Как спрогнозировать и оценить бюджет на разработку сайта. ЧАСТЬ 2. Стоимость каждого этапа web-разработки

Поделиться

Одна из главных проблем сегодня на рынке – клиент не понимает, из чего складывается стоимость web-разработки. С одной стороны, «дешевые» сайты – это миф, в который хочется верить клиентам, но который уничтожает бюджеты клиента и не позволяет ему получать качественные продукты. С другой стороны, стоимость разработки во многих студиях необоснованно завышена. Поэтому клиенты часто задаются вопросом, почему за один и тот же сайт, студии выставляют цены, которые могут отличаться в 5 раз.

Дмитрий Хоружко, коммерческий директор агентства Nineseven.

ормпо.png

В этой статье мы попробуем разобраться, из чего складывается стоимость сайта, от каких факторов зависит окончательная стоимость сайта, как понять, какой бюджет нужно предусмотреть для разработки того или иного сайта, и можно ли сэкономить на создании сайта, не ухудшая качество получаемого результата.

В первой части статьи мы рассмотрели основной принцип формирования стоимости сайта, а теперь разберем, из чего складывается стоимость разработки на каждом этапе проекта – на этапах проектирования, дизайна, верстки, программирования.

Этапы разработки сайта и их стоимость

Как формируется смета в студии Nineseven? Я знаю, что в нашей студии мы делаем внутреннюю страницу за 4 часа. Для того, чтобы наш менеджер по продажам не ломал голову, и процесс пресейла не удлинялся, мы берем среднее значение. Простую страницу мы рисуем за 2 часа, а сложную – за 6. Но когда мы берем среднее значение – по 4 часа на каждую страницу, в большинстве случаев нашей практики, мы попадаем в ту оценку, которую сделали. Бывают и другие ситуации. Когда мы работаем с маленькими проектами, мы могли бы называть малые объемы часов, и скорее всего бы пролетали.

Я тоже оцениваю проекты, и мне, например, при оценке лэндинга психологически сложно поставить большой объем часов. Это ведь одностраничный сайт. Я стесняюсь называть 80 часов ($1 600). Думаю: «Как это - одну страницу делать 2 недели? Мы сделаем быстрее!».

Но если бы мы ее делали для себя, мы бы реально сделали ее за 20 часов. Поэтому мы специально закладываем риски, исходя из собственных 20 часов, и называем клиенту в таком случае 40 часов. Иногда выясняется, что из-за большого количества правок, сложностей с клиентом, мы тратим вместо 40 – 80 часов, а иногда и все 90. Да, это случается. Это проблема подхода фиксированной стоимости.

Этап проектирования

Что такое «показное» проектирование и почему иногда проектирование – это «деньги на ветер»?

Прежде чем приступать к оценке сайта, важно отстроить его структуру, описать, какие разделы будут присутствовать в нем, просчитать нужное количество страниц. Проще сказать – требуется собрать сайт. К примеру, мы считаем, что нам нужна Главная страница и 4 внутренних – к примеру, всего 5 страниц.

По классике дальше идет этап проектирования, но мы не всегда начинаем с этого этапа. Особенно это касается «примитивных» сайтов. Под «примитивным» сайтом мы понимаем все сайты, которые делаются на потоке в интернете – корпоративные сайты, текстовые, информационные, с большего интернет-магазины. Почему не делаем? Потому что проектирование – это не рисование черно-белых блок-схем, это продумывание взаимодействия, инфраструктуры, и чаще всего в простых сайтах – это все стандартно.

Результатом вот такого показного проектирования – чаще всего деньги на ветер клиента. И в результате он получает стандартный продукт. Если это, например, интернет-магазин, это будет фильтр, слева, справа или сверху - список товаров, либо табличный, либо с переключалкой, построчный, и там будет карточка товара и на карточке будут вкладочки, на которых будет описание характеристики, видео и все, как в стандартном интернет-магазине с небольшими вариациями.

В таком случае делать этап проектирования избыточен. Но мы продаем один прототип. Не для того, чтобы проектировать инфраструктуру, а для того, чтобы клиент видел предварительный набросок будущего дизайна, дизайн-концепции. Мы показываем клиенту, как стилистически будет выглядеть сайт. На этом прототипе мы отрабатываем размеры, расстояния, типографику, шрифты, при этом клиент видит уже в черно-белом варианте то, что дизайнер хочет предложить.

Я, как начинающий дизайнер, в свое время, волновался, когда готовил дизайн для клиента. У тебя есть текстовое описание того, что хочет клиент, и ты под это рисуешь конечный дизайн – цветной. Потом отправляешь клиенту и ждешь несколько часов – и думаешь, это будет гневный отклик или ему понравится, или «проходнячок». И не знаешь, какая будет реакция.

Так вот для того, чтобы минимизировать этот подход, особенно, когда это реальный бизнес, а не ситуация фриланса. Тебе нужно стандартизировать процессы и минимизировать издержки, нужно клиенту показывать процесс в виде прототипа. Если клиенту нравится – хорошо, не нравится - ничего, мы не так много времени потратили.. Переделали. Нравится. Тогда рисуем дизайн.

Таким образом, мы исключаем возникновение ситуаций, когда нам нужно полностью переделывать работу.

Допустим, дизайн-концепция главной страницы содержит 7 блоков. Нет смысла рисовать все 7 блоков, если клиент отбракует общую стилистику уже на первых двух. Тогда мы отрисовываем только два, и если клиент говорит ок – мы приступаем к дизайну.

01_sostav_site_price_nineseven_part2.jpg


Стандартно на 1 прототип мы выставляем 3 часа.

02_sostav_site_price_nineseven_part2.jpg

Сложное прототипирование или этап проектирования

Конечно, есть случаи, когда непонятна или неочевидна логика взаимодействия с пользователем на сайте, или у клиента сложные бизнес-процессы. Например, клиенту нужен автомобильный конфигуратор. у которого есть пул входных данных для обработки. Вот несколько вариантов решения проблемы. Можно посмотреть на «соседний» сайт, где уже есть такой конфигуратор. И просто взять его себе в прототип. Но это будет не проектирование, это копирование готового решения.

А под проектированием я, прежде всего, понимаю взаимодействие систем. Человеческая зрительная система – тоже система, и она взаимодействует с интерфейсом. Дальше нужно понять, как интерфейс будет взаимодействовать с базой данных. Как клиент будет взаимодействовать с этой базой . Как будут вноситься данные в базу. Вот здесь нужно проектирование.

03_sostav_site_price_nineseven_part2.jpg

В примере с подборщиком автомобилей, возникает вопрос, как хранятся данные на стороне клиента, и как они будут передаваться на сторону сайта. В случае, если эта логика не совпадает, программистам нужно настроить парсинг базы со стороны клиента, обработать базу, сделать ее однородной, а также запрограммировать загрузку на сайт и продумать все взаимосвязи между элементами. Если эти связи будут нелинейными, то процесс еще усложняется. Важно, как клиент хочет управлять этими взаимосвязями, хочет ли он, например, чтобы в администраторской панели была такая функция, которая позволила бы ему запретить отображаться одним элементам при условии невыбора других элементов и так далее.

И только после того, как проектировщик продумал, как эти данные попадут в систему, как из системы попадут на внешнюю часть сайта, только тогда рисуется интерфейс. В другом случае получится интерфейс, который нельзя запрограммировать.

Вот в таком случае за создание прототипов действительно нужно брать деньги. Это оплата работы бизнес-аналитика. В такой ситуации прототип не является самоцелью, это лишь очевидный результат работы, а само проектирование – это описание логики, как все будет работать.

Если говорить, про задачу проектирования сборщика автомобилей – то я бы говорил о задаче ориентировочно в 40 часов. Это не работа дизайнера, не рисование прототипов, а время бизнес-аналитика. Любое проектирование, что мы продаем начинается с 50 часов. Если говорить в деньгах, то мы говорим клиенту, что это будет стоить не меньше 1000 долларов.

04_sostav_site_price_nineseven_part2.jpg

Этап дизайна

Дизайн-концепция и дизайн

Дальше на дизайн-концепцию мы даем дизайнеру 2 дня – 16 часов. Мы берем самую насыщенную страницу. Чаще всего это главная страница, но не для всех проектов – это удачный выбор. Иногда интернет-магазины мы рисуем со страницы каталога. Это наш стандарт, когда речь идет о типовых проектах. Мы говорим своим дизайнерам, что они должны научиться выдавать концепцию за 2 дня.

После этого мы рисуем внутренние страницы. И соответственно умножаем количество страниц на 4 часа. Таким образом. Если у нас 5 страниц, это приблизительно 20 часов. И обязательно в смете мы прописываем название каждой страницы, чтобы для клиента было все очевидно, и чтобы он понимал, почему мы рисуем дизайн именно этих страниц. Чаще всего, потому что именно они содержат максимальный набор элементов, и по образцу этих страниц мы можем собрать остальные. К этим страницам к страницам мы собираем тестовый шаблон, и даем на текстовый шаблон дизайнеру – 8 часов. Текстовый шаблон – UХ kit, набор элементов, которые будут использоваться на сайте. Туда входят заголовки 6 уровней, все базовые теги, которые есть в разметке, которые в первую очередь формируются визуальным редактором, а также элементы, которые потом будут нужны программистам – например, кнопки, поля ввода, выпадающие списки, табы, уши для слайдеров, списки нумерованные, ненумерованные, цитаты, текст хедлайнера.

05_sostav_site_price_nineseven_part2.jpg


К стоимости на дизайн формируются и дополнительные услуги. Поскольку мы уделяем должное внимание дизайну, у нас есть главный «бармолей» по дизайну, который отвечает за то, чтобы то, что мы рисуем, выглядело на достойном уровне. Часы арт-директора мы считаем уже по формуле – 20% от всех часов, которые у нас уходят на дизайн. Арт-директор потратит 20% от времени затрачено на дизайн, поскольку, когда дизайнер будет это все рисовать, его будет контролировать арт-директор, и мы будет 20% времени на переделку, оценку. Это наш внутренний контроль качества по дизайну.

У некоторых российских веб-студий, к примеру, есть и технический и арт-директор. Они работают приблизительно по такому же принципу. Насколько другие студии включат в стоимость такую статью, зависит от того, как они продумывают ценообразование. Но я нечасто такое встречал. Не во всех компаниях в принципе есть арт-директор. Берется работа дизайнера и все.

30% — это правки на дизайн. По сути, здесь клиент платит нам риски за то, что работает с нами по фикс-прайсу.

Еще один важный пункт – адаптив. Когда он впервые появился, перед дизайнером стояла задача – нарисовать не только на 1000 пикселей ширины, рисовать теперь и на 1400, и на 700 и на 320. В результате, если у тебя 4 внутренних страницы, каждая в трех версиях, это существенно увеличивало объемы на дизайн и раздувало стоимость.

Позже мы ввели такую штуку, как guideline на адаптив. Что это такое? Мы не рисуем эти 4 внутряка, как они будут выглядеть, а мы собираем справочник, как должны себя вести элементы сайта при изменении ширины. И мы на это выделяли раньше день, а сейчас тоже берем 20% процентов объема на дизайн. И дизайнер отрисовывает, как будет выглядеть шапка в этих трех состояниях, футер, подвал сайта и горизонтальные элементы.

Если на сайте дополнительно присутствуют и другие важные элементы, которые не понятно, как перестраивать, например, горизонтальный фильтр. Тогда, это отрисовывается отдельно.

Таким образом, мы экономим на отрисовке большого количества страниц на адаптив.

06_sostav_site_price_nineseven_part2.jpg

В этом году, так как мы решили увеличивать маржинальность наших продуктов, но не на уровне «рыночного» образования, типа «как ты одет», а на уровне качества предоставляемых услуг. Мы будем вводить этап интерфейсной анимации. Дизайнеры будут отрисовывать то, как должны себя вести элементы при наведении, выпадающие меню и многое другое, поскольку сейчас сайты идут одновременно в сторону простоты, но и в сторону усложнения взаимодействия с пользователями. Это тренд. Его надо учитывать.

Во многих случаях в смете студии будут присутствовать все названные этапы, и по каждому из них то количество страниц, которое нужно отрисовать для сайта.

Этап верстки

Верстка напрямую связана с дизайном. За первый макет разметки мы берем 8 часов. На все последующие по 3 часа. Количество внутряков берем из расчета на дизайн. К этому добавляем 30% на тестирование. А также берем за адаптив – первичный 8 часов (главного макета) и на допиливание каждой страницы на 1,5-2 часа. И таким образом, так как у нас это все внесено в excel в виде формул, то sales-менеджер при подготовке сметы прописывает только одну цифру – количество внутренних страниц, и все это автоматически считается.

07_sostav_site_price_nineseven_part2.jpg

08_sostav_site_price_nineseven_part2.jpg

Этап программирования 

С программированием чуть сложнее. У нас расписана вся функциональность. Программирование каждого элемента функциональности занимает свое количество времени. У каждого сайта (интернет-магазин, каталог, текстовый сайт) есть свои базовые элементы. И в данном случае мы оцениваем часы программистов, которые могут установить из коробки Битрикса эти стандартные элементы, которые нужны клиенту. У нас получается приблизительно 70 часов на интернет-магазин, 30 часов на текстовый сайт. Для начала, менеджер определяет тип проекта. Если это текстовый сайт, значит, там нет каталога. Если каталог, то в нем не должно быть личного кабинета и корзины, которые есть в интернет-магазине и так далее.

09_sostav_site_price_nineseven_part2.jpg

Вот примерная почасовка по некоторых элементам для программирования в интернет-магазине:

10_sostav_site_price_nineseven_part2.jpg

Также можете посмотреть, сколько часов занимают программные блоки для других сайтов – витрины, каталога и интернет-магазина.

Таким образом, итоговая смета по разработке сайта может выглядеть достаточно просто:

11_sostav_site_price_nineseven_part2.jpg


Попробуйте скачать образец сметы, и используя формулы, попробовать сформировать стоимость разработки вашего сайта.

12_sostav_site_price_nineseven_part2.jpg

Далее в следующей части статьи подведем итог и ответим на вопрос, почему так сильно отличаются сметы разных студий, что такое избыточная стоимость, как уменьшить стоимость разработки сайта без потерь - «ЧАСТЬ 3. Почему отличаются сметы разных студий».

Об авторе статьи:

Дмитрий Хоружко, коммерческий директор агентства Nineseven.

Опыт работы над онлайн-проектами — более 11 лет, 5 из которых Дмитрий руководит собственным агентством веб-разработки Nineseven. Участвовал в проектировании электронного правительства Казахстана, работал над проектами для Газпрома, МТС, Билайна, ХоумКредит Банка и др. Один из авторов проекта по тренировке интеллекта онлайн, которым пользуются  более 200 000 человек. Спикер курса Академии Webcom «Интернет-маркетинг: продвижение бизнеса в интернете».


Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: