Глубокие смыслы плаката. Преподаватель Академии искусств сделал выставку студенческих работ к 100-летию УНОВИС

22 Ноября 2018 1323 0 Креатив Нестандарт
Поделиться

В Национальном центре современных искусств проходит выставка, в которой представлены около 100 плакатов студентов Белорусской государственной академии искусств. Проект является учебным и его организатором стал графический дизайнер и преподаватель Руслан Найден, собравший лучшие работы своих студентов 2-3 курсов по специальностям "Графический дизайн", "Фотографика", "Телереклама".

Marketing.by посетил выставку и поговорил с автором проекта про состояние беларуского плакатного жанра, важность его освоения для становления дизайнера и главные составляющие эффективного плаката. 


Эта выставка пятая и является продолжением издательского проекта, посвященного 100-летию УНОВИС, который знаменует начало эры плаката, возникнув столетие назад на гребне общественно-политических страстей и тектонических сдвигов в социуме.

Я собрал и показал здесь лучшие, на мой взгляд, работы студентов 2-3 курсов. Именно в этот период у студентов появляется свой голос, им есть что выразить, используя более глубокие смыслы.


Плакат — это квинтэссенция графического искусства

Если студент способен создать грамотный плакат, осознанно и старательно освоит работу с ним, то ему будет под силу любая дизайнерская задача. Потому что плакат — это квинтэссенция графического искусства и самая сложная номинация в международных конкурсах. Именно этот жанр требует от дизайнера огромной работы с символами, метафорами и культурным контекстом страны, чтобы создать работающее произведение.


Когда я сам учился в Московском полиграфическом институте, то плакат нам начинали преподавать только с 4 курса. Мы должны были изучить шрифт, композицию, фото, цвет и только потом перейти к плакату. Он требует собрать воедино все твои знания, мышление и видение жизни.

Плакат — это кульминация. Это сильнейший многосторонний многообразный визуальный язык.


В городской среде хороших плакатов у нас нет

Подъем беларуского плакатного искусства пришелся, как и все остальное, на время перестройки. Художники и графики получали приглашения на участие в конкурсах по всему миру. Я помню, какие невероятные чувства вызывал тот момент, когда мы получили возможность выставляться индивидуально.

На всю Беларусь существовала одна маленькая редакция плаката в издательстве "Беларусь", где мы трудились, полные энтузиазма и оптимизма. Там работали лучшие мастера беларуского плаката. Всё делалось гуашью, тушью — в ручную или на станке. А потом почтой мы отправляли свои работы на конкурсы.



В то же время существовал государственный заказ. Но позже все изменилось.

Состояние беларуского плаката вызывает во мне двойственные чувства. Потому что с одной стороны есть огромная и прекрасная коллекция в Союзе Дизайнеров, а с другой стороны, на практике, в городской среде хороших плакатов у нас нет. Напрочь отсутствует социальная потребность и запрос.

В Беларуси невозможно быть чистым плакатистом. Ты на этом не заработаешь

Моя цель как преподавателя — зажигать студентов, мотивировать их работать с плакатом, учить их мыслить в этом направлении. Я стараюсь проповедовать чистую мысль, чистое пространство, язык минимализма.

Будет слишком самоуверенным говорить про то, что уже во время учебы у студентов сразу проявляется ярко-выраженный стиль. Так или иначе, но я оказываю влияние на его формирование. Да, это может быть отличительная стилистика, но их язык вырабатывается в процессе жизни. Поэтому для меня очень ответственно и важно направить студентов на поиск себя.


В Академии Искусств мы постоянно работаем с плакатами в рамках разных тем. Но при этом я всегда оставляю место для работы на свободную тему. Потому что иногда молодым людям важно высказаться без рамок и направлений.

И это несмотря на то, что заканчивая Академию Искусств, никто не связывает свою жизнь с плакатным искусством.

В Беларуси невозможно быть чистым плакатистом. Потому что ты на этом не заработаешь. По-итогу все уходят в графический дизайн, начинают создавать фирменный стиль, обложки и иллюстрации книг, журналов, но плакатная форма подразумевает совсем иное и постепенно замирает.



Государство словно избегает неудобных и непривычных смыслов, которые могут вызвать эмоции

Наша кафедра не получает государственных или частных заказов на плакаты.

Мы несколько раз обращались со студентами к созданию плакатов на тему "65 лет Победы" и  "70 лет Победы". Среди них много сильных проектов. На этой выставке представлено 39 из них. Но для государственного заказа они были слишком "не праздничными", а погружали в рефлексию о последствиях этой страшной войны.


Мне кажется странным и непонятным, что имея заказ на плакаты в социальных тематиках, государство словно избегает неудобных и непривычных смыслов, которые могут вызвать эмоции.

В каждодневной суете очень тяжело остановить человека и обратить его взгляд на плакат.

Существует такое большое количество тем, про которые важно думать и говорить: экология, качество продуктов, проблема одиночества, да что угодно. А у чиновника возникает один вопрос: "А зачем?". Так как же нам внедрить эти умные, хорошие смыслы?



Рекламный плакат — это про эффектный образ, красивую картинку, продуманную драматургию

В плакате должен быть посыл. Он должен взаимодействовать с городской средой, дополнять её, выносить из нее смыслы и проблемы, говорить с прохожим.

Социальный плакат должен взывать к чувствам и переживаниям. В этом направлении важно иметь мудрость и хороший жизненный опыт для работы с символами и метафорами. Такие плакаты должны изменять тебя даже в те моменты, когда ты сидишь на лавочке и ешь мороженное.

Рекламный плакат — это про эффектный образ, красивую картинку, продуманную драматургию. Чтобы человек, идущий мимо, остановился в мыслях, обратил внимание, и позже прямо или косвенно вернулся к продукту.


То, что мы видим, как афиша, нельзя относить к плакатному искусству. Это все очень дешево. При этом даже концертные плакаты можно создавать, как произведения искусства.

Я живу в парадигме того, что если я согласился выполнить заказ, то буду выкладываться по полной. Потому что в искусстве я несу ответственность, в первую очередь, перед собой и своими идеалами. Невероятное счастье смотреть на работу, которая получилась.

Единственное направление плаката в Беларуси, которое меня радует — это театральное. Любой спектакль очень важно грамотно визуально обозначить. В какой-то мере через плакат он выходит на улицы города, чтобы напрямую рассказать и показать себя зрителю.

И вот в этом ключе плакат стал более умным, тонким, философским, с драматургией. Так что в театральной сфере есть движение.

Сам бы я очень хотел организовать выставку плакатов в вагоне метро. Сколько важной информации таким образом можно было бы транслировать миллиону людей.



Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: