Галина Панина, Leroy Merlin: Как выступать правильно или как удержать внимание слушателя

30 Марта 2018 9058 0 Мнение Нестандарт
Поделиться

oooo.plus_341 (1).png

Приходилось ли вам писать речь для публичного выступления? Возможно, как и многие другие начинающие спикеры, вы чувствовали странное оцепенение, даже страх, не зная, как правильно выразить свои мысли. Может быть при написании речи, вы сидите перед открытым экраном, в вашей голове крутятся тысячи мыслей, а через пару часов видите на листе только приветствие и несколько бессвязных строк. 

Мы часто относимся к написанию текста выступления как к сочинению на свободную тему, но насколько легче было бы придерживаться точного плана. На своих интенсивах я всегда предлагаю участникам воспринимать подготовку к выступлению как лестницу в семь последовательных шагов. Вы готовы? Тогда делаем первый шаг.

ШАГ 1 ТЕМА И ФОРМАТ

Первым делом возьмите ручку и в одном предложении запишите основную мысль вашего выступления – вашу сквозную тему. Это сложная задача, но правильно выделенная сквозная тема залог вашего успеха на сцене. Она должна как желтая кирпичная дорога проходить вдоль всего вашего выступления. Ваша задача – сделать так, чтобы на вопрос «о чем говорил этот спикер?» о вас смогли ответить однозначно и четко.

Тема готова? Теперь определим формат вашего выступления, для этого задайте себе несколько вопросов: Зачем вы выступаете, а главное, зачем аудитории слушать вас? Что интересного вы можете им предложить? Спикеру всегда понятно, чем интересна его тема, а зачем она вашим слушателям? Для  этого шага важно понимать кто ваш слушатель? Бизнесмены, студенты, менеджеры, ваши коллеги? Насколько подготовлена ваша аудитория? Насколько хорошо она знакома с вашей темой?  Как только вы определитесь с ответами на эти вопросы, вы точно будете знать, что вам нужно донести до аудитории, каким языком, стоит ли углубляться в тему или наоборот что-то упростить.

ШАГ 2 СТРУКТУРА

Определившись с темой, мы можем начать строить организационную структуру своего текста. В каждом выступлении структура своя, но новичкам я советую остановиться на одном из четырех классических подходов: 

  1. Проблема и ее решение. Вы презентуете стартап? Рассказываете примеры своих кейсов? Презентуете продукт? Вам повезло, вы можете использовать самую простую архитектуру – Описание проблемы → Ключ → Решение → Выводы.  Для клиента важнее всего знать, какие выгоды или решения вы можете им предложить, так сделайте это.
  2. Новые грани. Не каждый спикер может открыть для своих слушателей Америку, но каждый может помочь аудитории взглянуть на уже известную тему или проблему под другим углом. Используйте известный или актуальный контекст, расскажите об этом подробнее, структурируйте информацию в единое целое, добавьте больше примеров и динамики в выступление. И не сказав принципиально ничего нового, вы оставите после выступления ощущение грамотного приятного спикера. 
  3. Логическая цепочка. Хорошее решение, если вы презентуете новое открытие или продукт, с которым аудитория незнакома. В таком случае выгодной стратегией будет раскрытие инновационной темы через цепочку причинно-следственных связей. Категорически не подходит для обсуждаемых, уже известных тем, это будет скучно.
  4. Личный опыт. Говорите о своем опыте с гордостью, аудитории всегда интересны живые люди с реальными историями. Подробно расскажите о теме через призму личного опыта, с какими проблемами, задачами и ошибками сталкивались именно вы и что полезного из них вынесли.

fight-1024x523.jpg

ШАГ 3 АРГУМЕНТЫ

У нас есть представление о подходе, теме выступления и его структуре. Теперь нанизываем на ось структуры основные тезисы нашего выступления. Добавляем к основному тезису аргументы, к ним детали и примеры, придумываем визуализацию – картинки и диаграммы. Самые сильные аргументы оставьте для начала (вас должны услышать) и конца текста (вас должны запомнить).

ШАГ 4 ВСТУПЛЕНИЕ

Познакомьте своих слушателей с «картой» вашего выступления, обозначьте для них главные остановки, помогите аудитории лучше ориентироваться в вашем выступлении.  И конечно не забудьте рассказать о себе. Кто вы такой? Расскажите слушателям ключевые моменты, которые опишут вас как специалиста, которому можно доверять в этой области – ваш опыт, профессия, сходные проекты.

ШАГ 5 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Заключение должно быть запоминающимся – добавьте в конец призыв к действию или яркую цитату. Еще раз напомните аудитории вашу сквозную тему и ее практическое значение. Донесите до зрителей, почему все то, что вы сейчас рассказали актуально именно для них.

ШАГ 6 ПЕРЕХОДЫ

На бумаге ваш текст может быть  логичным и понятным, но как поддержать интерес аудитории в реальном времени? Возьмите диктофон и зачитайте весь ваш текст от начала до конца. Так вы сможете услышать со стороны, как звучит ваша речь, понять, где получилось сухо, где предложение слишком длинное, а где вставить логичный переход. 

Заранее узнайте время вашего выступления, в начале или в конце семинара, на первый или последний день? Поначалу аудитория сконцентрирована  и готова получать новую информацию, а к концу для удержания внимания нужно все больше развлекательных пауз.  Добавьте несколько забавных картинок или живых примеров, чтобы уставшие слушатели не заскучали. 

ШАГ 7 РЕПЕТИЦИИ

Ваша речь уже готова и остался последний шаг. Почти все его игнорируют, но без него у вас никогда не получится по-настоящему успешное выступление. Репетировать надо не только речь и интонацию, очень важно отрабатывать мимику и жестикуляцию. Уже давно доказано, что воспринимая информацию, 80% человек получает при помощи зрения, 15 % с помощью слуха, а 5 % с помощью других органов чувств. Поэтому очень важно как вы выглядите на сцене, как стоите и как жестикулируете. Порепетируйте перед зеркалом, устройте «прослушивание» для своих друзей, снимите свое выступление на телефон и репетируйте, репетируйте, репетируйте.

Вы прочитали эти пункты и, наверное, уже представили себе  высокую и трудную лестницу вверх, у меня есть для вас простой прием – представьте, что ступени идут вниз, а не вверх. Вам не нужно карабкаться, вы уже стоите на горе из своего профессионального опыта и знаний и для успешного выступления вам просто нужно спокойно шаг за шагом спуститься вниз, к своему удачному выступлению.

1200 × 628-01.jpg

Кто такая Галина Панина?

Галина Панина — директор по PR и GR в компании Leroy Merlin (Россия), основательница PR Panina Research, где тренирует спикеров для публичных выступлений на уровне руководителей и бизнесменов. 

Галина – известный международный спикер конференций по всему миру – Давос, Женева, Лондон, Куала Лумпур, Вена. До Леруа Мерлен Галина занимала должность PR Officer в Форуме Стран Экспортеров Газа и была единственным европейским представителем в команде по подготовке Первого Газового Саммита в Дохе, Катар. Галина активно пишет и публикует материалы на темы публичных выступлений и техники продаж в журналах Forbes, Business Traveller, Rusbase и т.д.

27 апреля в Минске пройдет интенсив «Выступать так, чтобы покупали» с Галиной Паниной. 



Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: