Как спрогнозировать и оценить бюджет на разработку сайта. ЧАСТЬ 3. Почему отличаются сметы разных студий

Поделиться

Одна из главных проблем сегодня на рынке – клиент не понимает, из чего складывается стоимость web-разработки. С одной стороны, «дешевые» сайты – это миф, в который хочется верить клиентам, но который уничтожает бюджеты клиента и не позволяет ему получать качественные продукты. С другой стороны, стоимость разработки во многих студиях необоснованно завышена. Поэтому клиенты часто задаются вопросом, почему за один и тот же сайт, студии выставляют цены, которые могут отличаться в 5 раз.

ормпо.png

Дмитрий Хоружко, коммерческий директор агентства Nineseven.

В этой статье мы пытаемся разобраться, из чего складывается стоимость сайта, от каких факторов зависит окончательная стоимость сайта, как понять, какой бюджет нужно предусмотреть для разработки того или иного сайта, и можно ли сэкономить на создании сайта, не ухудшая качество получаемого результата.

В прошлых частях материала «Как спрогнозировать стоимость сайта» (Часть 1 и Часть 2) мы рассмотрели основной принцип формирования стоимости разработки сайта, рассмотрели каждый этап разработки сайта, формирования стоимости на каждом из этих этапов. А теперь давайте подведем итог и ответим на вопрос, действительно ли клиент может самостоятельно сформировать стоимость сайта и где можно сэкономить на разработке, а где получить избыточную стоимость.

Почему так сильно могут отличаться сметы и количество часов в сметах от разных студий?

Чем менее опытные программисты, тем больше они тратят времени на разработку сайта – это понятно. И если ты не знаешь, что есть компании, студии, которые могут сделать интернет-магазин за 80 часов, в том время, как твой программист может сделать его за 200, и не имея возможности сравнить, ты будешь продавать 200 часов и ты будешь думать, что это правильно.

С другой стороны, если ты известен на рынке и хочешь остаться в этом бизнесе надолго, тебе важно сохранять качество производимого продукта. Формально сделать сайт можно намного быстрее. Но важно и качество. Именно поэтому, например, у нас в компании есть часы арт-директора, фактически это оплата за качество. У каждой компании свои этапы, которые оплачиваются. Мы, например, этап бизнес-анализа на пресейле не продаем. Некоторые компании его продают всегда.

У большой компании может быть стоимость часа будет выше, чем у маленькой. Просто потому что у них больше штат и выше издержки. Во-вторых, они могут тратить больше часов, потому что они и работы могут делать больше. Например, у нас есть стандарт, чтобы весь наш проект соответствовал стандартам SEO. Например, компонента пагинации Битрикса из коробки – она не работает так, как требуют от нас SEO-шники, поэтому мы ее допиливаем. И в целом, делаем много всякой работы, которая замедляет реализацию верстки, но для клиента она неочевидна. В большинстве случае, клиент как специалист не знает этих моментов. В этом выражается качество. Мы делаем вёрстку так, чтобы она имела одинаковую структуру вложенных блоков, чтобы программистам было ее легче натягивать. Такая верстка будет легче и в реализации и в поддержке. Мы, например, имеем определенные стандарты по классам и пр. Это все замедляет работу специалиста, он может сделать «тяп-ляп» и визуально это будет выглядеть так же и возможно даже будет дешевле, но насколько тяжело в таком случае будет поддерживать проект, и насколько адекватно его будет продвигать – не известно.

01_sostav_site_price_nineseven_part3.jpg

Во-вторых, компании, которые заботятся о качестве, у них всегда большее количество часов. Такое увеличение часов может быть за счет того, чтобы сама разработка требует большего количества стандартов качества, либо большее количество людей подключается к процессу, SEO-специалисты, web-аналитики, проектировщики и пр.

И третий вариант, когда компания понимает, что выехала на своем бренде, и клиент фактически платит за бренд. Когда студия доходит до определенной точки развития, когда она среди лидеров, бизнес-процессы налажены, а клиенты готовы за это платить. Иногда это такой немой диалог между компаниями. Так размышляет клиент: «Я обращаюсь в топовую компанию, и я, скорее всего, переплачиваю. И компании на месте номер два и номер три сделают не хуже, как минимум, потому что они уже тоже в тройке, они сделают дешевле. Но тут я не заморачиваюсь, это все-таки бренд, они же не хотят лицом в грязь упасть, и я получу качество».

Случаи действительно неадекватной и избыточной стоимости

Именно поэтому клиенты должны разобраться в ценообразовании. Исходя из опыта наших специалистов, всего за день можно научиться оценивать заявки, и разрабатывать сметы по такой методике.

Иногда из сметы не очевидно, откуда появляется такая стоимость. Например, можно открыть смету и там будет написано – проектирование двух прототипов будет стоить 500 долларов. По такой смете совершенно непонятно, почему 20 прототипов стоит 500 долларов. Сколько стоимость 1 прототипа? То есть, если я разделю эту сумму на 20 прототипов, могут ли я заказать 21 прототип, и получу ли я этот прототип за 25 долларов. А сколько будет стоить тогда 10 прототипов? Менеджер должен, не запинаясь, все объяснить и ответить на все вопросы клиента.

Чтобы клиенту было до конца все понятно, мы используем mind map.

02_sostav_site_price_nineseven_part3.jpg

Там мы отображаем и в смету прописываем прототипы, которые нужны. Например, для интернет-магазина нужна карточка товара, список каталога, главная страница, текстовый шаблон. Конечно, клиент может закрыть глаза и сказать «я ничего не хочу в этом понимать», и согласиться на любую цену. Но если клиент хочет получить качественный продукт, он должен участвовать в реализации проекта, и в том числе разобраться, какова его стоимость.

03_sostav_site_price_nineseven_part3.jpg

Кроме того, эта же стоимость будет идти на поддержку сайта. В случае, когда клиенту после разработки сайта, например, нужно отрисовать еще одну страницу – он уже будет понимать, сколько она ему обойдется.

Для того же, чтобы разобраться, насколько адекватную стоимость выставляет студия, нужно обращать внимание на следующие вещи.

Первое. Когда компания в смете или в разговоре не может внятно объяснить, почему это стоит столько, и ответить на все вопросы клиента.

Второе. Когда, например, клиент пытается продавить компанию-подрядчика по цене, и компания может скинуть тебе треть стоимости. Почему?

Надо понимать, что в нашей сфере маржинальность проектов составляет в среднем 20-30. Если, конечно, не брать уж совсем удачные случаи. Теперь подумайте, если компания сливает сразу 30% от стоимости, то непонятно, как она зарабатывает, и какова тогда себестоимость проекта.

У меня был случай, когда клиент выбрал шорт-лист, и ездил по компаниям с запросом на разработку простого, но срочного сайта. И все студии называли стоимость с поправкой на эту срочность. А он им говорил: «денег нет, не могли бы вы подвинуться?». И некоторые компании двигались со старта на половину стоимость. О чем это говорит…

Конечно, есть такая практика, когда ты берешь проект с расчетом на дальнейший апсел. Иногда студии реально берутся за проекты, которые не приносят прибыли на начальном этапе. На такой риск можно пойти, если это брендовый клиент, и такой проект может потянуть за собой череду схожих клиентов, которым уже можно выставлять нормальный счет.

Что может увеличить стоимость сайта? На чем можно сэкономить и сделать сайт дешевле?

Разработать и запустить сайт можно без какого-то функционала. Первое, от чего можно отказаться – это адаптивность. Сайт будет работать и открываться со смартфона. Можно не отрабатывать анимации, можно отказаться от интеграции, и сделать набивку контента руками, при этом платить отдельно человеку зарплату, который будет наполнять сайт.

Если смотреть на функционал, который может быть вовсе не нужен на текущий момент, можно, например, не делать облако тегов, в интернет-магазине можно не делать главную страницу, сразу перейти к каталогу. Можно отказаться от проработки дополнительных прототипов, от бизнес-аналитики.

С другой стороны, что увеличивает стоимость сайта, и для клиента это не всегда очевидно и заметно? Вот один из таких примеров. В Битриксе оформление заказа реализовано через обязательную регистрацию пользователя. Конечно, это критично влияет на продажи. И если ты делаешь проект на классической логике Битрикса, то популярна дополнительная услуга – реализация оформления заказа без регистрации. В зависимости от дизайна такая доработка может занять несколько дней, но если дизайн сделан шаблонно, то доработка может занять дополнительно полдня.

Если говорить о стандартных сайтах – интернет-магазине, корпоративном сайте, промо-сайте – они имеют классическую структуру, и их стоимость формируются как мы и считали - количество страниц и функционал. А вот, например, портал – это уже нестандартный проект. Такие проекты оцениваются по-другому: тщательно формируется структура, обсуждается клиентом. Там обязательным этапом будет проектирование, которое будет самым большим и глобальным этапом. Времени на него уйдет до нескольких недель.

Идем нестандартным путем: это когда у тебя все работает, но выглядит пока не очень.

Проект можно реализовывать иначе, но для этого нужно доверять разработчику, либо самому иметь определенные компетенции. Можно начинать разработку сайта вовсе не с прототипирования или дизайна, а идти от программной разработки. В этом случае мы собираем программный каркас, разрабатываем логику взаимодействия с пользователем, и только потом реализуем дизайн. В случае, когда дизайн идет первично, дизайнеры часто создают такие усложнения, которые потом при реализации придется оплатить. Именно поэтому, когда мы делаем сложные проекты, типа стартапов, мы подключаем дизайн только после того, как выстроим детальную программную логику проекта. Это когда все работает, но выглядит пока не очень.

ИТОГО: Возможно ли спрогнозировать стоимость сайта и разобраться с ценообразованием?

Таким образом, понимая выше описанное, разобравшись, как происходит ценообразование, можно легко спрогнозировать стоимость сайта. Вы можете скачать наш образец сметы. Конечно, это будет ценообразование по нашей методологии. Не факт, что другие компании делают так же. Но это позволит хотя бы приблизительно прикинуть, сколько может стоить сайт.

С другой стороны, запрос ценовых предложений – также подходящий метод оценить стоимость сайта. Еще важно помнить, что разработка сайта начинается со структуры сайта. В первую очередь, вам нужно понять, какие разделы будут на будущем сайте.

Большая часть наших клиентов, половина точно - может самостоятельно это сделать, собрать структуру сайта, оценить приблизительный бюджет.

Иногда бывает так, что сайтом занимается представитель отдела маркетинга, который еще не участвовал в процессе разработки сайта, и он может не знать, как собирать эту структуру, ему нужна помощь. Если же это собственник бизнеса, у которого уже был сайт, и он принимал участие в разработке сайта, он сможет легко с этим справиться. Многие клиенты приходят уже в студию с точными запросами, со структурой, с подробным описанием функционала, и уже знают, что прогнозируемого им бюджета приблизительно будет достаточно для разработки их проекта.

ОБ АВТОРЕ СТАТЬИ:

Дмитрий Хоружко, коммерческий директор агентства Nineseven. Опыт работы над онлайн-проектами — более 11 лет, 5 из которых Дмитрий руководит собственным агентством веб-разработки Nineseven.

Участвовал в проектировании электронного правительства Казахстана, работал над проектами для Газпрома, МТС, Билайна, ХоумКредит Банка и др. Один из авторов проекта по тренировке интеллекта онлайн, которым пользуются  более 200 000 человек. Спикер курса Академии Webcom «Интернет-маркетинг: продвижение бизнеса в интернете».


Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: