«Берегитесь, бренды. Пользователи соцсетей перейдут в закрытые группы». Колонка Александра Демидовича

Поделиться

Колумнист marketing.by Александр Демидович размышляет, как будут развиваться социальные сети и поведение пользователей в обозримом будущем.         

base_0a79ca0d6e.jpg

В сети, на связи, рядом… за последние несколько лет социальные сети стали сублиматами живого общения. Ответом на растущие скорости. Скорости интернета, скорости информации, скорости жизни...

В условиях Беларуси соц.сети приобрели особый статус. Фактически аккаунт в соц.сетях — персональное масс-медиа, где нет цензуры, надуманной редакционной политики и прочих ограничителей. Музыку заказываете вы. Но это — не более, чем иллюзия. Соц.сети на бешеной скорости ворвались в нашу жизнь и стремительно меняются прямо на наших глазах. Правда, далеко не от всех нововведений пользователи в восторге, что наталкивает на определенные мысли о скором изменении формата.

Трансформация этих ньюмедиа уже показательна на рынках Европы и США, где отмечена массовая миграция новой генерации пользователей (родившейся после 1995 года) из Facebook в Snapchat.

Snapchat представляет собой гибрид мессенджера, Instagram и Tumblr. Коммуникация происходит в основном в визуальном формате. Только пост — не просто картинка, а мыслеграмма — персонификация эмоций с помощью специальных фильтров. Профессиональные снимки тут — моветон. Примечательно, что фильтры заточены как раз чтобы изуродовать селфи.

Но главная фишка Snapchat — изображения не сохраняются ни у отправителя, ни у получателя, что само по себе раскрепощает юных пользователей. Это-то и прельщает так называемое поколение G.

Готовы к изменениям и белорусские пользователи. Вспомните свою реакцию или почитайте форумы по поводу нехронологической ленты новостей. Многих из нас бесит даже не сам факт беспорядочной публикации постов, а то, что тебе навязывают сферу интересов. Отгреб Instagram, отгребет и Facebook. Плюс добавьте сюда засилье рекламы. 

Игры в монетизацию развязали войну брендов за контент. По идее, в выигрыше должны остаться все: и пользователи, для которых соц.сети становятся еще большим атрактором, и бренды, которые экономят на медийке, и сами соц.сети, которые повысят монетизацию. Но отчего же, прокрутив ленту в FB или Instagram, так тянет на живое общение?

Очевидно, что в ближайшие год-два соц.сети получат новый виток развития. Парадигмы, навязываемые обществом, правительством, рекламодателями и самими площадками будут способствовать миграции пользователей в другие форматы социальных сетей, где нет ограничителей.

В социотехнике прекрасно описаны уровни развития неформального сообщества. Сейчас соц.сети находятся на этапе «Тусовка» с проявлениями следующего уровня «Флэш-группа». И мы верной дорогой пойдем в сторону формирования информальных групп. Групп с уже сформированными убеждениями, принципами, едиными интересами, которые пускают в себя не с разу, но открыты для новичков жаждущих роста. Примеры такого «движа» в Беларуси уже есть. Вспомните хотя бы тоже беговое движение, которое набрало лавинообразную популярность в прошлом году. А в этом - продолжило рост и трансформировалось сразу в несколько беговых клубов, участники которых встречаются off-line с завидной периодичностью и готовы общаться on-line — бесконечно. И в этой комбинации реального и виртуального — и есть залог успеха будущих сетей.

Другие примеры: футбольные и хоккейные фанаты, анархисты, экологи, меломаны… Cинтез уже идет вовсю.

Массовое появление информальных групп потребует качественного иного инструментария работы в нем. И, ой, как я не завидую брендам, которые не освоят новые методы работы с данными группами. Поскольку каждое неловкое движение превращает в хейтеров не одного, а сразу тысячи пользователей.

В этой связи целесообразнее взять на вооружение правило: «Пользователь гораздо искушеннее вас». Он чует заинтересованность бренда за версту. Если бренд заинтересован, значит есть риск быть использованным, а это, как вы понимаете, совсем не входит в планы продвинутого юзера. Поэтому продвижение в соц.сетях потребует филигранной работы с аудиторией. Привлечение — пройденный этап. Селекция и тестирование социальных перспектив того или иного сервиса, продукта — новый вызов как для соц.сетей, так и брендов.

Опять-таки по причине засилья рекламы и алгоритмизации подбора постов под пользователя новый импульс получат мессенджеры. Они становятся полноценной коммуникационной платформой как в отношении одного пользователя, так и группы единомышленников. Соц.сети быстро прорубили эту фишку, и уже сегодня некоторые предлагают использовать мессенджинг как средство коммуникации и построения CRM-систем для малого и среднего бизнеса в рамках конкретных сетей.

С технической стороны в соц.сетях, наверняка, появятся функции по передаче голографических изображений, запахов и осязательных эффектов, над чем так безуспешно бьется телевидение. Помимо интересов люди смогут объединяться в группы по настроению, энергетике или образу мышления. Не всем же только фоточками делиться.

Соц.сети станут аналогами полноценных сайтов, что хорошо для среднего и малого бизнеса. Это экономит время, силы и деньги на его разработку и промотирование. Плюс при грамотном использовании таргетирования обеспечивает выход на целевую аудиторию. Например, через китайский WeChat уже сегодня происходит практически все: от заказа такси, до покупки товара.

Интересно будет понаблюдать за попытками государственных структур взять эти новообразования под контроль. Фактически речь идет об аналогах диссидентских посиделок на кухне. Попасть туда и ощутить все прелести вольнодумного общения могли избранные. Этакий аналог государства в государстве.

Безусловно, получится это не у всех. Соц.сети будут вспыхивать как огромные вихревые потоки, и затухать. Но в этом и прелесть бизнеса, где преуспевают самые смекалистые, проворные и дальновидные. Кто лучше чувствует настроение аудитории и может улавливать тренды. Ну, а я все же голосую за живое общение, в приятной компании, за бокалом хорошего вина. Может, возглавить движение ценителей прекрасного?

Александр Демидович
Специально для marketing.by
Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: