Google подводит итоги года в Беларуси и обещает гибкую ценовую политику

Поделиться

За прошедший 2017 год Google в Беларуси успел немало: купил беларуский стартап,  вдвое увеличил количество премиум-партнеров, пересмотрел местные образовательные программы и многое другое. Павел Бандура, руководитель направления маркетинга Google на развивающихся рынках Центральной и Восточной Европы, резюмирует итоги Google-года  в интервью marketing.by и сообщает о новой гибкой политике компании для нашей страны.  

26794269_1574067319354812_265618877_n.png

Как вы в целом охарактеризовали бы 2017 год в Беларуси с точки зрения Google?

Как сильный и продуктивный. Год, в котором мы почувствовали, что переходим к новому этапу: дальнейшее развитие предполагает глубокую специализацию по продуктам и направлениям.

На наш взгляд, за год произошло многое. В 2017 году Google впервые посвятил дудл Дню Независимости Беларуси, стилизировав свой логотип 3 июля в развевающийся национальный флаг.

Также впервые, Google купил белорусский стартап AIMATTER, резидента ПВТ,- создателя приложения Fabby по обработке изображений с использованием новаторских разработок в искусственном интеллекте. Эта сделка является лучшим подтверждением растущей открытости и привлекательности страны.

Кроме того, мы продолжили  традицию публиковать рейтинг самых популярных поисковых запросов года в Google из Беларуси.

В 2017 мы впервые собрали за одним столом с Google лидеров рынка digital-рекламы в Беларуси на августовском саммите в Минске (marketing.by писал о нем здесь). Участники вживую обсудили особо острые вопросы с руководством Google в регионе, услышали о намечающихся трендах и обновили деловые контакты в кулуарах. Мы планируем продолжать вносить свою лепту в профессиональное развитие рынка и собирать крупнейшие  интернет-агентства, локальные рекламные площадки, рекламодателей, стартап-акселераторы, инвестиционные и венчурные фонды ежегодно.

Мы начали плотное взаимодействие с традиционными медийными агентствами - как локальными, так и международными медиа-группами, с теми, кого часто называют Большой шестеркой. После нескольких встреч и пилотной работы с клиентами мы взяли в работу их запросы, например о гармонизации рекламной политики Google с национальным законодательством Беларуси в части рекламы слабоалкогольных напитков (напр. пива), фармацевтики, азартных игр.

Также, мы изучаем возможность по запуску исследований охватов для взаимодополняющих каналов коммуникации, как например ТВ и YouTube.

26771749_1574067332688144_1150956688_o.png

В этом году, мы изменили отношение рекламодателей к рекламным агентствами в Беларуси. Весь год на ежемесячной основе мы проводили трехсторонние встречи между малым-средним бизнесом, Google и несколькими лучшими digital-агентствами. Почти с одной тысячей компаний проговорили, как действительно работает реклама в Интернет, что реалистично ожидать от своего агентства, в чем стоит доверять и в чем контролировать. Следуя лучшим международным практиками, мы делали это вместе с одним из ведущих поставщиков технологических решений, нашим партнером - компаний Active.by.

После двух лет работы, мы полностью пересмотрели образовательную программу Google по digital-маркетингу: переходим от одиночных разрозненных курсов, нацеленных на сертификацию Google AdWords к единому “от и до” интенсивному курсу, который подготовит специалиста к полноценному ведению кампаний. Как и свойственно интенсиву - курс будет длиться две недели, обучать всем инструментам digital-рекламы и аналитики, и впервые - давать практическую подготовку в малокомплектных группах до 20 человек. Мы хотим, чтобы выпускники стали настоящим авангардом рынка, поэтому делаем прием на программу конкурентным и будем помогать трудоустраивать лучших выпускников, делясь их контактами с партнерскими агентствами Google. Больше деталей здесь.

Digital-экосистема Беларуси развивается очень динамично: здоровыми темпами растет количество рекламодателей в Интернет (мелких, средних, крупных), существующие рекламодатели совершенствуются в рекламных решениях, профессионализм агентств выходит на новый уровень, сильных digital-специалистов становится все больше, на рынке появляется больше форумов для взаимодействия участников рынка.

Изменилось ли число сертифицированных агентств на платформе Google Partners? Было более 50, из которых шесть являлись премиум-партнерами…

Количество сертифицированных агентств Google Partners в Беларуси выросло с 49 до 72 агентств в 2017 г. Мы ожидаем, что еще около 10 агентств получат партнерский значок в ближайшее время, если пройдут сертификацию по знанию продукта.

Количество премиум-партнеров удвоилось (теперь 11 агентств). Это внушительный рост для третьего года работы Google Partners в Беларуси. Однако, мы считаем, что агентств в Беларуси еще недостаточно, и у рынка агентских услуг есть потенциал для роста как минимум вдвое.

Поскольку наша задача - обеспечить емкий агентский канал, который смог бы обслужить все заинтересованные предприятия страны, то метрика, которой мы руководствуемся - это количество сертифицированных агентств на 100 тыс малых и средних предприятий. Разумеется, при прочих равных условиях.

Сейчас Беларусь по этому показателю на уровне Болгарии, где есть примерно 20-25 сертифицированных агентств на 100 тыс. бизнесов. В соседней Литве у 100 тыс. предположительных бизнесов есть выбор из порядка 50 сертифицированных агентств, в Эстонии - из 70. Исходя из этого, потенциал рынка digital-услуг остается внушительным, и мы продолжаем работать над тем, чтобы приблизить Беларусь к лидерам в регионе по развитости рынка.

Каков примерный объем рекламы в 2017 году по Беларуси, в особенности интересует объем контекстной рекламы, запускаемой через Google?

Традиционно, как и в других странах, мы не комментируем абсолютные цифры. Если говорить только про контекстную рекламу (без медийной сети и видео), то мы видим сильный рост в этом году на фоне слабого пост-девальвационного 2016 года.  Этот рост можно охарактеризовать на уровне средней двузначной цифры процента

26693007_1574067336021477_1264832570_o.png

Говоря про рынок контекстной рекламы, нужно учитывать, что его периметр не так однозначен, как например рынков ТВ или печатных СМИ. Например, многие белорусские агентства экспортируют свои услуги, настраивая рекламные кампании рекламодателям из России, Литвы или Великобритании. Управляемые ими бюджеты будут включены в оценку рынков соответствующих стран.

Другой пример: в Беларуси заметная доля инвестиций в digital тратится на клики за пределами Беларуси. Т.е. белорусские компании рекламируют свои товары и услуги на экспорт в других странах, но настраивают рекламу дома. Это крайне позитивная тенденция, выигрышная стратегия для развития бизнеса в стране и, к слову, очень хороший показатель среди стран Центральной и Восточной Европы.

Эти объемы будут включены в оценку digital-рынка Беларуси, однако при расчете долей разных каналов коммуникации на совокупном локальном рекламном рынке, экспортные объемы учитывать не стоит.

Произошел ли рост объема видеорекламы в Беларуси через сервисы Google?

Да, видеореклама растет очень быстрыми темпами, в два-три раза быстрее контекстной рекламы, однако сейчас занимает низкую однозначную процентную долю от инвестиций в digital. Как для второго года после открытия монетизации YouTube в Беларуси, мы оцениваем результаты как очень хорошие.

Очевидно, что доля видеорекламы будет расти и приблизится к двухзначной доле digital через год-два. Темпы роста не упадут, судя по интересу существующих рекламодателей и крупных брендов, а объемы становятся весомыми. Многие все еще недооценивают построение более широкого охвата при дополнении видеорекламой, а также более низкую среднюю стоимость контакта во средневзвешенном портфеле.

Вместе с тем, в этом году в мире стал отчетлив феномен видеорекламы на YouTube в качестве малозатратного инструмента для построения вирусных кампаний - существуют сборники эпичных рекламных роликов, в т.ч. малобюджетных. Они начинались как платная реклама, а позже привлекали исключительно органический трафик и принесли своим брендам необычайную узнаваемость и лояльность - $1 Shave Club, Volvo Trucks, Nike Women, BWM, Axe и т.п. В следующем году хотелось бы дополнить список белорусскими брендами.

Какими цифрами можно охарактеризовать пользование YouTube в Беларуси?

Про цифры и динамику по монетизации YouTube было уже сказано выше. Здесь приведу несколько фактов о другой стороне YouTube - создателях контента, креаторах. Главный вывод этого года - в Беларуси достаточно креаторов, создающих качественный контент: мы знаем 30 ведущих белорусских блогеров, у каждого из которых более чем 150 тыс. подписчиков.

У любого из 5 самых популярных YT-блогеров в Беларуси более 200 млн совокупных просмотров! Это LaGGeR, ПРИЯТНЫЙ ИЛЬДАР, SiselPRO, Masyaka Grand, Семейка Z. У первых двух - более миллиона подписчиков. Как и в случае с AdWords, мы не комментируем абсолютные цифры, однако порядок роста количества просмотров, времени смотрения и выплат по рынку следует примерно той же траектории, что и контекстная реклама.

26694959_1574067339354810_1878702826_o.png

Google запустил геотаргетинг по городам Беларуси в AdWords - насколько востребована эта опция у рекламодателей?

Геотаргетинг стал обязательной настройкой - примерно три четверти рекламодателей используют эту функцию. Запуск этой опции однозначно увеличил эффективность для рекламодателя и привел к разнонаправленным эффектам для Google: часть существующих рекламодателей оптимизировала бюджеты за счет сужения таргетинга только на нужные им регионы, при этом мы привлекли новых рекламодателей из регионов.

Новые рекламодатели пришли из отраслей локальных услуг, например таких как транспортные перевозки и службы такси, доставка еды, локальные развлечения, региональное строительство и интернет магазины.

Google сделал возможным работу напрямую с программатик-платформой DoubleClick. Появятся ли в 2018 году новые возможности для беларуских рекламодателей? Какие?

Да, действительно, Google сделал возможным прямой доступ к продуктам DoubleClick для всех агентств и клиентов Беларуси. Сейчас работать с DoubleClick в Беларуси можно как самостоятельно, так и с привлечением специалистов из белорусских  digital-агентств.

В силу объема рынка, уровня развития медийных и технологических продуктов в Беларуси мы пока не готовы рассматривать вопрос о создании отдельного технического партнера для Беларуси в 2018 г., однако пристально наблюдаем за развитием рынка и готовы предварительно обсуждать перспективное сотрудничество с заинтересованными компаниями.

В следующем году мы планируем продолжать развивать продукты DoubleClick Bid Manager, Search и Campaign Manager, реализовывая наши долгосрочные дорожные карты. Эти изменения расширят возможности рекламодателей и рекламных агентств. У нас в планах серия тренингов по платформе DoubleClick для заинтересованных агентств и крупных рекламодателей в 2018 г.

C 1 января 2018 года в Беларуси начнут взимать НДС с поставщиков зарубежных электронных услуг. Мы уже знаем, что, например, подписка на Google Play Музыка с 1 января 2018 года будет облагаться 20-процентным налогом. Планирует ли Google сделать более гибкую ценовую политику в Беларуси в связи с негибкостью нашего государства?

Прежде всего, мы очень внимательно подходим ко всем законодательным и юридическим изменениям на рынках, где находятся наши клиенты, и всегда ведем диалог с государственными властями. В Беларуси мы вводим гибкую ценовую политику, призванную смягчить влияние налога на цену для пользователя. Наши специалисты из юридического и финансового отдела внимательно следят за изменениями.
Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: