Что такое этичная мода па-беларуски и при каких условиях она станет массовой? Разговор с агентством "Открытый подиум"

2 Июля 2019 1403 0 Дизайн Мнение
Поделиться

Осознанная и экологичная мода — доминирующий тренд последнего времени, который не только меняет подход к производству одежды. Но и формирует иной фокус в продвижении и рекламе дизайнерской продукции.

Marketing.by встретился с агентством PR и коммуникаций "Открытый подиум", чтобы узнать: внедряется ли мировая тенденция в Беларуси, как с ней работают беларуские дизайнеры, выгодно ли это для бизнеса и почему этичная мода не станет массовой.


Осведомленность покупателей простимулирует  производителей на переработку сырья

- Этичная мода и устойчивый подход к использованию природных ресурсов объединяются в концепцию под названием zero waste — «нулевые отходы». Как прогнозирует аналитическое агентство WSGN, следующим шагом будет производство с «отрицательными отходами» (sub-zero waste). Именно осведомленность покупателей простимулирует в ближайшие годы производителей на переработку сырья, создаст бизнес-модель, при которой сократится спрос и будет ценится индивидуальность вещей, - говорят в "Открытый подиум". 

Существуют различные сертификаты, которые присваиваются производителям по определенным критериям: 

  • насколько адекватная оплата труда у сотрудников, производящих одежду (как правило, страны третьего мира); 
  • насколько использованы органические материалы, без химикатов, 
  • идет ли снижение электроэнергии и воды при производстве и т.д. (B Corp, Better Cotton Standard, Bluesign, Climate Beneficial, Fair Trade USA). 

2018 год стал знаковым — массовый отказ брендов от использования натурального меха. Ведущая борьбу за права животных организация PETA представила победителей Fashion Awards 2018. В номинации Biggest Luxury Moment были отмечены люксовые бренды, в этом году отказавшиеся от натурального меха — Gucci, Coach, Burberry, Diane von Furstenberg и Michael Kors.

Премию Biggest High-Street Fashion Moment получили демократичные бренды, прекратившие использовать мохер — Gap, Marks & Spencer, Mango, H&M, Topshop и Zara, 

В коллекции H&M Conscious Exclusive использованы пайетки, бархат и другие материалы, сделанные из переработанных бутылок и рыболовных сетей.

 

Беларусь эта тема не обошла стороной. Дизайнеры-члены РОО «Белорусская палата моды» представили в рамках 17-ого сезона Belarus Fashion Week Ethical Fashion Show- капсульные коллекции, объединенные темой экологичной моды. В показе приняли участие бренды Historia Naturalis, POETKA, Lokonkokon, KANVA, КАСТРАМА.

Проект пользуется популярностью и каждый сезон проходит в рамках Недели моды. Этим летом тема ответственной моды проявляется на большом летнем фестивале моды Fashion Idea Festival (Sustainable Fashion edition). Ответственное направление было представлено совместным показом Tikota Unique & Huawei, КАСТРАМА, а также зарубежными брендами Laima Jurca, Leanne Callon и Aurelie Fontan. 

показ Historia Naturalis:






Что же в итоге представляет из себя осознанная экологичная мода? 

- Это одежда, которая имеет социальный подтекст и несет определенный смысл, объединяет культурные моменты и современные технологии.  Так, например, на Fashion Idea Festival показы демонстрирует современный взгляд дизайнеров на давно забытые техники прикладного искусства, интегрированные в модный контекст сегодняшнего дня. А также работу с местным сырьем, в данном случае со льном, который использован во всех коллекциях авторов. Дизайнеры создают одежду с использованием ремесленнического производства, где используются натуральное сырье, краски на основе растительных компонентов, такую одежду характеризует ограниченный тираж изделий, - поясняют в "Открытый подиум". 

Почему этичная мода не станет массовой

Этичное производство повышает стоимость готовой продукции. Это связано с 

  • дополнительными затратами на поиск сырья, соответствующего концепции; 
  • размещении небольших партий заказов (чем больше тираж, тем дешевле); 
  • сложности в использовании органических красок; 
  • мастерстве исполнителей, владеющих нужными навыками работы с такими материалами. 

Поэтому пока дизайнер работает в среднем или нижнем сегменте — это невыгодно. Так как ручной труд всегда дороже машинного.
Плюс единичный тираж не позволяет ускорить процесс производства и упрощение повторных моделей. А натуральное сырье всегда дороже и имеет свои сложности в поставках. Сегодня это больше инфо взрыв, чем доступность.

показ бренда КАСТРАМА:




Также в динамичном ритме продаж посредством соцсетей, сменяемость коллекций должна быть очень частой, а оборот большим. 

С экологичной модой сложнее, т. к. партии маленькие и затратные, а вещи служат долго (slow fashion). Получается противоречие существующим бизнес-моделям.

Нужно делать коммерчески ориентированные модели, понятные большинству

- Распространение этих тенденций зависит от того, как быстро они станут естественной частью нашей культуры. Поэтому необходимо популяризировать это направление, привлекать лидеров мнений, которые будут рекомендовать такой подход к одежде. Кроме того, подобная одежда почти всегда авторская, требующая определенной готовности покупателей. Нужно пытаться делать коммерчески ориентированные модели, понятные большинству. Плюс изначально позиционировать изделия как премиальные, чтобы не было манипуляций на тему «Почему беларуское так дорого стоит? Это же отечественный (в том числе) лен!», к примеру, - считают в "Открытый подиум". 

В Беларуси на всё это уже есть спрос. Растет лояльность покупателей к таким производителям, в том числе и благодаря инициативам РОО «Белорусская палата моды» — Belarus Fashion Week Ethical Fashion Show, показу «Украина-Беларусь. Этно-Fashion» Также новый сезон Fashion Idea Festival полностью посвящен SUSTAINABLE FASHION. Но массовой этичная мода, вероятнее всего, не станет из-за стоимости и изначальной идеи эксклюзивности.

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: