Что происходит на украинском рынке рекламы? Рассказывает креативный директор агентства из Одессы

Поделиться

Уровень украинской рекламы с точки зрения креатива мы в Беларуси часто оцениваем очень высоко. Но в то же время не всегда знаем, что происходит на соседнем рынке и с какими проблемами сталкиваются наши коллеги. Marketing.by попросил Катерину Вершинину, креативного директора и соучредителя 4Press, рассказать о ситуации на украинском рекламном рынке.

vershinina.png

— Как вы оцениваете уровень творческой составляющей в украинской рекламе?

— Уровень творчества и креатива обязан быть высоким. Сегодня это один из самых мощных инструментов воздействия на потребителя – на эмоциональном уровне, на уровне настоящих инсайтов, тех, что руководят решениями потребителя и его сценарием на более глубоком уровне, чем рациональное мышление. Как ни странно, сегодня, когда основным каналом является digital, многие погружаются в разнообразие и тонкие настройки инструментария в надежде, что достаточно рассказать о своем продукте или услуге много раз, именно своей целевой аудитории – и это будет основным решением. О том, что многие сценарии строятся на глубоких инсайтах, а решения принимаются на эмоциональном уровне, часто забывают. 

Тренд в рекламе и коммуникациях заключается именно в развитии креативной составляющей. Когда все вокруг просто говорят о своем продукте много и часто, то только нестандартная форма, неожиданные интонации и эмоции помогут остаться в подсознании у потребителя, катастрофически перегруженного информацией.

— На что ориентируются украинские агентства при разработке креатива: европейские тренды, исключительно внутренние инсайты ваших потребителей, некий симбиоз?

— Прежде всего на максимально эффективное решение поставленной перед ними задачи. Если решение эстетически или технологически находится в рамках трендов, но не решает задачи клиента, не влияет на бизнес, не монетизируется или превышает бюджет, какая в нем ценность? Это всегда симбиоз, и составляющих очень много, потому решений стандартных быть не может — все планируется и создается, отталкиваясь от условий задачи (продукт, сроки, бюджет, география).

Клиенты за трендами, как правило, не следят, а об инсайтах впервые узнают от нас. Иногда удается убедить в том или ином решении, иногда приходится выступать в роли исполнителя. Иногда – даже отказываться от проекта.

— Какие тренды Вы могли бы выделить в украинской рекламе?

— У нас много интересных решений в области социальной рекламы, очень популярна национальная тематика и символика. Влияют на рынок и молодые национальные бренды, развитие «крафтовых» продуктов, региональных производителей: мы видим много малобюджетных, креативных решений, поголовный уход в диджитал канал. Из-за этого появляются новые специалисты, методы решения задач и формирования команд.

Во главе стоит экономика + идеология, изменение структуры рынка и поведения потребителя. Это и формирует тренды в рекламе.

— Есть ли проблемы с кадрами на украинском рынке?

— В рекламной индустрии не хватает специалистов, владеющих современными технологиями. Весь мир давно в курсе, что такое дизайн-мышление, и по этим принципам строятся программы в университетах. У нас же читают мастер-классы и рассматривают это как инновацию. Такая катастрофическая брешь в образовании создает дефицит специалистов с необходимой квалификацией и системным мышлением. И отсюда так часто возникает проблема: «хороших спецов нет – будем платить мало. Мне мало платят - зачем я буду повышать квалификацию».

— Насколько высока конкуренция на рынке креативных агентств Украины и как она обострилась в условиях потрясений в экономике?

— Конкуренция – абсолютно закономерное для развитого рынка явление. Учитывая, что рекламный рынок в Украине молодой и динамичный (на нем все время появляются новые имена, события, профессиональные рейтинги, коалиции и бренды), конкуренция скорее заключается в географическом сегментировании и узкой специализации агентств на чем-либо.

Потрясения в экономике заставляют многих совершенствовать процессы, качество работы, эффективность предлагаемых решений, креативность. По словам профессиональных изданий, больше всего изменений произошло у крупных игроков рекламного рынка.

Мы ощущаем перемены в тематике запросов, в уровне проблем, которые озвучивает клиент. Бюджетирование, конечно, изменилось, но здесь нам проще: мы с момента основания много работаем с региональными брендами, с малым и средним бизнесом – это другие бюджеты и отношение к эффективности работы. Возможно, именно это нас хорошо профессионально подготовило и экономические потрясения для нас не были шоком: мы практически не изменили процессы внутри, расширили список услуг и продуктов, берем на себя больше ответственности и инициативы в стратегических решениях. Очень пригодился опыт работы с небольшими бюджетами и любимое - нестандартные решения для оптимизации финансирования кампаний по продвижению.

Вот пример малобюджетного продвижения:


И пример работы с региональным брендом:


Даже если завтра у 50% наших клиентов закончатся деньги, то мы всё равно останемся на плаву. У агентств, «сидящих» на бюджетах крупных национальных брендов ситуация более рисковая.

— Насколько украинским агентствам интересен белорусский рынок?

— Украинский и белорусский рынки очень похожи. С одним отличием в пользу Беларуси: ваша экономика находится в более позитивном состоянии, сохранен производственный комплекс, промышленность жива, предприятия работают – есть готовый качественный продукт.

В Украине больше внимания уделяется маркетингу и технологиям продвижения, а также постоянному повышению эффективности коммуникации с потребителем: конкуренция на рынке высокая, в отличие от уровня жизни.
То есть в Беларуси маркетинг и коммуникации развиваются стремительно, но есть этапы, которые мы уже успешно миновали, а значит, наш опыт и решения могут быть полезны и эффективны. 

Поделиться
Обсуждение:
Читайте также: