5 типичных юридических ошибок агентства в работе с заказчиком. Часть 2

Поделиться

Светлана Валуева, руководитель практики интеллектуальной собственности « Степановский, Папакуль и партнёры », собрала 5 типичных юридических ошибок агентства в работе с заказчиком и прокомментировала каждую из них. Marketing.by публикует продолжение, еще три ошибки. С первой частью материала можно ознакомиться тут

base_law.gif

 «Лучшее — враг хорошего»

Неконтролируемые апдейты. «Пришел, увидел, передумал» — это про Заказчика. Нет ничего хорошего, что нельзя было бы сделать лучше. Правда, проверено. Но! Какой ценой и кто должен платить за это «лучше», если и до этого хорошо было? 

Девизом Вашей работы, продакшн-агентства, должно стать: «Нет ничего хорошего, что не могло бы стать лучше в рамках дополнительного бюджета».
Конечно, мы все идейные, и хотим сделать так, чтобы продукт получился, глаз радовался, а сердце горело. Но, когда вместо предполагаемых 100 часов работы по уши вовлеченных в проект людей отработано уже 150, а Заказчик все еще хочет лучше — самое время выдохнуть, отложить в стороны орудия производства и трезво (желательно трезво) оценить юридическую канву ваших взаимоотношений с заказчиком. И сделать это нужно еще до того, как бюджет или сроки исполнения уже существенно превышены разнообразными улучшениями и апдейтами.

Что может оказываться на выходе? Вы будете иметь на руках десять или двенадцать различных вариантов результатов работ, по каждому из которых у заказчика будут хоть небольшие, но замечания. Акты будут не направлены и не подписаны, так как Вы все еще ожидаете финального одобрения заказчиком. А на вопрос суда о том: «Так что же из этого Вы считаете оконченным результатом работ?», Вы будете сиротливо разводить руками и говорить: «Ну, они все хорошие….». «А какой принят заказчиком?» И здесь на сцену будет гордо выходить заказчик и пропевать басом: «Я не е-е-ел тво-о-о-ю морко-о-о-о-овь!... В смысле никакой результат не принят — по каждому есть какие-то недостатки….»

Финал — денег Вы не получите.

«А зачем нам кузнец? Нам кузнец не нужен!»

Устные договоренности с заказчиком. Это мое любимое. Это как с девушкой лет семнадцати: «Мама, он же обещал на мне жениться…». Дорогие мои, любимые: обещать — это не значит жениться! Опять же проверено.

Как говорит мой коллега: «Ничего так не улучшает веру в клиента, как предварительная оплата», а я добавлю — и подписанный акт. Все вроде бы хорошо: работа сделана, и заказчик доволен и обещают оплатить в ближайшее время. Остались лишь какие-то формальности: акт подписать и прочее. Но ведь это уже рабочие вопросы и их можно решить «в рабочем порядке». И получается, что акты никак не могут достигнуть заказчика: то он не заезжает, то Вы их неделю в машине провозите и отдать забываете, или Вы отдаете их просто на руки кому-то из компании заказчика при встрече между делом, и Вам их обещают обязательно «при случае» вернуть. Не вернут. Проверено. То есть в 70-80% случаев вернут, но обязательно найдется несколько таких, которые забудут. И будет спор.

Что делать? Прежде всего, категорически исключите порочную практику передачи актов для подписания нарочным без отметки о получении. Не занимайтесь этим: «Заедьте, пожалуйста, заберите акт на недельке». Ведь есть же почта. Письма по Беларуси (заказные, с уведомлением о вручении!) ходят максимум три дня рабочих. Сделали работу, понравилось заказчику, обещали заплатить, подготовили акт — направили по почте заказным письмом. Десять тысяч белорусских рублей стоит. Зато потом не будете спорить: «А был ли мальчик?...»

Нет подписанного акта или доказательств его направления — денег Вы не получите. .

 «Небольшие заимствования»

Назовет это так, ласково.

А вот этот кусок материала Вы отсняли? А это фото Вы сделали? А эту мелодию специально для Вас написали?

Очень часто в ответ на подобного рода вопросы я слышу: «Так мы это на стоке взяли! Это абсолютно нормальная практика!».

Коллеги, товарищи, граждане, поверьте мне — это ненормальная практика, если заказчик не предупрежден о том, что помимо Вашего собственного, Вы будете использовать результаты чужого интеллектуального труда. Просто поверьте на слово, потому что про нарушение исключительных прав третьих лиц на объекты авторского и смежного права можно рассказывать бесконечно.
Ликбез для элементарного понимания. Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведений, а также способа их выражения. Смежные права распространяются на исполнения, фонограммы, передачи организаций эфирного или кабельного вещания. Обращение с такого рода произведениями требует особого правого режима и специальных условий, которые следует определить, вступая в договорные отношения. Зачастую результат работы агентства не обходится без заимствований (при создании объектов могут использоваться результаты интеллектуальной деятельности, которые изначально Вам не принадлежат). В этом случае агентству рекомендуется аккумулировать всю информацию о правах третьих лиц в отношении предмета договора (включая документы по исполнению)

Помните, что в случае наличия у заказчика обоснованных сомнений в принадлежности прав агентству, заказчик имеет право обратиться с соответствующим запросом непосредственно к третьим лицам, либо в НЦИС для уточнения принадлежности прав. Более того, в судебном заседании Вы можете столкнуться с проведением технической экспертизы контрафактности результата работ. Помните, что любые произведения, срок действия исключительных прав на которые не истек, могут использоваться только с разрешения правообладателя. В противном случае вновь созданный объект будет являться контрафактным.

Результат — денег Вы не получите. А ведь бесплатно грустно работать, правда?

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: