В закладки: какие книги советуют руководитель агентства, главный редактор и дизайнер?

Поделиться

Marketing.by решил узнать, какую же литературу читают те, кто без чтения и получения новой информации не представляет свою жизнь. Как оказалось, на хорошую книгу всегда можно найти время даже в самые загруженные дни. Про любимую художественную и профессиональную литературу в первой подборке рассказывают Александр Василевич, Сергей Сахаров и Денис Серебряков.

 Unknown.png  

Александр Василевич, партнёр компании Vondel и Chairman of the Board IAB Belarus

Книги о маркетинге, рекламе, брендинге очень часто представляют из себя в лучшем случае описание кейсов, на основании которых делаются далеко идущие выводы, в худшем — набор лозунгов, красивых моделей, под которые подобраны какие-то кейсы или истории. И после прочтения определенного объема такой литературы она, простите, абсолютно перестает интересовать.

«How Brands Grow»

BOOK4.jpg

«How Brands Grow» — редкая книга в нашей индустрии, выводы в которой обоснованы эмпирическими данными. Написана в 2010 году профессором довольно известного в узких кругах «Ehrenberg-Bass Institute for Marketing Science at the University of South Australia». Разрушит многие стереотипы и поменяет взгляды. Вышла вторая часть уже, но ее пока не читал, заказал, жду с нетерпением. Перевода ее нет, читать придется на английском, но оно того стоит.

«Думай медленно… Решай быстро»

BOOK3.jpg

Никакая наука сейчас так не близка к маркетингу рекламе, как поведенческая экономика. Он исследует, как те или иные факторы влияют на принятие экономических решений людьми и организациями. Это направление берет свои корни в психологии и принесло своим основателям нобелевские премии. Увы, поведение людей в отличие от того, чему вас учили/если учили в традиционной экономической теории, не рационально. Все история построена на экспериментах, выводы из которых напрямую применимы в маркетинге и рекламе. Если тема ваша, стоит начать с одного из основоположников темы Даниеля Канемана «Думай медленно… Решай быстро» и продолжить к примеру Дэном Ариэли «Предсказуемая иррациональность». Ну а дальше, как пойдет)

«Почему одни страны богатые, а другие бедные»

BOOK5.jpg


Один из вопросов, который меня интересовал как практически стопроцентного беларуса, это почему одни государства находятся в полной ж…, а другие —успешно и бодро развиваются. Наиболее популярно этот ответ удалось сформулировать авторам «Why nations fail. The origins of power, prosperity, and poverty» или в русском переводе «Почему одни страны богатые, а другие бедные» Дарена Аджемоглу и Джеймс Робинсон. Ответ простой и печальный — процветание государств зависит от развития их экономических и политических институтов. Если они инклюзивные (широкие группы граждан имеют доступ к участию в экономике и получению прибыли) — у государства есть все шансы на долговременный устойчивый экономический рост, и выгоду от него извлекают широкие круги населения, если экстрактивные (когда узкая группа граждан контролирует экономику и политику — аналогию сами проведете) — то экономический рост, увы, недолговечен и позволяет обогащаться только узкому кругу населения. Короче, это бестселлер из другой области — институциональной экономики. Если втянетесь — много чего интересного можно почитать от Дугласа Норта «Насилие и социальные порядки», «Институты, институциональные изменения и функционирование экономики» до Мансура Олсона «Логика коллективных действий», «Власть и процветание» и прочее. Если все это вызывает тоску, начните с Александра Азуана, российского адепта институциональной экономики «Институциональная экономика для чайников». Но в чтении подобной литературы есть не только плюсы. С одной стороны, начнете разбираться, как и что работает в экономике. Но с другой, поймете и почему все здесь не работает, и многое что происходит будет изрядно портить вам нервы, ибо вы обнаружите, что сейчас не делается ничего, чтобы повернуть страну к долгосрочному экономическому росту.

«Black Sad»

BOOK6.jpg


Еще я склонен к комиксам и графическим романам. Грех не посоветовать Sin City или «Город грехов» Фрэнка Миллера. И раз уж вышло недавно русское издание, можно начать свой путь в мир этого визуального искусства с Black Sad, ироничной истории про кота-детектива в духе нуара 50-х . Котики опять же:)

Unknown3.png

Сергей Сахаров, главный редактор интернет-журнала о Минске CityDog.by

В моем небольшом списке (то ли дело один мой приятель, который читает по 5 книг в неделю!) нет профессиональной литературы. Вряд ли имеет смысл писать и издавать на бумаге книги о мультимедийной или интернет-журналистике во времена, когда все меняется с дикими скоростями. Сайты, чаты, в крайних случаях, журналы — вот наши основные источники. Но и для работы в удовольствие подобрал несколько интересных книг, которые сейчас «в процессе».

«Брест. Лето 1941 г. Документы. Материалы. Фотографии» (Смоленск, 2016) 

BOOK8.jpg

Насколько мне известно, все минские издательства от греха подальше отказались печатать эту книгу. Если судить по нынешней исторической конъюнктуре, оно и понятно: кому охота перечитывать 750 страниц книги, которую составили историки, белорусские и немецкие, если и так понятно — «что-то в ней не так» и возможны покушения «на скрепы».

На самом деле, с книгой все более чем «так»: две вводные статьи, огромное собрание документов, писем, дневниковых записей и фотографий двух противоборствующих сторон (советский и нацисткой), посвященных Брестской крепости лета 1941-го. Тут нет ничего крамольного, а есть только документальные и фотографические факты и воспоминания. И невероятная работа составителей, которые нашли, систематизировали, перевели (все немецкие документы с дотошностью и точностью, вплоть до стилистики, переведены на русский) и составили несколько тысяч архивных единиц в этот фолиант.

Zofja Kowalewska. Obrazki Mińskie. 1850 – 1863 (Wilno, 1932?)

BOOK9.jpg

Со скрипом читаю очень интересную книгу воспоминаний минчанки о том, каким был наш город в середине позапрошлого века. Тут вам и повседневная история, и нравы, и общая ситуация в городе, который ожидает очередное восстание, призванное восстановить Речь Посполитую, а, может быть, и независимость исторической Литвы. С учетом того, что зафиксированные на бумаге воспоминания минчан в любые времена были редкостью, эта книга вообще, как сокровище, для краеведов и любопытных. Правда, найти ее — практически невозможно.

Рамаяна

BOOK7.jpg

Книга, которую любому приличному человеку нужно прочитать. Кому-то для «галочки в списке must read», кому-то для осознания себя и своего места во вселенных. Жду перевода на белмову.

Дэвид Брукс. Бобо в раю: откуда берется новая элита (Москва, 2013) 

BOOK6.jpg

Книга о том, откуда берется креативный класс — на самом деле, этот термин может употребляться широко в перспективе и ретроспективе. Кажется, кто работает с этой целевой аудиторией, найдут данное «субъективное исследование» как минимум любопытным, а как максимум полезным. Историческая справка, неординарные наблюдения и выводы.

Unknown2.png

Денис Серебряков, руководитель www.dsgn.by

Так сложилось, что художественную литературу читал только в школе. Все попытки начать читать её уже позже были обречены на провал. Да и для читателей профессионального ресурса будет полезней, как мне кажется, если отмечу как можно больше литературы связанной с профессией.

В. Кандинский «Точка и линия на плоскости»

BOOK10.jpg

Книга очень важная, как и другие теоретические труды Кандинского. В ней описаны некоторые аспекты основ художественного «языка», которые автор формулировал в процессе своих экспериментов в области живописи. Польза этого теоретического произведения в том, что Кандинский обращается к зрительскому восприятию композиции через глубинный анализ её фундамента. Всё содержание представлено в виде эссе, а сама книга небольшая.

Р. Арнхейм «Искусство и визуальное восприятие»

BOOK11.jpg

Еще одна книга, которую можно отнести к серии «наука об искусстве». В отличии от «Точка и линия на плоскости» «Искусство и визуальное восприятие» покрывает более широкий диапазон аспектов, затрагивающий не только изобразительное искусство, но и физиологию и психологию. Книга-бульдозер. Полезна тем, что заставляет читателя обратить внимание на первопричину побуждающую к действию/мысли, а знания очень полезны на практике.

В. Кричевский «Поэтика репродукции»

BOOK12.jpg

Во-первых, нужно сказать о том, кто такой Кричевский: современный российский графический дизайнер, искусствовед, художественный критик, автор книг и многочисленных статей по типографике. Его книги — это всегда остроумный и легкий макет — макет, как авторское высказывание. «Поэтика репродукции» не о типографике, она философская, если хотите, и предлагает читателю взглянуть на основной «строительный» материал графического дизайнера. Полезна тем, что наталкивает на размышления куда более широкие, чем поле деятельности профессионала-графика.

В. Фаворский «О шрифте»

BOOK13.jpg

Масштаб Фаворского неоспорим.

На самом деле это не книга, а глава из книги «О графике, как об основе книжного искусства» (целиком которую можно найти в продаже запросто). А сама «О шрифте», довольно популярная, т.к. выпущена журналом «Шрифт» в прошлом году, и хорошо известна в нашей среде. В книге/главе затрагивается тема комбинации и сочетания графики (книжной иллюстрации) со шрифтом (заголовком, основным текстом), на основе огромного опыта автора. Конечно, та методология и терминология, которая была использована тогда в тексте, сегодня может быть воспринята иначе, но иметь её ввиду было бы полезно. Тем более, что на подготовленный ум эти знания «улягутся» не как руководство к действию, а как поле для эксперимента в смежных областях.

Я. Чихольд «Новая типографика»

BOOK14.jpg

Чихольд — типограф, дизайнер, преподаватель, писатель и конечно же новатор! Несомненно эта важная книга. Важная для понимания отличий «старых» стилей и подходов в графическом дизайне от «новых». Важная не только для нас сейчас, чтобы знать историю дизайна, но и мега-важная для своего времени, поставившая с ног на голову все и всех. Полезна профессионалам-графикам, заставляет думать о профессии в масштабах времени.

Энциклопедия знаков и символов

BOOK15.jpg

На месте моей книги может быть любое другое издание, имеющее наиболее полный каталог, затрагивающий не только фундаментальные геометрические, а также религиозные универсальные общечеловеческие символы. Наличие такой книги на полке обязательно необходимо тем, кто имеет дело с проектированием графических знаков. Ею не прийдется пользоваться часто, но рано или поздно наступает необходимость обратиться к первоисточнику. Можно считать, что это книга-помощник.

Как видно из небольших описаний предложеных мною книг — все они скорее литература для размышлений в срезе профессии (либо дополняющая, либо укрепляющая профессиональное мировоззрение). Коненчо, хороших книг больше и есть те, до которых я еще не добрался или вовсе не знаю. В любом случае, мне хотелось подобрать такие издания, которые реально купить, чтобы не откладывать в долгий ящик.




Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: