«Белый Квадрат» прошел, а послевкусие осталось. Колонка Владимира Могилевца

Поделиться

Отношение к фестивалям всегда не однозначное: одни люди приходят, чтобы похвастаться своими достижениями, а другие, чтобы у них поучиться… чтобы потом тоже было чем похвастаться.

На самом деле, это здорово =) Ведь фестиваль оставляет не только похмелье, но и пищу для ума, которая провоцирует заряд бодрости для дальнейшей работы. Международный Фестиваль маркетинга и рекламы «Белый Квадрат» не исключение.

Наблюдение 1: Сетевые агентства возвращают себе пьедестал.

Если последние три года агентством года становились независимые ребята, то в этот раз им стало агентство из сети BBDO. При чем не просто стало, а с настоящими Проектами с большой буквы. Ведь агентство фестиваля Instinct нарушило все стереотипы фестивальных работ:

Поданные ими работы не «суперуниверсальные». Т.е. они взяли 8 наград  с пятью разными работами (без учета шорт-листов). Для сравнения в прошлом году одна из работ агентства фестиваля набрала аж 13 наград. (Почему такая разница в количестве наград? Понятно, что кризис, но есть еще одна причина, о которой дальше)

Все работы Инстинкта настоящие. Ну, там, как бы даже сложно оспорить тот факт, что проекты реально были, и были не только для галочки. А самое главное, они сделаны для реального международного клиента (пусть для одного и того же, но какого – IKEA)

У них нет ни одной социалки. Нет, вы не поняли, там вообще нет социальных работ. Это 100% коммерческие проекты, которые решают реальные бизнес-задачи. Можно только по-хорошему завидовать.

На всякий случай, ниже несколько примеров награжденных кейсов агентства Instinct:




Наблюдение 2: Фестиваль однозначно становится рейтинговым.

С каждым годом попасть в шорт-лист, а тем более получить награду становится все сложнее. А значит, увеличивается ценность награды. Минутка статистики:

В 2013 году на фестиваль было подано 1465 работ, шорт-лист 361 (25%)*

В 2014 году на фестиваль было подано 1603 работы, шорт-лист – 352 работы (22%)*

В 2015 году на фестиваль было подано 1038 работ, шорт-лист 180 работы (17%)*

*Все цифры считались механическим способом, поэтому может быть незначительная погрешность

С 25% до 17% за два года - цифра кажется не большой, но для попадания в шорт-лист разница значительная. Это значит, что бронзой 2015 года можно гордиться не меньше, а то и больше, чем золотом 2013. Это не может не радовать – согласитесь, куда приятнее, когда, практически, единственный фестиваль страны вручает награды, которые имеют достоинство. Мы точно заем, что каждая выданная награда фестиваля - заслуженная. Будем надеется, что об этом будем знать не только мы. Начало положено, и это бесспорное достижение Белого Квадрата.

Но есть в этой истории и свои подводные камни: отношение друзей из ближнего зарубежья. Российским и украинским агентствам становится все менее интересно участвовать в таких конкурсах. Стоимость подачи достаточно серьезная, конкуренция международная, CPP (cost per prise) высокий. При распределении бюджетов им конечно же интересно будет попробовать свои силы в Европейских фестивалях, которые на слуху (D&AD, Eurobest, Cannes Lions, Golden Hummer, London International). Пока спасает наличие фестиваля в рейтингах соседей.

В целом, тот же вопрос сейчас возникает с украинским КМФР и российским ММФР. Белорусским агентствам становится все менее «интересно» на них подаваться. Поэтому агентства, которые не гонятся за рейтингом предпочитают отправлять работы в западные фестивали.

Наблюдение 3: Подписи «Беларусь» в фестивальных списках становится все меньше.

В то время, как фестивально-рекламная жизнь в стране развивается, сама реклама притормозила свое развитие. Тут снова должна быть минутка статистики про то, сколько раз светились белорусы на просторах СНГ раньше и как мало их осталось теперь (но, честно, лень подымать архивы). И дело тут не в том, что раньше белорусские рекламщики были гораздо круче. Ведь они все по-прежнему есть. Я знаю слишком много талантливых и интересных людей в рекламе, которые просто обязаны делать хорошие работы =)

Но дело в том, что я знаю не меньше таких за пределами Беларуси))). Наши соседи очень не плохо рванули за последние годы. Россия начала завоевывать Каннских львов, Украина показывает кейсы, которые случайно можно перепутать с западными (Borjomi от Banda Agency), а мы упорно продолжаем делать то, что делали. И дело тут, ни в коем случае, не в бюджетах.

Говоря о качестве, попробуйте найти отличия (в хорошем смысле):

Borjomi Piano Machine (Banda Agency, Ukraine)


Coca-Cola - Happiness Table (Naked Communications, Denmark)


Отчасти дело не только в проектах, но и в их подаче. Как сказал кто-то с фестиваля, у нас кейсы, как из 90-ых. Можно злиться, можно обижаться, а можно попробовать исправить это. Тут конечно очень хочется дать волшебную формулу всего и вся, но я ее не знаю…

Может, ее знаете вы? Будет интересно услышать мнение.

А может, я вообще все надумал? =)

Об авторе

Владимир Могилевец, независимый креативный директор

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: