Как фрилансеру грамотно «продаться» на проект. Полезные советы от режиссера Ольги Иваненко

Поделиться

Работа режиссера – это не только возможность доносить свое мироощущение людям через сценарии и картинку. Это также и творческое руководство большой группой, которая создает проект и состоит в основном из фрилансеров: людей, которые делают работу на проектной основе за определенный гонорар. Хотелось бы рассказать о том, как фрилансеру организовать свою деятельность так, чтобы быть востребованным.

13094372_1023890554343677_8409328521834124006_n.jpg

#1. «ПАМЯРКОЎНЫ» РЫНОК ФРИЛАНСА

Всем нам хочется, чтобы работы было поменьше, а гонорары были побольше. Но кто-то действительно прилагает массу усилий и превращается из «мальчика с коробкой» за пару лет в полноценного специалиста, без которого процесс постпродакшна становится практически невозможным. А кто-то так остается на своем уровне на протяжении года, двух, пяти лет. Почему так происходит?

На мой взгляд, в Беларуси все очень лениво: до сих пор нет культуры фриланса, практически нет рынка подрядчиков, конкуренции. Нет совершенно никаких навыков продажи своего таланта и его улучшения. Всех классных подрядчиков, которые составляют основную команду наших проектов, мы нашли самостоятельно.

 «Команду на свои проекты я подбираю в первую очередь по соотношению качества работы и комфорта работы»
Так уж получается, что я часто высказываю подрядчику свое отношение к его работе и даю подробный фидбэк в достаточно критичной форме. Мне кажется, это двигает человека вперед, заставляет его работать лучше. Конечно, невесело, когда после улучшений растет стоимость фрилансера, но это логично, и самое важное здесь в том, что растет качество работы. Сделать хороший ролик в принципе — удовольствие недешевое, и команду на свои проекты я подбираю в первую очередь по соотношению качества работы и комфорта работы с подрядчиком.

#2. БУДЬТЕ ГОТОВЫ: МАЛО ДЕНЕГ, МНОГО ОТВЕТСТВЕННОСТИ

2_mozg.jpg

Итак, если вы решились на фриланс, у вас должна быть хорошо развита самомотивация и самодисциплина. Если вы недостаточно успешный сотрудник «офисного формата», сначала стоит разобраться, почему у вас не получается хорошо работать в рамках, а затем бросаться в омут с головой. Работа фрилансера — это небольшие доходы с большой ответственностью.

#3. СОЗДАЙТЕ ГРАМОТНОЕ ПОРТФОЛИО

3_comp.jpg

«Чтобы встретиться и познакомиться с потенциальным пордядчиком, нужен хороший повод»
Большинство подрядчиков для работы на съемках мы находим сами, пользуясь рекомендациями коллег. В то же время я стремлюсь пополнять нашу базу, поэтому старательно рассматриваю портфолио потенциальных соискателей, которые регулярно получаю по почте. Ничто не заменит личного общения с подрядчиком, но для того, чтобы встречаться, нужен хороший повод, который все никак не наступит. А хорошим поводом можем стать комплекс из:

1) внушительного портфолио очень хороших работ, собранного в аккуратном и удобном виде. Для дизайнера или художника — pdf презентация; для видеоинженера, колориста, композитора – канал на vimeo с работами, для продюсера или ассистента — CV с кейсами, решенными задачами и подробным описанием навыков.

2) подробного описания ваших навыков, понятной открытой системы ценообразования за вашу работу, описания сроков каждого проекта в вашем портфолио.

3) рекомендаций или списка клиентов, с которыми вам удалось поработать.

4_u can.jpg

Простой пример: российские дикторы, которые очень хотят работать, складывают свои треки в демо-ролики по 60-90 секунд, внутри которых собраны несколько треков разной интонации, тембра и скорости одного диктора. Ролики называются фамилией диктора и годом, в котором собрано демо. В одном и том же письме собрано портфолио, стоимость, часы работы, способы платежа и все доступные способы связи. Это очень удобно. Есть ли у меня хоть одно такое демо от беларуских дикторов? Нет.

#3. СОБЕРИТЕ К СЕБЕ ОЧЕРЕДЬ

«Если вам кажется, что ваше портфолио маленькое, то вам не кажется»
Большинство творческих сотрудников пытаются сразу монетизировать свой талант, потому что «очень деньги нужны». Но механизм получения большого количества денег чуть сложнее: для начала нужно научиться работать хорошо, затем наработать внушительное портфолио. Если вам кажется, что ваше портфолио маленькое, то вам не кажется. Поэтому сначала его нужно наработать, а потом постепенно повышать стоимость, находя баланс между очередью к вашей двери и стоимостью работы.

Верный путь получить портфолио — начать делать что-то бесплатно или за часть стоимости. Можно попробовать сформировать цену интуитивно, но велик риск вообще остаться без работы. А отсутствие постоянного потока работы — это потеря практического опыта и качества работы.

6_roller.jpg

#4. РАБОТАЙТЕ ЛУЧШЕ ДРУГИХ и СТАРАЙТЕСЬ БЫТЬ КОМФОРТНЫМИ

Есть первые проекты в портфолио и идеи, кому пригодится ваша работа дальше? Не поленитесь записать отзывы от своих первых клиентов, причем так, чтобы сделать их более релевантными рынку.

Поменялся уровень и качество работы? Пройдитесь по потенциальным клиентам и предложите свою работу еще раз.

Появилась загрузка в желанном объеме? Выбирайте, в какую сторону двигаться; если для вас первостепенны финансы — отсеивайте клиентов, которые приносят вам меньше всего денег, постепенно поднимая стоимость. Если ваш приоритет - уровень ваших работ, предпочитайте тех клиентов, с кем у вас получаются крутые результаты. Так или иначе, качество всегда идет в ногу с финансами и одно тянет за собой другое, к сожалению, не только вверх.

Уперлись в качественный потолок? Ищите примеры еще более крутой работы или поднимайтесь на следующую ступеньку в своей сфере, осваивая более сложные проекты.

7_skalka.jpg

Важно быть доступным, не ныть, признавать и исправлять свои ошибки, уметь расставлять приоритеты в работе и просто не быть мудаком. Присылать файлы в удобном для заказчика формате, называть их датой и номером версии, а не “last”, “final”, “ready”, планировать время на свою работу с запасом и справляться вовремя, получать фидбэк о своей работе и своевременно корректировать процесс.

«Никто не стремится менять партнеров в работе»
И, наконец, еще одна из важных опций для любого подрядчика — комфорт совместной работы. Никто не стремится часто менять партнеров в работе. «Притирка» людей отнимает время и силы. Согласитесь, странно представить незнакомую команду режиссер-монтажер-продюсер, которая бурно обсуждает варианты монтажа, чтобы найти самое интересное решение в 23.00. Ведь качество творческой работы часто зависит от нашего настроения, и внутренние силы приходят гораздо быстрее в совместной работе с приятными, проверенными, качественными подрядчиками.
8_key.jpg

Ольга Иваненко,
режиссер рекламных роликов,
продакшн-студия PLAY.


Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: