважать.

tedtalk.jpg

Есть такой прием актеров, который неплохо бы перенять будущим спикерам: направленная эмпатия. Когда мы общаемся с публикой,  мы чувствуем ее. И это взаимно. Мы заражаемся эмоциями и заражаем других. И волшебство случается тогда,  когда мы направленно вызываем в аудитории определенные нужные состояния - схожие с теми, что мы ощущаем в данный момент. Когда спикер и аудитория чувствуют и понимают одно и тоже - это и есть суть публичности!

Хочу напомнить, что об этом и о многом другом я буду рассказывать на своем мастер-классе на тему речевого имиджа, который пройдет в рамках бизнес-конференции PREZAtoday, которая состоится 25 февраля в IMAGURU. Участие в мероприятии на бесплатной основе, но количество мест ограничено, поэтому спешите зарегистрироваться по следующей ссылке.

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: