Как и чему учат пиарщиков в Беларуси: инспектируем обучение на журфаке

Поделиться

С началом учебного года Marketing.by открывает цикл публикаций об университетах, где подготавливают профильных специалистов для рекламного рынка Беларуси – рекламистов, маркетологов, пиарщиков и т.д.

Первый наш визит состоялся в Институт журналистики БГУ, откуда выходят дипломированные специалисты по связям с общественностью и рекламной коммуникации. О том, как и чему учат будущих «специалистов по информации и коммуникации», мы расспросили заведующую кафедрой технологий коммуникаций кандидата философских наук доцента Ирину Сидорскую.

s.png

Кого учат?

Специальность «Информация и коммуникация» была создана в 1996 году.  За все время было подготовлено более 450 специалистов.

Если спросить у других людей, что такое инфоком, то многие ответят о выпуске PR-специалистов. Действительно, лицом специальности являются связи с общественностью, хотя определенная часть наших ребят работают журналистами, в рекламных агентствах и т.д.

Как учат?

Когда мы переходили на четырехлетнее обучение несколько лет назад, то мы полностью переделали программу, убрав почти все журналистские дисциплины. Это было сделано по двум причинам: во-первых, за четыре года невозможно подготовить по двум специальностям; во-вторых, чего залазить на чужое поле, если есть свое.

В первый год изучаются в основном социально-гуманитарные дисциплины, которые дают хороший университетский бэкграунд. На втором и третьих курсах – приобретение базовых знаний по специальности. На последнем курсе оттачиваются полученные навыки.

У нас сбалансированный учебный план. Есть теоретический блок дисциплин: «теория коммуникации» (базовая фундаментальная дисциплина), «психология коммуникации», «социология коммуникации», «политическая коммуникация», «международная коммуникация».

Есть дисциплины по специальности: «теория и практика рекламы», «теория и практика связей с общественностью», вместе с которыми идут профмастерство, «отраслевой паблик-рилейшенс», «пиар в органах госуправления», «пиар в сфере b2c» и др.

Еще один блок дисциплин позволяет быть успешными в профессиональной деятельности, уметь коммуницировать в разных форматах: «Деловая коммуникация», «Внутриорганизационная коммуникация», «Гендерная коммуникация».

И, наконец, последний блок – это компьютерно –информационные технологии: «информационный менеджмент в веб-среде», «мультимедийные технологии коммуникации», «коммуникационный дизайн в инфосфере».

Дисциплины, которые изучаются студентами:

Дисциплина

Количество академических часов

Специальные дисциплины

Язык и стиль средств массовой коммуникации

440

Деловая коммуникация

90

Мультимедийные технологии коммуникации

168

Корпоративные медиа

194

Внутриорганизационная коммуникация

128

Маркетинг и менеджмент коммуникационной деятельности

198

Этика коммуникационной деятельности

72

Редактирование

128

Правовое регулирование коммуникации

72

Теория коммуникации

218

Теория и практика связей с общественностью

390

Теория и практика рекламы

370

Социология коммуникации

90

Политическая коммуникация

138

Психология коммуникации

90

Методы исследования коммуникации

128

Международная коммуникация

72

Цикл социально-гуманитарных дисциплин

Философия

180

Экономика

144

Политология

72

История

72

Цикл общенаучных и общепрофессиональных дисциплин

Безопасность жизнедеятельности человека

102

История социальной коммуникации

90

Современный белорусский язык

54

Основы информационно-коммуникационной деятельности

106

Современные информационные технологии

134

Иностранный язык

308

Маркетинговые коммуникации

90

Современные технологии массмедиа

90

Полностью с типовым планом можно ознакомиться здесь

Также студентам преподаются:

Дисциплина

Количество академических часов

Коммуникация с иностранными целевыми аудиториями

90

Поведение потребителей

34

Профессиональное мастерство

92

Организация мероприятий

34

Внутриорганизационный менеджмент

70

Коммуникация в сфере КСО

34

Технологии интернет-коммуникации

90

Информационно-коммуникационный менеджмент

100

Брендинг

100

Копирайтинг

34

Отраслевой паблик рилейшнз

34

Теория коммуникации

218

Выпуск учебного PR-проекта

276

Выпуск учебного рекламного проекта

276

Теория и практика рекламы

370

Современная пресс-служба

90

HR-менеджмент

62

Основы визуального дизайна

108

Геобрендинг

90

Информационный менеджмент в веб-пространстве

34

Карьерный дизайн

34

Технологии интернет-коммуникации

90

Технологии создания сайтов

52

Организация учебных информационно-коммуникационных мероприятий

100

Межкультурная коммуникация

52

Основы визуальных коммуникаций

52

Производство и продажа рекламы

48

В наших планах – открытие двухлетней магистратуры через пару лет. Рабочее название: «Корпоративные стратегические коммуникации». Наша задача в магистратуре научить стратегическому видению коммуникации. Чтобы выпускники были не просто специалистами, которые владеют определенными коммуникационным технологиями, а чтобы они могли работать и над коммуникационными стратегиями своих организаций.

Какие учебники и учебные пособия?

Базовым учебником для наших студентов является «Паблик рилейшенз. Теория и практика» (авторы: Катлип М. Скотт, Сентер Х. Аллен, Брум М. Глен). Используем российские учебники, а также есть собственный разработки.

IMG_9369_cr.jpg

К сожалению, белорусского учебника – фундаментального, академического – по пиару пока нет. Просто еще не успели написать. Дело в том, что для написания учебников и учебных пособий должна быть дисциплина государственного компонента, на выходе которой есть должности. И только три года назад в Беларуси введены должности «специалиста по связям с общественностью» и «специалиста по рекламной коммуникации». То есть только с 2014 года мы имеем право писать учебники и учебные пособия по пиару.

Но я не вижу большой проблемы в том, что у нас нет своего учебника. Все свои лекции и программы преподаватели размещают на университетских ресурсах для скачивания и каждый год обновляют. Обычно к началу семестра преподаватели готовят электронные ридеры. К тому же учебник, даже пока он готовится к печати, уже в чем-то устаревает.

У нас не много студентов – набор 28 человек в год. Мне кажется, мы даем достаточно персонифицированное образование.

Основные учебные пособия, разработанные на кафедре:

  • Сидорская, И. В. Внутриорганизационная коммуникация – Минск : БГУ, 2014.

  • Гендер и СМИ : учеб. пособие / И. В. Сидорская, А. Раду. – Минск : РИВШ, 2014.

  • Вашкевич В. Р., Шибут И. П. Новейшие коммуникационные технологии: Учеб.-метод. комплекс для студентов факультета журналистики. – Мн., 2004.

  • Сидорская И.В. Коммуникация в организациях: Учебное пособие для студентов специальности Е 23 01 07-02 «Информация и коммуникация» - Мн.: БГУ, 2002  

  • Сидорская, И. В. Теория коммуникации: учеб.-метод. комплекс для студентов фак. журналистики, обучающихся по спец. 1-23 01 07-01 «Информация и коммуникация (технологии коммуникации)». – Минск: БГУ, 2008. 

  • Сидорская, И. В. Эффективная коммуникация со СМИ: принципы и технологии: пособ. для студентов высш. учеб. заведений / И. В. Сидорская. – Минск: Изд-во Гревцова, 2010.

  • Соловьев, А. И. Основы информационно-коммуникационной деятельности: учеб. пособие для студентов Института журналистики БГУ. – Минск: БГУ, 2009.

  • Шибут, И. П. Компьютерная графика: учеб.-метод. материалы  – Минск: РИВШ, 2008.

  • Шибут, И. П. Программное обеспечение мультимедийных технологий (в 3-х частях). Минск: БГУ. – 2011.

Кто преподаватели?

Наша кафедра технологий коммуникаций самая междисдиплинарная во всем университете. Я – философ, у нас есть журналисты, математики, социологи, филологи и, главное – выпускники собственной специальности, которые хорошо понимают, что нужно студентам.

Университетские преподаватели – это исследователи. Они составляют ядро кафедры, потому что для них это является основным местом работы. Университет - это не ПТУ, чтобы просто дать специальность. Здесь студенты должны получить хороший университетский бэкграунд, и для этого нужны люди, которые посвящают жизнь науке.

SVm88xp.jpg

Преподаватели кафедры:

Сидорская Ирина Владимировна, зав. кафедрой, кандидат философских наук, доцент

Лебедева Елена Викторовна, доцент кафедры, кандидат социологических наук, доцент

Соловьев Анатолий Иванович, доцент кафедры, кандидат филологических наук, доцент

Савицкая Лилия Алексеевна, доцент кафедры, кандидат филологических наук

Шибут Ирина Петровна, старший преподаватель

Колик Алексей Валентинович, старший преподаватель

Кузьменкова Анна Александровна, преподаватель, магистр филологических наук

Альшевская Светлана Олеговна, преподаватель, магистр филологических наук

У нашей кафедры хорошие связи в профсообществом: у нас преподает много практикующих специалистов - руководители агентств, корпоративных отделов, пресс-секретари, пиарщики и т.д. Мы находимся в Минске и, слава Богу, есть из кого выбирать. Стараемся, чтобы приходили самые ответственные, с большим практическим опытом. Мы никого не заставляем, не упрашиваем – люди сами выражают желание делиться знаниями.

Преподаватели-совместители:

Соколовский Иван Васильевич, директор Национального пресс-центра РБ, кандидат исторических наук, доцент

Соловьев Павел Леонидович, директор медиацентра БГУ, кандидат филологических наук, доцент

Резанова Екатерина Владимировна, начальник отдела исследований профессионального развития государственных служащих – зам директора Центра исследований государственной кадровой политики НИИ ТПГУ «Академии управления при Президенте РБ», кандидат социологических наук

Марцулевич Елена Иосифовна, руководитель пресс-службы БГУ

Федотова Юлия Борисовна, заместитель генерального директора Издательского Дома «Проф-Пресс

Костицын Роман Николаевич, директор коммуникационного агентства АРС Коммюникейшнз

Ковалевич Татьяна Варсанофьевна, директор коммуникационного агентства «Центр делового развития»

Корявая Ксения Александровна, сотрудница медиацентра БГУ, магистр педагогических наук

Также приглашаем практиков на мастер-классы: это делают как преподаватели во время своих занятий, так и приглашаем спикеров в рамках Академии коммуникации, недели пиара, пиар-форума. Мне кажется, что у нас студенты даже разбалованы мастер-классами.

Где проходит практика?

Практику студенты проходят каждый год после сдачи летней сессии. На последнем курсе практика в сентябре, а потом еще преддипломная.

Как правило, студенты практикуются в коммуникационных агентствах, отделах по связям с общественностью, пресс-службах, медиа-центре БГУ, рекламных агентствах. Студенты, которым интереса сфера ивентов и шоу-бинеса, сами находят для себя места практики.

Берут наших студентов на практику с удовольствием. У нас есть база наработанных контактов.

Где работают выпускники?

Мы ведем базу выпускников и отслеживаем их судьбу. Кроме того, студентам очень важно видеть успешные примеры, что человек закончил инфоком и теперь работает на хорошей позиции.

В ноябре проводим день встречи выпускников, в социальных сетях ведем группу для выпускников.

Можно сказать, что в Беларуси профессиональная сфера связей с общественностью почти полностью представлена нашими выпускниками. Конечно, кто-то после окончания университета кардинально меняет сферу деятельности, но все-таки где-то около 95% выпускников работают по специальности.

Поделиться
Обсуждение:
Читайте также: