Эксперт по email-маркетингу: мессенджеры не убьют старую добрую электронную почту

Поделиться

Генеральный директор российской компании DirectList Александр Носач поделился с Marketing.by мыслями по поводу трендов в email-маркетинге, рассказал о наиболее популярных в России платформах для рассылок, а также убедил нас, что мессенджеры все еще не способны убить старую добрую электронную почту.

Unknown.png

Александр, какие бизнес-задачи решает e-mail-маркетинг в первую очередь?

Основная задача — коммуникация с клиентами. Электронная почта является хорошим каналом с большими возможностями. Если в СМС и телефонных звонках есть определенные ограничения, то в электронных письмах их гораздо меньше. Кроме того, канал электронной почты не очень дорогой.

Но актуален ли этот канал в 2016 году?

Сколько бы эксперты не хоронили электронную почту, она пока остается универсальным способом обмена информацией. В России несколько лет назад, например, импульс почте придали сайты-купонаторы, которые приучили людей читать email в ожидании скидок.

Да, сейчас есть возможность быстро общаться в мессенджерах, но все равно мы пишем собеседнику: скинь мне документ в почту. Потому что мессенджер – это все обо всем, и историю переписки отслеживать очень сложно. Я сам использую и Вайбер, и Телеграмм, и Whatsapp, но по конкретным бизнес-процессам и с сотрудниками общаюсь по почте. Мне так удобнее.

А молодое поколение? У многих подростков точкой входа в интернет является вКонтакте.

Действительно, там для регистрации не требуется электронная почта. Но даже молодежь рано или поздно приходит к тому, что электронная почта все равно нужна — для регистрации в других сервисах, для работы и т.д.

Да, многие социальные сети фактически заменяют собой классические почтовые службы, но суть все равно остается: например, обычное письмо можно отправить и на nickname@facebook.com, чтобы пользователь FB его получил в сообщениях. Но популярной эта возможность не стала.

Я уверен, что электронная почта еще много лет никуда не денется. На Западе она — один из самых популярных каналов продаж наряду с контекстной рекламой.

Кому поручить заниматься email-маркетингом: штатным маркетологам или отдать эту функцию на аутсорс?

На российском рынке email-маркетологов все еще очень мало: пару лет назад я мог всех по пальцам пересчитать, сейчас их десятки и сотни. Подросла молодежь, но специалистов все равно недостаточно, и стоят они очень дорого. А спрос – огромный.

Как вариант — можно взять способного студента. Только не технаря, а именно маркетолога — потому что современные сервисы более или менее решают технические вопросы, а маркетолог будет знать, как к людям обращаться и о чем писать в письме. И через некоторое время, экспериментируя, молодой сотрудник сможет чего-то добиться. Потому что успех в email-маркетинге — это не только образование, конференции и семинары, но и постоянные эксперименты: разослал, проанализировал, сформулировал гипотезы, что-то изменил, снова разослал и снова проанализировал.

Если отдать email-маркетинг на аутсорс — результат будет достигнут быстрее, так как учить никого не придется. Кроме того, в этой ситуации доступны компетенции не только маркетолога, но и дизайнера с верстальщиком. В России на рынке работает десяток специализированных агентств, и они очень быстро растут даже в кризис.

Конечно, чтобы компания-аутсорсер поняла специфику бизнеса клиента, тоже необходимо определенное время. Например, мы пытаемся параллельно с аутсорсингом заниматься консалтингом: на протяжении нескольких месяцев работаем с заказчиком — начиная от сбора базы до анализа реакции на рассылки и поиска наиболее эффективных решений.

А что более выгодно: аутсорс или штатный сотрудник?

При формировании цены мы ориентировались на стоимость работы удаленного сотрудника. Сейчас не работаем дешевле 30 тысяч российских рублей. Средняя зарплата питерского email-маркетолога — порядка 50 тысяч рублей, московского — 70 тысяч. В этом плане работа слаженной команды на аутсорсе гораздо дешевле.

Какие платформы для рассылок наиболее популярны в России?

Из самых распространенных – MailChimp. Основной плюс: бесплатность до определенного уровня. И это, как я понимаю, один из главных критериев выбора в нашей стране. Есть и минусы: во-первых, все на английском (но это не особо останавливает), во-вторых, это не российский бизнес, поэтому получить подтверждающие документы об оплате невозможно. Других серьезных недостатков нет: очень развитая платформа с кучей возможностей, в том числе и для профессионалов. Правда, на больших объемах использование становится дорогим, тем более что ценник в долларах.

Из иностранных еще можно назвать GetResponse. По возможностям система сопоставима с Mailchimp, но есть русская версия и возможность получить документы (работает российский офис). Профессиональная версия платформы нацелена на крупный бизнес, но они предоставляют доступные по цене возможности малому и среднему бизнесу.

Из российских сервисов популярны Unisender и SendPulse. За последние годы они очень выросли, доработали свои сервисы и имеют множество возможностей. Некоторые недостатки есть у тех и других, но заметны они становятся только при сильном повышении своего уровня требований по возможностям.

Большие компании - банки, авиакомпании и прочий «крупняк» - используют SendSay. Им всем, как правило, нужно соответствие федеральному закону о персональных данных и за это они готовы платить.

Так какую платформу лучше выбирать?

По большому счету — любую, если вам нужны базовые функции. Дьявол в деталях. Поэтому выбор – это вопрос удобства пользования и уровень требовательности по расширенному функционалу.

Какова стоимость рассылки такими сервисами?

В среднем около 10 копеек за одно отправленное письмо. Но обычно тарифы пакетные, учитывающие объем отправки и размер базы. В целом отправить рассылку стоит не очень дорого, тем более, что при небольших объемах действуют бесплатные тарифы.

И о трендах: что сейчас происходит с email-маркетингом?

Первый тренд — отслеживание действий собственных подписчиков на сайте. Это нужно для того, чтобы делать триггерные рассылки в зависимости от посещенных страниц на сайте и совершенных там действий. Это так называемые товарные рекомендации, только подставленные в письмо пользователю и отправленные тогда, когда он готов их рассмотреть.

Второй тренд — повышение конверсии за счет использования внешних данных. То есть получение информации о подписчиках из сторонних баз данных, обмен информацией между разными базами данных. На практике это приводит к тому, что можно получить дополнительные данные о собственных клиентах и подписчиках, опираясь на их поведение в целом в интернете. Уже сегодня некоторые сервисы позволяют настроить триггеры не только на основании того, что подписчик делал на клиентском сайте, но и что он делал на других сайтах, за счет получения информации о серфинге подписчика в реальном времени.

Еще один тренд — автоматизация построения писем. Поскольку рассылки в принципе все похожи, дизайн складывается из кусочков, то их создание можно автоматизировать. Например, заполняется небольшая анкета, а сервис автоматически создает несколько вариантов дизайна письма. Посмотрите, как быстро растут сервисы построения сайтов на базе шаблонов — эти принципы могут быть применены и в рассылках.

Кстати, все тренды взаимосвязаны: чтобы отправить триггерное письмо, оно должно сгенерироваться автоматически. И нужно получить информацию, что его следует отправить именно сейчас.

Три простых, но важных совета от Александра Носача по рассылкам:

1. Представьте себя на месте подписчика. Подумайте, что он хочет увидеть и прочесть. Исходя из этого и надо писать письмо.

2. Создавайте качественное содержание. Доставляемость и прочие технические вещи – это всего лишь нюансы, хоть и важные. Главное – это содержание письма.

3. Оформляйте все красиво. Безвкусный дизайн или его отсутствие - это плохо. Ваш адресат должен увидеть, что к нему в почту пришел не мусор, а что-то красивое и полезное.

Послушать выступление Александра Носача и других экспертов в области email-маркетинга можно будет 20 мая на Mailing Day — одной из крупнейших в России и СНГ отраслевых конференций, посвященная email-маркетингу и эффективности почтовых рассылок. В Минске Mailing Day пройдет впервые.

Конференция соберет десятки экспертов и сотни слушателей. В 2016 году расширен список тем для дискуссии: помимо персонализированных e-mail писем будет обсуждаться польза и эффективность рассылок по SMS, Whatsapp и Viber, а также Push-уведомлениях в браузерах. 

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: