Гендиректор «Крынiцы»: о метаморфозах на предприятии и трендах пивного рынка

Поделиться

Год назад огромный баннер «Криницы» на фасаде завода по улице Радиальной сменил цвета: с желто-красного на зеленый. Но в здании произошла не только внешняя перемена, но и внутренняя — сменился генеральный директор. Многоопытный и жесткий Григорий Петкевич был уволен с должности, руководителем стал Александр Кижук, ранее возглавлявший «Лидапищконцентраты».

IMG_8223.jpg

С момента назначения в мае 2014 год Александр Кижук очень редко общался с прессой, дал буквально пару интервью. Криница, как предприятие, тоже «молчала», ограничиваясь лишь рекламными коммуникациями. Нетрудно было предположить, что новая команда пытается разобраться с внутренней ситуацией и пока сказать ей просто нечего. Мы решили, что накануне нового сезона Александру Кижуку уже будет, чем поделиться и, наконец, оказались в его просторном кабинете с видом на внутренний двор пивзавода.

Александр, какая проблема была самой острой на момент вашего входа в должность?

Конечно, финансовая. В этом плане на «Кринице» все дрожало. Мы сразу взялись за оптимизацию затрат. Одной из неприятных мер в этом смысле было сокращение персонала, но численность работников на заводе была очевидно излишняя. Скажу, не скрывая, мы «оптимизировались» по всем фронтам: и на производстве, и в продажах, и в маркетинге. Уделили внимание затратам, снизили их там, где это было возможно, и стали объективно работать более эффективно.

Год прошел, и какие ощущения? Чего успели добиться?

Времени на раскачку не было, мне пришлось быстро переформатироваться, погрузиться в работу с головой. Конечно, революцию мы не совершили, для реализации всего задуманного года было мало, но, тем не менее, многого достичь удалось.

Основной целью было — выйти на безубыточный уровень. Год 2014 мы закончили с убытком, что тут скрывать, но снизили его объем в три раза к уровню 2013 года. Первое полугодие 2015 планируем закончить уже с прибылью. Кроме этого, мы пошли дальше, и решили не увеличивать себестоимость нашей продукции, при этом не нанесли вреда ее качеству, даже улучшили его.

Что касается экспорта, также удалось многое изменить. Например, работу на самом крупном зарубежном рынке — в России, где мы вошли практически во все торговые сети («Ашан», «Пятерочка», «Авоська» и т.п.). Сейчас активно работаем с Прибалтикой, Польшей. Сравнительно недавно отправили наш квас продаваться в Китай, США и Новую Зеландию.

Главное — мы поняли, как и куда двигаться нашей пивоваренной компании, обозначили стратегию, осознали тренды рынка и изучили конкурентов. А также подобрали команду профессионалов, которые понимают, куда мы идем, и чувствуют пивной рынок.

IMG_8209.jpg

Говорят, что в маркетинге «Криницы» большая текучка…

Отдел менялся и меняется до сих пор, но это нормально. Просто мы предложили новые условия работы и подбираем сотрудников исходя из того, насколько эффективно они смогут работать. Кроме этого, мы стараемся повышать зарплаты ключевых работников, выработали новую систему мотивации, особенно для маркетинга и продаж, чтобы работник был максимально ориентирован на результат.

На Кринице сегодня работает 1088 человек. Здесь выпускается 23 сорта пива, 2 сорта кваса и 2 вида воды. В первом квартале пивзавод отправил на экспорт 940,7 тыс дал, объем продаж на внутреннем рынке составил 1755, 4 тыс дал.

Какова сейчас доля рынка «Криницы» и как видите ее по итогам 2015 года?

За первые три месяца мы по доле пивного рынка в Беларуси вышли на первое место. Сейчас наша доля составляет 21%. В краткосрочных планах, конечно, работать на удержание этой позиции, но в будущем мы планируем идти дальше.

Есть планы по изменению портфеля брендов?

Да, грядет его оптимизация. Сорта, что показывают невысокие объемы продаж, мы выведем из линейки, а хорошие, любимые потребителями — поддержим. Например, оцененный пивным гурманам Kult и Kaltenberg, который мы производим по лицензии одного из баварских пивных домов. Кстати, говоря о лицензиях, мы планируем развиваться в этом направлении и уже работаем над одним контрактом, о котором вы совсем скоро узнаете все в подробностях. В общем, портфель мы «причешем» и добавим в него новинки. У нас в этом году круглая дата — 40 лет предприятию. Хороший повод для сюрпризов.

Какие сорта пива сегодня наиболее успешны?

Наши драйверы - «Крынiца Класcическое», «Александрия» и «Крынiца Моцнае». Рынок наш, кстати, движется в сторону крепкого пива, его потребление растет. Ну и вы, я думаю, видите реакцию: все белорусские пивовары ввели крепкие сорта в линейку.

На «Криницу» давит немало стереотипов, в том числе и о качестве пива. Как будете с этим бороться?

В ближайших планах — поработать над имиджем предприятия и ключевым его брендом, хотим подать его по-новому. Кроме этого, мы уже работаем с лояльностью потребителей, особенно с точки зрения коммуникации, доступности и представленности нашей продукции в магазинах.

Повышением качества продукта занимаемся с прошлого года. Мы практически полностью обновили оборудование наших лабораторий по контролю качества, а также начали избирательнее относиться к сырью, особенно для стратегически важных для нас сортов. Так, мы поменяли в них некоторые важные составляющие — например, белорусский хмель сменили немецкий в линейке пива «Крынiца», «Александрия» и «Kult». Обратили внимание и на воду и, немного изменив технологии, сделали ее мягче.

Появились слухи, что «Криница» чуть ли не минипивоварню себе приобретает для выпуска пива в стиле «крафти». Как прокомментируете?

Потребителю в последнее время интересны «крафты». Варить «крафтовое» пиво становится действительно модным, хотя обычные евролагеры по-прежнему остаются самой продаваемой категорией. Скажем так, «Криница» будет работать в направлении так называемого «крафти» пива. Но мы же с вами понимаем, что на рынке у нас произошла подмена понятий, и «крафтом» называют все что угодно. Планов на приобретение минипивоварни — пока нет. Но создание лимитированных интересных новинок не исключаем и ведем работу в этом направлении.

Как вы относитесь к коммуникации на беларускай мове? Сейчас это актуально на нашем рынке…

«Крынiца» как название марки всю жизнь звучала на мове. И мы к этому очень положительно относимся. При этом, мы конечно видим этот тренд, многие компании используют его в качестве своей коммуникационной стратегии. Мы же целиком и полностью переходить на общение на белорусском языке пока не планируем. Возможно, будем развивать эту тему в рамках отдельного проекта. «Крынiца» сегодня очень много работает на экспорт, с Россией, балтийскими странами, поэтому мыслим не совсем локально, а более глобально. А родную мову любим и ценим вне всяких трендов.

Как обстоят дела с квасом? Поборетесь за рынок в этом сезоне?

Наша доля пока очень невелика — 10,5% среди отечественных производителей. Приоритетным для нас сейчас мы видим квас «Лето 988», но к нашему «Старажытнаму» тоже остается интерес. Он отличается от тех напитков, что есть на рынке по вкусу — менее сладкий. «Лето 988» же более популярный. Кроме рецептуры, мы активно работаем и над дистрибуцией кваса. Хотелось бы, чтобы у белорусского потребителя был выбор, а не только два кваса на полке. Для этого у нас есть обновленная торговая команда, которая активно работает над улучшением отношений с ключевым ритейлом.

Мы в 3 раза (если сравнить апрель этого и прошлого года) повысили реализацию кваса на экспорт. Он очень хорошо покупается в России, а квас «Зенит», созданный Криницей специально для болельщиков футбольного клуба, вообще покупается на «ура» - семь грузовых фур уехало сразу в Россию, и по факту мы получили хороший отклик на этот напиток. Для спортивных фанатов в нашей стране совсем скоро в продаже появится квас «Динамовский».

Вообще около спортивная тема и спортивные мероприятия — это драйверы продаж для пива и напитков. Чем сильнее это направление будет у нас развиваться, чем больше у нас будет проходить мероприятий, тем лучше для отрасли. Мы видим также широкие возможности в распространении культуры спорт-баров.

Что, по вашему мнению, ждет пивной рынок Беларуси в этом году? Кто-то прогнозирует падение на 3%, кто-то на 10%. Ваши ставки?

Падение будет, первый квартал уже это показывает. Небесная канцелярия к нам не благоволит: мы весной, как обычно, ждали хорошую погоду, а она вот только в конце мая наступила. Ну и с учетом экономической ситуации, падения покупательской способности, думаю, рынок упадет и где-то на 5%.

Справка

Кижук Александр Евгеньевич, 33 года. Имеет 2 высших образования, последнее — Академия управления при Президенте Республики Беларусь, специальность «Международные отношения». Предпочтения по пиву — классические лагеры, среди любимых сортов «Криницы» называет «Крынiца Классическое». Зимой выбирает в основном темное пиво, а иногда — «Kult».

Беседовала Анна Шутова

Фото Полина Скороход

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: