6 критических мнений: Что не так с медиа в Беларуси и чего не хватает существующим СМИ

Поделиться

О чем этой осенью много говорят на профессиональных встречах, так это о медиа и вокруг медиа. Появятся ли новые, как простимулировать старые, почему в Беларуси нет своего Юрия Дудя...

Вместе с самыми разными людьми Marketing.by посмотрел на беларуские медиа с критической точки зрения. Журналистка, креативный копирайтер, главный редактор, паблишер и представители профессиональных ассоциаций высказали любопытные мнения.  Кстати, если у вас есть своя идея проекта, который улучшит медиа среду в стране, вы можете подать заявку на грант от АКТИВИА в категории «медиа» до 4 ноября. Бренд поддержит лучшие начинания не только деньгами, но и предоставит профессиональную поддержку менторов – профессионалов в своей области, которые помогут избежать возможных ошибок и просчетов в реализации.

Виктор Радьков, в прошлом издатель журналов «Я», Sapience о том, что нет способных людей в медиа

344_oooo.plus.png 

В Беларуси не хватает по-настоящему нового Медиа на стыке интернета, мобайла, телевидения и печатных СМИ с выходом в оффлайн: ивентинг, промо, образование и благотворительность. Так должно выглядеть новое Медиа. У нас нет людей, которые способны это сделать. А деньги, кстати, можно найти. 

Евгения Долгая, журналист о том, что медиа не прилагают усилия, чтобы стать интересными молодежи

458_oooo.plus (1).png 

Среди беларуских медиа я наблюдаю, что мало материалов направляют на молодежь. Помню, когда все стали смотреть Юрия Дудя. Формат интервью начали активно обсуждать в интернете, по вторникам все ждут выпуск Юры. Когда приходил какой-нибудь кумир молодежи, будь-то блогер или репер, или рокер, под комментариями начинало бомбить на тему: “О чем вообще можно говорить с этими малолетками”. На самом деле лично я ощущаю огромную пропасть между нашей молодежью и обычными читателями СМИ.

Пока мы гнались за трафиком и думали, что будет интересно “платежеспособным” читателям, молодежь в это время сделала свою музыку, свою культуру, свой стиль, свои СМИ.

Источниками выступают те же блогеры, к примеру. А сейчас получается, люди удивляются аншлагам на концертах Фараона, Тимы Белорусских и заполненному торговому центру на встрече Влада Бумаги. Давайте честно: все эти молодые люди очень даже талантливы и не глупы.

Мне кажется, что пора уже прислушаться к молодежи и направлять контент и на них. Современная молодежь очень продвинута, а ее не особенно любят, над ней насмехаются. Но молодые люди слишком свободные, чтобы прислушиваться к другим. Захотели сделать свою музыку - сделали. Пока в фэйсбуке обсуждают Пошлую Молли, Кирилл Бледный собирает тысячные залы. Над Виктором Цоем тоже когда-то смеялись. Мне кажется, что вообще контент нужно направлять, в первую очередь, на просвещение и образование молодежи.

Почему? Да все просто: потому что это наше будущее. Может быть, хоть таким образом старшее поколение, наконец, раскроет глаза и начнет понимать ребят.

Когда происходит трагедия, связанная с подростками, в СМИ начинают смаковать эту тему и искать причину. Но давайте честно, в Беларуси для современной молодежи нет медиаплощадки, где будут писать об их мнении, творчестве, мировоззрении.

Все эти люди - совсем не те самые пионеры и БРСМ-цы. Это люди, которые свободны от патриотизма, от стереотипов и прочей навязанной ерунды. И я читаю, чтобы поддержать их, нам стоит направить силы на образование и умение критически мыслить непосредственно через медиа. 

Анастасия Телешева, главный редактор газеты «Антенна-Телесемь» Минск о нехватке душевности и глубины

1611_oooo.plus.png 

На мой взгляд, спрос диктует предложение. Поэтому если каких-то изданий в Беларуси нет, значит, они, наверное, не так уж и нужны. Делать новый ресурс нужно не под коллектив редакции и фантазии владельца, а под читателей и рекламодателей, о чем в Беларуси иногда забывают.

Тем более, что сейчас понятие географических границ в области медиа весьма размыто. Если я чего-то не нахожу в беларуском издании или на каком-то отечественном сайте, то воспользуюсь, скажем, украинским, американским или российским. Это касается и новостей, и лонгридов.

Современным беларуским СМИ не хватает все того же: свободы, профессиональных сотрудников с постоянно горящим взором, новаторских идей и подходов, изящества слова и смелости. И, конечно, достаточного количества денег у читателей и рекламодателей и хорошей финансовой базы самой редакции.

Еще один пункт, которого не достает именно мне, как читателю – в наших СМИ не так много душевности и аналитики, как хотелось бы. Понимаю, что это немного разные вещи, но в обоих случаях речь про глубину. 

Борис Горецкий, Беларуская ассоциация журналистов БАЖ, о нехватке в медиа аналитики, свободы и денег 

479_oooo.plus.png

Беларускім медыя не хапае ў першую чаргу свабоды. Наша заканадаўства і практыка яго прымянення — гэта міннае поле. Некаторыя міны бачныя здалёк, і медыя вымушаныя нават не заходзіць у той сектар тэм. А некаторыя міны ўзрываюцца нечакана, калі “нармалізатары” у пагонах раптам уламываюцца ў кватэры і офісы журналістаў самых папулярных медыя.

Вельмі не хапае свабоднага рынку. Дзяржава з нашых кішэняў фінансуе вялізную колькасць афіцыйных газет, тэлеканалаў, радыёстанцый, будуе для іх прэс-цэнтры, забяспечвае тэхнікай. Хоць многія з іх нават не медыя, а банальныя сродкі прапаганды.

Ствараюцца кардынальна розныя эканамічныя ўмовы для прэсы, калі недзяржаўным выданням перашкаджаюць прадавацца ў крамах, а на афіцыйную прэсу падпісацца нават прымушаюць.

Такая ж сітуацыя і з доступам да інфармацыі. Сумнавядомую “БелТУ” улады зрабілі практычна манапалістам інфармацыі ад афіцыйных органаў. У той жа час журналістаў недзяржаўных медыя не пускаюць нават на парог, нягледзячы на гарантаваную заканадаўствам роўнасць.

У нашых уладаў чамусьці няма разумення, што свабодныя і канкурэнтныя медыя — гэта і ёсць абарона грамадства ад многіх і многіх праблем. На Захадзе гэта зразумелі некалькі стагоддзяў таму. Там не замоўчваюць праблемы, а намагаюцца іх вырашаць.

Ну і канешне грошай не хапае. Рэкламны рынак, ды і наогул рынак Беларусі немагчыма параўноўваць ні з адным суседнім. А калі банальна няма грошай, то вельмі цяжка ствараць і развіваць медыя.

Таму я заўсёды схіляюся перад тымі, хто робіць якаснае медыя ў Беларусі без дзяржаўных асігнацый. А паспяховыя праекты ёсць і ўсе мы іх ведаем. Тыя, хто іх робіць — сапраўдныя героі.

Мне асабіста не хапае:

1.            Журналісцкіх расследаванняў. У недзяржаўных медыя іх адзінкі, у дзяржаўных — наогул няма. Гэта дарагі і працаёмкі жанр, недалёка не ўсе могуць яго сабе дазволіць і пацягнуць;
2.            Не хапае публіцыстыкі і аналітыкі;
3.            Нішавых выданняў: сваё медыя можна рабіць нават для аматараў барады, былі б грошы.
4.            Не хапае сур’ёзнага дзелавога выдання;
5.            Не кажучы ўжо пра палітычны глянец. Але які глянец у краіне, дзе няма палітыкі...
6.            Не хапае радыё кшталту “Эха Москвы”;
7.            І незалежнага тэлебачання. Такога, каб не было палітычных перакосаў у той ці іншы бок. Але пры сённяшнім стаўленні ўладаў да прэсы гэта нерэальна. 

Анна Тишкевич, креативный копирайтер Wargaming, двухкратный призер фестиваля Young Cannes Lions в категории Медиа, о том, что новые полезные медиа приходят со стороны брендов

997_oooo.plus.png

Я начну с того, для чего нужны медиа. Для того, чтобы доносить информацию. Сама информация делится на 2 категории: в которой люди заинтересованы и в которой не заинтересованы.

Людям нравятся сериалы и не нравится реклама. Сейчас реклама хочет быть интересной людям и преобразуется в новые форматы, перестаёт быть просто сообщением, становится функцией или инструментом: полезным, развлекательным, каким-то ещё.

Например, бонстики. Не перестаю радоваться их преобразованиям. Сначала были просто прикольные резинки, за которые дети вынут душу из родителей. Сегодня в магазине наткнулась на их книгу с AR про мифы и легенды Беларуси. Теперь это не только развлечение, здесь уже есть социальный акцент, даже национальный - напоминание про наши корни. Теперь это уже не только для детей, но и для родителей, потому что и взрослому прикольно посмотреть, как на станицах книги красиво оживают персонажи.

Ещё один пример из моей практики. Проект okidog Academy - это онлайн видеокурсы по дрессировке собак. 12 уроков, и ты сам научишь свою собаку основным командам. Аналогичных продуктов на территории Беларуси нет и в России тоже. Есть YouTube каналы разных кинологов, но информация не структурирована и форма подачи оставляет желать лучшего. А появился проект okidog Academy благодаря спонсору – производителю корма для животных Purina Pro Plan. В компании поняли, что просто реклама не работает так эффективно, как, например, полезный контент, который помогает решать конкретные проблемы. Все это уже не продвижение бренда, это польза, это то, что привлекает людей и отвечает их потребностям. 

Я считаю, что такая коммуникация от брендов станет самостоятельным медиа, в Беларуси это происходит пока еще тихо, а в мире полным ходом. 

Юлия Слуцкая, руководитель Пресс-клуб Беларусь, о неразвитости рынка медиа

1060_oooo.plus.png

 

У нас полно пустых ниш: нет общественного медиа, типа BBC, нет еженедельных журналов в принципе, нет качественных нишевых медиа. Нет негосударственных телеканалов, нет ток-радио. В общем, проще сказать, что есть. Очень многих медиа не хватает, и связано это с неразвитым рынком. С тем, что он просто крошечный по объемам, и с тем, что к нам так и не пришли инвесторы и вместе с ними технологии. Соответственно, не хватает существующим медиа ресурсов, технологий, внутренних и внешних инвесторов, медиа исследований, квалифицированных медиа менеджеров, системного современного медиа образования, масштабирования на другие рынки.

 

Бренд АКТИВИА предлагает всем беларускам принять участие в развитии медийного рынка Беларуси и подать заявку на грант в категории "Медиа". Победитель получит 5500 BYN на реализацию своего проекта и помощь ментора. Дерзайте, и в Беларуси, возможно, станет одним крутым медиа больше!

650_100.png 

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: