Чтобы дать 30% беларуского контента на ТВ, каналам нужно отказаться от рекламы и международной кооперации. АРО встала на защиту телевидения

Поделиться

Исполнительный директор Ассоциации Рекламных Организаций Валерий Боднарь высказался об инициативе введения квоты на беларуский контент на телеканалах. По его мнению, такое предложение до конца не проработано и содержит ряд проблем, с которыми столкнутся телеканалы в случае его принятия на законодательном уровне.

1753_oooo.plus[1].png

- В новой редакции Закона «О средствах массовой информации» предписывается телеканалам обеспечить в сетке вещания не менее 30% контента беларуского производства. Дело очень хорошее со всех сторон: телеканалы получили стимул активизировать производство собственных программ, у беларуских продакшн-студий появилась надежда, что телевидение начнет активно заказывать им производство программ (своих ресурсов ТВ не хватит), национальная киностудия начнет снимать беларуские сериалы, а беларуский зритель увидит больше беларуского телевидения.

Перейти на 30% предписывается за два года. Как будут считаться эти проценты - должно определить Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых вопросах расчета объема телепередач, аудиовизуальных произведений, иных сообщений и (или) материалов беларуского (национального) производства в ежемесячном объеме вещания телевизионных средств массовой информации», проект которого сейчас обсуждается.

Учитывая, что телевидение не только должно решать государственные задачи, но и зарабатывать деньги (в основном, на рекламе), у меня есть желание встать на защиту государственных и частных телеканалов и поделиться мнением, что не  учтено в проекте Постановлении Совмина.

1. В качестве беларуского контента предлагается считать только социальную рекламу, коммерческая реклама из него исключена.

Мнение ошибочно по двум причинам:

  • Во-первых, во всей коммерческой рекламе 40-45% роликов – это ролики беларуских товаров и услуг, многие из которых сняты и смонтированы беларускими продакшн-студиями.
  • Во-вторых, все рекламные ролики всеми беларускими каналами собираются в рекламные блоки, которые обозначаются соответствующими рекламными отбивками,  тоже изготовленными телеканалами. Все это делается на  оборудовании и силами штатных сотрудников телеканалов.  На государственном телевидении это происходит в том числе за счет бюджетного финансирования.

Таким образом, если коммерческая реклама – это не беларуский контент, то какой? Точно и не иностранный, ибо произведен и адаптирован под технические требования телеканалов в Беларуси. Ситуация очень напоминает сюжет комедии 1958 года «Закон есть закон», в которой в подобной ситуации оказался французский таможенник Фердинанд Пасторелли, рожденный в доме, через который проходила граница Франции и Италии.

2. Не будет считаться беларуским контентом программа, произведенная резидентами Беларуси совместно с иностранными производителями.

Мнение ошибочно. Если беларуские каналы вложились в производство  техникой или персоналом  — это уже беларуское производство, что подтверждается договором о совместном владении правами на использование созданных таким образом программ.   

Более того, для государственных телеканалов такое совместное производство экономит огромные бюджетные средства. И давайте не будем забывать о том, что программы должны быть рейтинговыми, чтобы окупались за счет той же рекламы. А сделать рейтинговый контент в кооперации с иностранным производителем очень даже возможно (вспомните сериалы, снятые Белтелерадиокомпанией в содружестве с российскими партнерами: «Майор Ветров», «Снайпер.Оружие возмездия»).

3. Не будут считаться беларуским контентом спортивные программы, произведенные не беларускими телеканалами, за исключением тех, которые сопровождаются комментированием на протяжении всей трансляции силами и средствами редакции СМИ.

Требование, на мой взгляд, очень архаичное и не соответствует общемировым тенденциям. Во многих странах мира спорт транслируется только на интер-шуме, без голоса комментатора. Более того, с 1 октября этого года на сайте tvr.by начал работать телеканал «Беларусь 5. Интернет», главная особенность которого – отсутствие комментаторов.

«Беларусь 5» и «Беларусь 5. Интернет» —  это единственная возможность для беларуского зрителя увидеть Олимпийские игры и чемпионаты мира по многим видам спорта. Права на их трансляцию стоят многих сотен тысяч долларов. Оплачиваются эти права из государственного бюджета. Значит каналу надо отказаться от международных трансляций в пользу беларуских чемпионатов? А как же беларуский зритель? Как болеть за беларусов в мировых соревнованиях по хоккею, биатлону, лыжным гонкам, футболу, теннису? И снова вопрос по рекламе: как самому дорогому беларускому телеканалу заработать денег, если придется убирать из эфира топовые спортивные трансляции якобы не беларуского производства? Как мне кажется, какое-либо нормирование объемов вещания телеканала «Беларусь 5» вообще должно быть исключено из закона.

И последнее: не противоречит ли условие об отчетности СМИ по 30% объему телепередач Декрету Президента Республики Беларусь №7 от 23.11.2017 «О развитии предпринимательства», декларирующего принципы презумпции добросовестности субъектов хозяйствования и  минимизации вмешательства государственных органов в предпринимательскую деятельность?

Из всего вышеизложенного следует: чтобы выполнить требование закона о 30% контента беларуского производства надо отказаться от рекламы и не экономить деньги через кооперацию в телепроизводстве. А за счет каких средств наращивать беларуский телеконтент? Может под Постановление Совмина откроют дополнительное  бюджетное финансирование? Сомневаюсь… Это не по государственному. Телевидение должно зарабатывать.

Может подумаем и обсудим все вместе, коллеги, как жить дальше беларускому телевидению?

Поделиться
Обсуждение:
Читайте также: