Что же такое КСО — способ пропиариться или человеческое лицо бизнеса?

23 Ноября 2017 2977 0 Бизнес Брендинг
Поделиться

Пожалуй, трудно найти в современной деловой среде более спорный с точки зрения этики и морали вопрос, чем так называемая «социальная ответственность бизнеса». Почему спорный? Скептики выставляют корпоративную социальную ответственность в свете апофеоза циничности и бесполезности. Те, кто ставит КСО высокую оценку, считают это движение борьбой с предосудительным поведением бизнеса, таким, как утаивание риска для здоровья, связанного с использованием продукции, эксплуатация работников, введение в заблуждение потребителей и т. д.

Что же такое КСО — способ пропиариться или человеческое лицо бизнеса? Об этом в рамках спецпроекта #Кузница брендов рассказывают представители известных компаний. 

Анастасия Антонович, менеджер по коммуникациям ОАО «Гродненский стеклозавод»

oooo.plus_346.png

— КСО — что за этим стоит?

— Лично для меня «социальная ответственность» — это, прежде всего, человечность и забота. Такое понимание лежит и в философии нашей компании. В основе нашего бизнеса лежит миссия, которая направлена на то, чтобы поддерживать высокие стандарты качества нашей продукции и ее безопасность. Стекло — это самая экологичная и «здоровая» тара. Производя ее, мы заботимся о людях. Основная цель, которую мы ставим перед собой, — к 2021 году добиться минимизации вредного воздействия на окружающую среду для здоровья будущих поколений.

— Каких компаний сегодня все-таки больше: социально ответственных или безответственных?

— Думаю, что социально ответственных, для которых привычнее пользоваться понятиями «спонсорство» и «благотворительность».

— Почему в последнее время больше компаний обращается к КСО?

— У КСО есть ряд преимуществ: от небольших (повышение лояльности к бренду) до глобальных, таких, как уменьшение отчислений из госбюджета на социальные нужды. Получается, что выгоду получают все. Логично, что доля КСО растет. А в условиях ограниченного бюджета КСО — это эффективный метод для поддержания, улучшения имиджа компании и, как следствие, — для увеличения продаж.

— Как считаете: нужно ли рассказывать о своих добрых делах?

— Нужно. Может тогда добрых дел будет больше…

— Заявления о социальной ответственности брендов в СМИ часто воспринимаются как PR-ход. Где грань между продуманной рекламной кампанией, ответственностью бизнеса и призванием делать добро?

— Тонкая грань для каждого своя. Как и мораль. Лично мне не понятно, зачем представители организации, выезжают один раз в год перед Рождеством в детский дом и берут с собой представителя СМИ. Может в этом случае добро должно быть тихим?

— Поделитесь вашим своим опытом КСО-проектов.

— Мы еще совсем «зеленые» в этом деле. Даже то, что уже сделано, мы не воспринимали как мероприятия по корпоративной социальной ответственности, а просто работали.

На сегодняшний день мы сотрудничаем с различными благотворительными организациями по сбору денежных средств на лечение людей. Совместно с Красным крестом, организовываем обучение по оказанию первой помощи при ЧС и ведению здоровому образу жизни. Для переселенцев с территории Украины в Республике Беларусь нами организован сбор материальной помощи.

Но наша профессиональная гордость — это реализованный проект по включению стекольных заводов в перечень государственных заказчиков стеклобоя.

Сегодня мы не просто способствуем очищению территорий от стекольного мусора, но и существенно усовершенствовали технологию переработки стеклобоя. Кроме того, стали меньше использовать природных ресурсов, сырьевых компонентов и, как следствие, снизили негативное воздействие на окружающую среду в целом.

Сортировка стеклобоя.jpg

— Каким проблемам пришлось противостоять?

— Самые большие трудности, с которыми мы столкнулись, — это пресловутая бюрократия. Пришлось постучаться во многие двери, чтобы доказать экономическую и экологическую целесообразность наших инициатив.

— Поделитесь планами на будущее.

— В планах — рост культуры потребления напитков. Нас заботит то, что относительная дешевизна пива в больших ПЭТ-бутылках делает его привлекательным для подростков и молодежи. В результате прививается привычка к разовому потреблению больших объемов, растет риск алкогольной зависимости. В свою очередь, ограничение максимальной вместимости упаковки пива будет формировать у молодых потребителей более здоровые привычки.

Ольга Федорович, начальник управления трудовых ресурсов – начальник отдела кадров центрального аппарата РУП «Производственное объединение «Белоруснефть»

oooo.plus_1548.png

— Какую роль в философии вашей компании играет корпоративная социальная ответственность?

— Белоруснефть является одним из крупнейших работодателей в Беларуси: около 25 тысяч сотрудников свыше 1 000 профессий и должностей, представленных почти во всех сферах экономической деятельности.

Социальная ответственность ПО «Белоруснефть» как работодателя — это создание благоприятных и безопасных условий труда, возможностей для профессионального роста сотрудников, обеспечение достойного уровня заработной платы, социальных гарантий, реализация социальных программ для персонала.

Как деловой партнер ПО «Белоруснефть» гарантирует качество предоставляемых услуг и выпускаемой продукции, строит с деловыми партнерами отношения на принципах взаимной выгоды, взаимопонимания, взаимоуважения.

Как участник социальных отношений, «Белоруснефть» содействует не только социально-экономическому развитию территорий своего присутствия, но и охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов. Модернизация, реконструкция объектов, применение новой техники и современных технологий позволяют повышать эффективность работ, существенно сокращать отрицательное воздействие производства на окружающую среду. Компания взаимодействует с региональными органами власти и общественными организациями, участвует в реализации социальных и благотворительных программ. Среди них – благоустройство населенных пунктов, оказание помощи сельскому хозяйству, учреждениям культуры, образования, здравоохранения, участие в реставрации и восстановлении памятников архитектуры и духовной культуры.

— КСО — это мода, PR-ход или необходимость?

— Наши партнеры, как и мы, понимают, что имидж и деловая репутация компании, а также гарантированный социальный пакет для работников помогают найти, нанять и закрепить в своем коллективе высококвалифицированный персонал, и как следствие — получить крупный портфель заказов для успешного ведения бизнеса.

Эффективное спонсорство и благотворительность формирует положительный имидж компании и показывает, что это легально признанная организация, твердо стоящая на ногах. Помимо поддержки наиболее уязвимых категорий населения, популяризации спортивного образа жизни, творчества и культуры, спонсорство также позволяет демонстрировать надежность, финансовое благополучие и стабильность предприятия.

Еще одна немаловажная цель — укрепить имидж предприятия не только среди потребителей, но и среди собственных сотрудников. Наша корпоративная культура, сформированная в течение полувековой истории, нацелена на то, чтобы работники гордились брендом «Белоруснефть», были патриотами и носителями корпоративной идеологии. Все это способствует закреплению кадров и формированию корпоративного духа.

— Должны ли компании замалчивать свои добрые дела, чтобы их не обвинили в пиаре? Где грань между PR-ходом и добрым делом?

Большинство благотворительных акций мы не афишируем в СМИ, полагая, что в данном контексте «добро должно быть тихим».

Успешность в реализации корпоративной социальной ответственности лежит в миссии каждого предприятия. На наш взгляд, не нужно искать грань между PR-ходом, социальной ответственностью и добром. Необходимо создавать разумный баланс для поддержки успешного продвижения и внутренней, и внешней корпоративной социальной политики. Это позволит на современном уровне организовывать культурные, досуговые, спортивные, социальные мероприятия как внутри нашего объединения, так и в регионах присутствия «Белоруснефти», поможет сплотить работников в единую команду и укрепить в них чувство сопричастности.

1.jpg

Фирменный знак проекта для продвижения внутреннего туризма Belarus N, разработанного РУП «Производственное объединение «Белоруснефть»  и коммуникационным агентством «Группа НЭФ». 

— Расскажите о КСО-политике компании.

— У компании «Белоруснефть» создана комплексная система корпоративной социальной ответственности, которая начинала формироваться более 50 лет назад с создания Трудового Кодекса нефтяников. С тех пор в «Белоруснефти» принято и действует множество локальных документов – от коллективного договора, корпоративного кодекса, идеологической политики до утвержденных стандартов и положений в области экологии, охраны труда, качества выполняемых работ и оказываемых услуг, соответствующих международным стандартам.

Значительную роль в корпоративной социальной ответственности ПО «Белоруснефть» играет предоставленная нашим сотрудникам возможность пробовать себя в различных направлениях деятельности объединения. В работе с персоналом компания берет на себя ответственность по подготовке, адаптации, обучению, стажировке и ротации кадров для их профессионального совершенствования и приобретения опыта работы в белорусском регионе и в международных проектах.

Например, свыше 2100 работникам мы дали возможность проявить себя в международных проектах. При этом все они имеют гарантию вернуться и трудоустроиться в системе ПО «Белоруснефть» в белорусском регионе. Таким образом, компания способствует раскрытию профессионального потенциала и личностному росту персонала.

Мы участвуем в большом количестве республиканских и социально-значимых местных проектах. Среди них – развитие туризма в рамках нашей программы Belarus N, благоустройство, озеленение, перечисление детским домам части выручки АЗС.

Роман Филатов, директор «Мэри Кэй» Беларусь

oooo.plus_252.png

— Какую роль играет КСО в производстве косметических средств? 

— Социальная ответственность является абсолютно ключевой составляющей философии Mary Kay® в Беларуси. Миссия нашей компании заключается в том, чтобы улучшать жизнь женщин во всем мире.

В рамках поддержки детей на территории Беларуси мы сотрудничаем с благотворительным фондом «Прикосновение к жизни». Помогаем не только финансово, но также участвуем в мероприятиях фонда, организуем собственные мероприятия для его подшефных учреждений (в частности, для Чеховщинской вспомогательной школы-интерната).

— Мода на социальную ответственность бизнеса — это все-таки минус или плюс?  

— Я бы согласился, что в этом направлении наметился некоторый тренд. И это мне очень нравится. А определяющим является то, что это нравится потребителям, которые при прочих равных всегда выберут продукты или услуги компании с сильной социально-ответственной позицией. Я сам так делаю как потребитель, когда покупаю товары и услуги повседневного спроса, и не только. Но позиция компании «Мэри Кэй» всегда и везде остается неизменной – социальная ответственность бизнеса – это возможность помочь тем, кто нуждается, не делая из этого рекламы.

— Вы, как представитель бизнеса, общаетесь с коллегами и знаете ситуацию изнутри. Как Вам кажется, каких компаний сегодня все-таки больше: социально ответственных или безответственных?

— Однозначно, социально ответственных. Из-за трендов, из-за смены парадигмы, да и не важно из-за чего. И это не может не радовать!

— Как считаете вы: нужно ли рассказывать о добрых делах?

— Не вижу ничего плохого в том, что компании дают огласку своим инициативам в этом направлении. На мой взгляд, главное не делать добрые дела только ради дальнейшей коммуникации на эту тему. Фальшь всегда будет видна.

— Журналисты, рассказывая о глобальных социально значимых проектах, часто умалчивают о брендах, не называют компании. Справедлив ли такой подход?

— Мне не кажется это справедливым. Люди имеют право получить такую информацию и, возможно, сделать соответствующие выводы.

— Расскажите о КСО-кейсах, реализуемых вашей компанией.

— В компании «Мэри Кэй» существует глобальная благотворительная программа «Красота имеет значение», стартовавшая в 2008 году. Суть этой программы — делать мир красивее изнутри и снаружи. Каждый год специально в рамках этой программы Mary Kay® представляет новый продукт в ограниченной серии, часть средств от продажи которого направляются на благотворительные цели. Например, в этом году мы выпустили ограниченную коллекцию запеченных румян, которые выполнены в форме сердец и имеют символические названия – «Щедрое сердце» и «Золотое сердце».

Программа «Красота имеет значение» всегда с большим трепетом подхватывается Независимыми Консультантами по красоте Mary Kay® — они с гордостью рассказывают клиентам об этой инициативе, о продуктах, которые выпускаются в ее рамках, предлагая к ней присоединиться. Понимание того, что мы вместе — и компания, и Независимые Консультанты по красоте Mary Kay®, — можем помочь тем, кто нуждается в помощи, позволяет нам реализовывать программу «Красота имеет значение» и добиваться хороших результатов.

— Поделитесь планами развития?

— В первую очередь мы планируем продолжать реализовывать миссию компании Mary Kay® в Беларуси и давать возможность женщинам реализовывать себя. Мы развиваем женское предпринимательство в Беларуси в целом, активно помогая получить актуальную информацию по таким важным темам предпринимательства, как общение с клиентом, продвижение продукта, позиционирование себя как бизнес-леди и т.д.

Мы также планируем продолжить собственные инициативы с точки зрения сотрудничества с благотворительными фондами, такими, как фонд «Прикосновение к жизни».

Ранее в рамках #Кузница брендов: Четыре беларуских топ-менеджера ответили, когда и зачем нужен ребрендинг

Концепция (итог).jpg
Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: