Белорусский потребитель рано или поздно получит доступ ко всем товарам, производимым в мире

Поделиться

На прошлой неделе был подписан указ №40, который ограничивает беспошлинные покупки белорусов в зарубежных интернет-магазинах суммой в €22 и не более 10 кг в течение календарного месяца. Обсуждение последствий данного решения остается одной из популярных тем в Байнете.

shop.jpg

После информации о принятии данного указа, который вступает в силу через 2 месяца, специалистами и экспертами разного уровня было сделано немало оценок и прогнозов о том, как будет развиваться ситуация. Некоторые из прогнозов начали сбываться буквально на следующий день. Так, в конце недели в Сети появилась информация о том, что белорусам предложили беспошлинную доставку посылок через РФ на сумму до €1000.

Версия доставки товаров через Россию стала наиболее распространенной.

Ситуацию вокруг принятия данного указа и его последствий комментирует директор по развитию международной группы компаний Apply Logistic Group Дмитрий Черноморец.

«Иностранные онлайн-площадки глобальнее, чем самая большая белорусская, а эта глобальность обеспечивает непреодолимые местными конкурентами преимущества:

1. Это цены на товары от производителей, которые доступны только глобальным игрокам, разумеется, в обмен на супер объёмы продаж.

2. Это цены на логистический сервис, которые также не досягаемы для местных игроков.

3. Это мощная региональная диверсификация, которая помогает в некоторый регионах работать в минус для того, чтобы расчистить рынок и потом отработать «потерянную» маржу.

4. И еще очень важно понимать, как происходит монетизация локальных интернет- площадок и глобальных игроков этого же рынка: локальный игрок зарабатывает всю свою прибыль от операционной деятельности, глобальный, чаще всего — на IPO. Т.е. любая положительная новость в виде увеличения числа поставок или выхода на новый рынок влечет за собой рост стоимости акций и новые эмиссии.

В результате глобальные торговые площадки отжимают по полной программе производителей, логистических операторов и могут себе позволить поработать в некоторых регионах на гране рентабельности ради стратегических целей и успехов на IPO.

При этом локальные интернет-магазины не могут весь товарный ассортимент контрактировать у производителей, имеют на входе более высокие закупочные цены, высокие логистические издержки, а также финансируют свое развитие преимущественно за счет собственной прибыли. Плюс к этому местные локальные магазины постоянно находятся в зоне перманентной макроэкономической турбулентности, а это очень сильно «отвлекает» от основных бизнес-компетенций.

Так, что силы совсем не равные.

По поводу 22 евро

Мы можем долго спорить и дискутировать. На мой взгляд, это во всех смыслах неумное решение. Оно не приведёт к тому, что покупатели китайских трусов переключатся на отечественные. Чиновникам важно понять, что белорусские трусы не продаются не потому, что им «мешают» китайские производители и глобальные интернет-площадки, а потому, что «защищаемый товар» лишен каких-либо ценностей в виде дизайна, качества, бренда, цены и каналов продаж.

Но ладно с этими трусами, ведь львиная доля товаров, которая доступна, например, на Aliexpress просто не производится в Беларуси, или где-то можно купить отечественную экшн-камеру, светодиодные лампы, сделанные в Беларуси, силиконовые формы для выпечки?

Таким образом, важно понимать, что усиление фискальной нагрузки на импортеров никогда не приводило к прорыву отечественного производства, при этом только лишь ухудшало качество жизни местного населения. Это доказывает общемировой опыт. А если у чиновников есть желание помочь отечественным производителям, то нужно помогать отечественным производителям, а не убивать отечественных потребителей.

Мы уже докатились до того, что BMW на производстве одного автомобиля для стран ЕАЭС зарабатывает меньше, чем государство-импортер на таможенных платежах. И что у нас после этого производят крутые тачки?

Как будет развиваться ситуация?

Я вижу два сценария:

1. Либо это будет «стратегия» Северной Кореи с полным закрытием границ и запретом интернета, а это глубокий и необратимый дауншифтинг, который уничтожит все и выкинет страну на обочину цивилизации.

2. Либо чиновники будут вести борьбу с импортом топорными, но менее радикальными способами, например, как в нашем примере с 22 евро. В этом случае спрогнозировать ситуацию очень просто — для этого достаточно понимать законы экономики, к счастью, их и силу гравитации невозможно отменить законодательными актами.

В результате, спрос на товары международных и иностранных интернет-площадок никуда не исчезнет и не переключится на отечественные «аналоги», следовательно, просто возникнут, а если быть точнее, уже возникли альтернативные схемы поставок, которые теперь государство просто не сможет контролировать — это поставка через российских посредников. Да будет менее удобно, однако, это в любом случае лучше, чем отказаться от покупки нужного товара или переплачивать в Беларуси в 3-4, а иногда и в 10 раза больше.

Посмотрите, каким количеством малых сервисов обросла IKEA? Ну не хотят люди покупать дрова.

Ситуация очень похожа на Uber, который все ненавидят кроме сотрудников Uber, акционеров Uber и клиентов Uber. При этом попытки запретить это интернет-сервис пока не удались ни в одной стране, куда пришел этот сервис.

Что будет прямо сейчас?

Сейчас, как я уже упомянул выше, активизируются схемы «в обход» через Россию, а самое интересное будет дальше, года через 3-4, а может и раньше — глобальные интернет-площадки начнут локализовываться в странах ЕАЭС, в тот числе путем покупки местных интернет-ритейлеров. Возможно, производство части товара будет также локализовываться.

Проникновение неизбежно.

В глобальном разрезе

Мало кто видит, что мы живем в эпоху очень интересной и глобальной войны, в которой воюют не страны между собой, а два лагеря: по одну сторону государства, по другую — корпоративный мир. И если кто следит за динамикой войны, то пока выигрываю корпорации. Они и победят эту войну, т.к. корпорации по своей сути способны генерировать ресурсы, а государства могут их только потреблять и перераспределять. Значит, у корпоративного мира всегда будет превосходство в ресурсах. В нашем разговоре речь идет об одном из сражений в рамках государственно-корпоративной войны, которое понятно кто выиграет.

Поэтому в долгосрочной перспективе белорусский потребитель получит доступ ко всем товарам, производимым в мире, жаль только, что мы не живем по 500 лет.

Ну и еще: в этой проблеме есть один технологический плюс для покупателей — это абсолютная доступность в самое ближайшее время 3D-печати для населения, поэтому, основным товаром в ближайшее время станут не товары, весом в 1-5-10 кг, а электронные файлы, которые уже, Слава Богу!!! никто не остановит. Но опять-таки, это будет не раньше, чем через 5-6 лет….но с другой стороны, мы и говорим в этом пункте о глобальном.  

Резюмируя глобальны тренды:

Первый тренд — глобальные интернет-ритейлеры локализуются и станут как бы своими, и с ними уже будет невозможно сражаться.

Второй тренд — перемещаемые товары превратятся в электронные модели, и здесь я порекомендую чиновникам на опережение запретить 3D-принтеры, что, как вы понимаете, уже будет невозможно.

В итоге:

1. В краткосрочном периоде (уже в этом году) будет создана инфраструктура поставок в обход через Россию.

2. В среднесрочном (3-5 лет) глобальные интернет-площадки локализуются и станут своими.

3. Через (5-6) лет товары будем печатать дома, покупая у тех же интернет-площадок электронные 3D-модели.

При этом при такой «помощи» отечественным производителям они вместо того, чтобы интегрироваться в глобальные цепи поставок, просто еще более деградируют и в своем большинстве просто останутся историей.

Ну, и конечно, возродим истинно советскую профессию — фарцовщик! Машина времени начинает отсчет в прошлое».

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: