Через скульптуру можно передать целую историю. Как создаются и сколько стоят городские и корпоративные скульптуры в Минске

14 Ноября 2018 1703 0 Творчество
Поделиться

Мы привыкли думать, что скульптура - это такая монументальная сфера, где над композициями для площадей и фонтанов работают бородатые мужчины с молотком. Оказалось, что как и любые другие творческие отрасли, скульптура развивается, а среди заказчиков — немало частных лиц, предприятий и компаний.   

Обозреватель Marketing.by Ольга Бигель встретилась со скульптором Виктором Полещуком и поговорила о том, в каком состоянии находится школа скульптуры в Беларуси, чего хотят заказчики, как проходят тендеры и из каких этапов состоит работа над скульптурой, прежде чем она попадает на улицы городов или на корпоративные территории.


Я занимаюсь скульптурой более 10 лет, работаю как с городской скульптурой, так и с реставрацией и частными заказами по декорированию квартир, домов и участков.


Работая в Беларуси, ты можешь рассчитывать на два вида заказов:

  1. Государственный заказ. Сюда мы относим городские скульптуры, а также проекты для предприятий и организаций.
  2. Частный заказ. Это разного вида статуэтки, бюсты, декорирование домов, квартир, территории вокруг дома.

Нужно понимать, что хорошая  скульптура не может стоить дешево. При ее создании задействовано большое количество людей. В стране очень мало тех, кто может позволить заказать себе скульптуру в частном порядке, зато довольно-таки много халтурщиков в этой области деятельности. Когда у человека появляются деньги, скульптура — это последнее, о чем он будет думать.

Городская скульптура может стоить от $10 000 и до бесконечности.


Люди хотят видеть скачущих коней на картинах и обнаженных женщин в скульптуре

Большинство людей живет в квартирах. Как правило, они небольшие. Поэтому чаще всего заказы — это интерьерный декор, который важно правильно вписать в используемое пространство, или же лепнина в доме. Были у нас заказчики с отличным чувством вкуса и доверием к нашему профессионализму, тогда получалось очень  неплохо.

Обычно наши люди хотят видеть скачущих коней на картинах и обнаженных женщин в скульптуре. Реализм, будь он в живописи или скульптуре, максимально прост и понятен нашему человеку. - Вот как живой, говорят заказчики и все довольны. Но главное быть честным к себе и достойно выполнить свою работу.

Самое сложное — это первый тендер


Последние три крупные работы я делал для Минского тракторного завода. Поиски подрядчиков в сфере скульптуры происходят также, как в любой другом направлении государственных заказов. Предприятие объявляет тендер, где рассказывает про желание сделать определенную скульптуру. Вы, в свою очередь, в заявке готовите для них эскизные проекты, прописываете сроки исполнения, цену работы и отправляете.

После победы в тендере эскизный проект должен быть одобрен Минским городским художественно-экспертным советом по монументальному и монументально-декоративному искусству. Но это в том случае, если скульптура будет установлена в г. Минске.

Самое сложное — это первый тендер. Тяжело конкурировать с теми, у кого большое портфолио и известное имя. Поэтому ты можешь апеллировать только к цене и достойному эскизу. Но когда появляется портфолио, все становится немного проще. 

Эскиз для медицинского центра МТЗ мы переделывали 10 раз

Когда я первый раз пришел на Тракторный завод, там удивились, что я не соответствую их представлениям о том, как должен выглядеть скульптор. Они думали, что скульптор  — это здоровый мужик с огромной бородой и молотком. 

Для МТЗ мы делали три разные композиции:

  • "Грабарь", 
  • "Тракторостроителям", 
  • Корпоративный знак для медицинского центра МТЗ.

Когда мы выиграли тендер на композицию "Тракторостроителям", то получили четкий список того, что должно быть вписано в скульптуру. Перед нами стояла задача объединить вместе и создать красивую историю для большого количества важных для МТЗ предметов и символов:

Главные в композиции — мужчина и женщина, как дань уважения всем поколениям работников завода, знак МТЗ. Дальше — первый трактор, центральная проходная с башнями, лозунги, самолёт истребитель (во время войны двигатели для них собирали на МТЗ), книги с краткой историей предприятия и лозунги. На заднем фоне они хотели видеть карту мира и надписи, которые показывают в каких странах есть тракторы "Беларус".

В итоге всё это мы совмещали на эскизах 3 месяца.

А, например, корпоративный знак мед. центра МТЗ мы перелепливали раз 10.


Работа над каждой из скульптур занимала около 4-5 месяцев. Мы работали каждый день. Это довольно таки тяжелая, но интересная работа. Человеку в возрасте нужно нанимать помощников на определенные этапы, потому что своих сил будет не достаточно.

Если кратко, то работа над скульптурой состоит из 10 этапов:

  1. Эскиз
  2. Каркас, увеличение, мягкая модель в пластилине или глине
  3. Снятие кусковых форм из гипса
  4. Воск, авторская проработка по воску
  5. ХТС (холодные твердеющие смеси)
  6. Художественное литье из бронзы
  7. Сборка, проработка по бронзе, обработка сварочных швов
  8. Пескоструй
  9. Тонировка скульптуры
  10. Доставка и установка







В Беларуси мало по-настоящему творческих и интересных городских скульптур

Беларуская городская скульптура находится в замершем состояние со времен Советского Союза. Она как остановилась на этапе соц.реализма, так в этих горизонтальных границах и живет. При этом в СССР была очень сильная школа и скульптуры, и графики, и живописи. Я думаю, стоит делать более разноплановые и концептуальные объекты в городе, не зацикливаясь только лишь на одном реализме. 








Практически все наши скульптуры кому-то посвящены, при этом у нас мало по настоящему творческих и интересных городских скульптур.

Впрочем, многие люди понимают скульптуру только в этом ключе. Мы можем сколь угодно долго жаловаться на скульптурные композиции в Беларуси, но нужно понимать, что скульптор чаще всего работает в рамках требования заказчика. 

Скульптору остается лишь одно — быть честным по отношению к себе и зрителю хотя бы с точки зрения исполнения работы, если дело касается определенных требований и условий заказчика. Но при этом даже в Минске есть городские скульптуры не очень качественные с точки зрения законов анатомии: с поломанными руками, искаженными пропорциями, большими головами. 

Во время создания композиции "Грабарь" для МТЗ мы использовали огромное количество печатных материалов по анатомии лошади и досконально изучали характерные черты внешнего вида грабаря, чтобы сделать скульптуру исторически верной.

Скульптуры становятся временными

В мире восприятие скульптуры и работа с ней меняется также, как и изобразительное искусство в целом. Художники пробуют новые материалы и формы подачи и исполнения. Она становится средством изучения окружающей среды, тесно с ней связанным. Так, например, некоторые скульптуры становятся временными. Они делаются из более дешевых и доступных материалов с целью диалога в городском пространстве. Она может постоять несколько месяцев, выполнить свою функцию и быть либо утилизирована, либо перевезена в другое место. 

Думаю, людям нравится такая скульптура. Они взаимодействуют с ней даже более плотно, чем с другими формами искусства. 

Мне кажется очень важным, чтобы страна могла создавать работы, которые отражали бы дискурс конкретного народа. Т.е. с использованием понятных для него образов, смыслов и форм. Мы можем бесконечно долго смотреть на то, что делает Запад, но слепое копирование форм и содержаний тоже не несет в себе ничего полезного. Однако, в тех же США очень классные и современные тенденции как в скульптуре, так и в других видах искусства. Вспомните хотя бы фильм «Чужой» 1979 года — потрясающие декорации оттуда впечатляют и сегодня, а, меж тем, прошло уже 40 лет.



Скульптура может стать главной фотозоной страны

Скульптура может стать визитной карточкой страны или города. Своеобразной фотозоной, которую будут узнавать во всем мире. Но для достижения такого эффекта, искусство должно говорить на понятном всем языке независимо от национальности.

Так или иначе, это может послужить хорошим инструментов для продвижения имиджа страны. Но для этого нужно перестать делать скульптуры лишь для того, чтобы поставить и забыть. В нашей стране есть талантливые скульпторы и художники. Я думаю, что они еще скажут свое Я в современном искусстве!

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: