Как майонезный кейс повлиял на правовое поле: история КАМАКО по защите своей упаковки в суде

Поделиться

Компания КАМАКО смогла отстоять свои права, доказав в суде, что гродненская компания ABC недобросовестно конкурирует на рынке. А именно: выпуская майонез «Провансаль Тот самый вкус!» в упаковке, которая мимикрирует (схожа до степени смешения) под известную потребителям упаковку майонеза «Провансаль Столичный» от ТМ КАМАКО. На разбирательства ушло два года и понадобилось три решения суда.

Об этом, знаковом для белорусского рынка, процессе защиты своей интеллектуальный собственности Marketing.by расспросил коммерческого директора группы компаний КАМАКО, а также патентного поверенного, который вел дело.

Сергей Беляев, патентный поверенный Республики Беларусь, управляющий партнер патентно-юридической группы компаний «Беляевы и партнеры»:

oooo.plus_341 (22).png

- Существует общеизвестная практика ведения конкурентной борьбы – «следование в фарватере лидера». Когда другие компании повторяют все действия компании-лидера рынка. В Беларуси наметилась тенденция переносить подобные действия и на продукты. Находится на маленьком сегменте рынка продукт, который продается лучше всего, и начинается мимикрирование под него.

Потребитель запомнил упаковку майонеза: например, я помню так называемые цветовые пятна – что-то сине-белое с солнцем или подсолнухом посередине.

Если разбирать упаковки КАМАКО и ABC на маленькие части, то они имеют некоторые различия. 

  • У КАМАКО на упаковке стилизованный солнце-подсолнух, внутри которого написано определенным шрифтом КАМАКО. 
  • У ABC - подсолнух такой же цветовой гаммы, посредине вписана фраза «Тот самый вкус» таким же шрифтом. 

  kamako_2.jpg

Если сравнивать «в лоб» - различия есть. Что и позволило ABC зарегистрировать это обозначение в качестве товарного знака и получить исключительные права на его использование.

Полосы на упаковке у КАМАКО по краям с градуировкой – от синего до голубого. У ABC полосы не прямые, а волнистые. Но на мягкой упаковке майонеза ровные полосы КАМАКО как раз становятся волнистыми.

- Каким образом КАМАКО доказывало в суде свою правоту?

- В 2016 году суд установил, что действия ABC по производству этой упаковки майонеза способно ввести в заблуждение потребителя в отношении производителя. При сборе доказательственной базы, которая оказалась очень значительной, были проведены в том числе и три соцопроса. Соцопрос - дорогой инструмент, но он является серьезным средством доказывания: объективно показывает, как потребитель воспринимает происходящую ситуацию. 

Все три соцопроса показали, что потребили могли бы спутать продукцию компании ABC с продукцией компании КАМАКО.

Но у ABC были зарегистрированные товарные знаки, и гродненская компания делала вид, что она добросовестно реализует свои права на собственные товарные знаки. Но в этом есть доля лукавства: наличие исключительных прав на средство индивидуализации не дает право нарушать иные нормы законодательства. Для понимания приведу аналогию: если у вас есть законно купленный топор, то вы вполне можете колоть дрова для соседей и тем самым зарабатывать деньги. Но если вы выйдите со своим топором на большую дорогу грабить грибников – такое использование топора уже будет незаконно.

В 2017 году решение суда касалось признания действий, связанных с приобретением и использованием исключительного права на товарный знак № 59310 в отношении майонеза, актом недобросовестной конкуренции, а в феврале 2018 года - касалось признания действий, связанных с приобретением и использованием исключительного права на другой товарный знак № 61075 в отношении майонеза, актом недобросовестной конкуренции.

- Решения суда есть. Что дальше?

Система законодательства в Беларуси такова, что судебная коллегия по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда устанавливает наличие или отсутствие акта недобросовестной конкуренции. А дальше заинтересованный субъект хозяйствования должен пройти административные процедуры, то есть обратиться в Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.

Полномочия МАРТ определены Указом Президента № 114 от 27 февраля 2012 г. «О некоторых мерах по усилению государственного антимонопольного регулирования и контроля».

Министерство имеет право наложить на юридическое лицо штраф, который довольно значителен – до 10% суммы выручки от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение. Наконец, МАРТ может запретить производство и реализацию подобной продукции.

 - Как дело «КАМАКО против ABC» повлияло на рынок?

- Фактически, этот кейс окончательно формирует правовое поле, в данном направлении, в Беларуси.

Что позволит пресечь появление в магазинах товаров, которые мимикрируют под известные бренды, а при достаточной активности добросовестных производителей, избавиться от уже существующих товаров-двойников

Теперь механизм защиты отлажен и при возникновении подобных ситуаций, все звенья правовой системы сработают абсолютно эффективно.

- По вашим ощущениям, многие ли компании в Беларуси регистрируют свою интеллектуальную собственность?

- Иностранные компании перед выходом на наш рынок регистрируют все. Белорусские компании к сожалению, часто пренебрегают таким эффективным средством защиты, Те, кого «петух клюнул», активно защищают свои товары через товарные знаки, патенты, промышленные образцы. Особенно при выходе на иностранные рынки.

Компании, которые работают на запад и сотрудничают с иностранными партнерами, также стараются защищать свою интеллектуальную собственность – там это принято.

Многие местные бизнесы думают, что регистрация товарных знаков и патентов – это лишняя затратная статья. И полагаются на авось. Действительно, если ваш продукт никому не нужен, то его и подделывать не будут. Но если вы заняли привлекательную нишу на рынке, то мигом появятся копии. Поэтому я бы посоветовал о защите думать заранее, потому что регистрация - не молниеносный процесс. Товарный знак раньше, чем через 8 месяцев после подачи заявки, вы не получите.

И еще один немаловажный факт. При регистрации товарного знака существует особенность – кто первый тот и прав! Если Вы на рынке оставите без присмотра ценную вещь, как думаете сколько она пролежит там без присмотра? Ваш недобросовестный конкурент зарегистрировав Ваш товарный знак еще и получит возможность подать на Вас в суд за незаконное использование уже его собственности (в виде придуманного Вами изображения или упаковки товара)

 - Компания увидела, что у конкурентов появились мимикрирующие продукты. Дорого ли отстаивать свои права? Может, стоит махнуть рукой?

- Всегда все упирается в объемы получаемых доходов. Если у вас кофейня, куда в день приходит 10 человек, и кто-то решил подделать ваш товарный знак на другом конце города, то кроме удовлетворения ваших моральных амбиций обращение в суд ничего не даст.

Если речь идет о майонезе, то из-за колоссальных объемов производства даже несколько процентов рынка – это огромные деньги, которые во много раз превышают судебные издержки. Плюс, если вы оставите безнаказанным одного, то скоро обязательно появится еще ряд подражателей.

Но, еще раз подчеркиваю, все нужно считать. Хорошая война обходится гораздо дороже плохого мира – если есть возможность, лучше урегулировать в досудебном порядке.

Владимир Канабай, коммерческий директор группы компаний КАМАКО:

oooo.plus_341 (21).png

- Довольна ли ваша компания результатами судебных разбирательств?

- Не так давно, будучи в командировке, обратил внимание на стоящий у дороги борд с надписью «Сила законов в их исполнении». Как точно сказано! Вынужден признать, что постановление суда по административно-хозяйственным делам, как оказывается, виновной стороной может быть не исполнено. Подобного рода ситуация поощряет дальнейшие нарушения в области защиты прав интеллектуальной собственности. А ведь цель у всех одна – заложить прочную основу для соблюдения в этой относительно новой области законов и правовых норм.

Удалось ли нам на перспективу прекратить распространение мимикрирующей продукции? Ответ – нет. Это не просто.

- Каковы ваши впечатления от процесса защиты своих продуктов? Насколько это сложно/дорого/долго и т.д.?

- Приятно осознавать, что бизнес-сообщество в целом поддерживает наши инициативы по защите своих прав на упаковку, бренд, наименование продукта. При этом некоторые производители внимательно следят за ходом судебного процесса, задают правильные вопросы, интересуются реакцией со стороны государственных органов. Важно отметить, что, не будучи первыми в подобного рода делах, нам удалось значительно продвинуться в этой области, создав прецедент по существу поднимаемого вопроса. Например, товарный знак, который являлся объектом искового требования, снят с регистрации. Основными же сопутствующими затратами иска выступают драгоценное время, нервы, отвлечение от рабочего процесса.

- Имея опыт, чтобы вы посоветовали другим компаниям, которые также сталкиваются с мимикрирующими продуктами? В каких случаях целесообразно начинать борьбу?

- Лично убежден, что под лежачий камень вода не течёт. Если вы чем-то дорожите, вложили в это свою душу, силы и труд вашего коллектива – отстаивайте свои интересы. Правовое государство – это залог эффективной экономики.

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: