Юридический кейс: Как av.by отстоял право называться крупнейшим отраслевым порталом

14 Февраля 2018 2095 0 Законодательство
Поделиться

Совсем недавно на беларуском рынке произошел прецедент, который можно считать примером курса на либерализацию законодательства. Интернет-ресурсу av.by удалось отстоять перед Министерством антимонопольного регулирования и торговли формулировки превосходных степеней при описании сайта. 

О том, как возникли претензии от МАРТ и как ресурсу удалось доказать свою правоту, рассказывает директор av.by Дмитрий Геранин:

oooo.plus_341 (3).png

- В начале декабря прошлого года мы получили «письмо счастья» от МАРТ по жалобе одной из беларуских компаний. В письме от нас требовалось подтвердить законность использования нескольких формулировок, которые мы применяем в описании нашего проекта. В частности, интересовали выражения:

- «крупнейший сайт объявлений о продаже автомобилей в Беларуси»,
- «входит в число наиболее посещаемых ресурсов байнета»,
- «с самой большой базой частных объявлений о продаже транспорта»,
- «крупнейший автомобильный классифайд» и т.д.

С одной стороны, мы знали, что все формулировки соответствуют действительности, с другой стояла задача убедить в этом министерство. Наше доказательство строилось на трех позициях.

1. Социологическое исследование общественного мнения, заказанное нами в МАСМИ летом 2017 года. Мы представили договор, заявку на соц. исследование и результаты опроса. Результаты исследования показывали и доказывали, что мы входим в число крупнейших автоклассифайдов Беларуси по мнению жителей, которые покупали и продавали автомобиль за последние 5 лет.

Masmi_знания.jpg

Masmi_выборка.jpg


2. Мы предоставили скрины с количеством объявлений, единовременно находящихся на ресурсах, которые вошли в топ-4 автоклассифайдов, определенных в первом пункте. Очевидное преимущество нашей базы над базами коллег по рынку позволило сказать, что у нас самая крупная база частных объявлений о продаже авто из всех, что есть в Беларуси.

av (1).jpg

43 716 объявлений на av.by

abw.jpg

34 769 объявлений на abw.by 

onliner.jpg

32 167 объявлений на автотематику на Onliner.by 

kufar.jpg

19 651 авто объявлений на Kufar.by

3. Мы представили выдержки из отчетов Gemius по рейтингу самых посещаемых ресурсов Беларуси за последние полгода, показав там наши позиции. За последние полгода наши позиции находились между 23-м и 32-м местами по популярности среди всех ресурсов страны. Этот факт позволил нам утверждать, что мы входим в число наиболее посещаемых ресурсов Байнета, а вместе с выводом из пункта два являемся крупнейшим автоклассифайдом.

Gemius_ноябрь.jpg

Источник данных #DB3, исследование gemiusAudience

Мы собрали все документы, заверили и отправили почтой. После чего я имел непродолжительный телефонный звонок со специалистом из министерства, которая уточнила непонятные детали. А уже в начале января мы получили ответ, что по указанным формулировкам нарушений не выявлено. Вечером я, конечно, опрокинул стакан за ее здоровье и за возобладание голоса разума.

Ситуацию комментирует Людмила Чекина, юрист, генеральный директор ООО «ТУТ БАЙ МЕДИА» 

oooo.plus_341 (2).png

Случай интересный и по своему опыту могу сказать, что он достаточно необычен для беларуской правоприменительной практики. Действительно, законодательство требует, чтобы при использовании в рекламе слов в превосходной степени или иных слов, создающих впечатление о преимуществе товара перед другими товарами, рекламодатель мог такие утверждения подтвердить документально.

Важно понимать, что вопрос в данном случае сложнее, нежели просто достоверность того или иного утверждения. Ваш товар или услуга могут быть объективно лучшим, торговый центр или сайт – крупнейшими, а технологии, которые вы используете, – новейшими. Тонкость в том, что доказательства в данном случае принимаются только документальные. Например, вы можете документально подтвердить площадь вашего торгового центра, но чем вы подтвердите, что все остальные меньше? 

В описанной ситуации интересно именно то, что в качестве доказательств в числе прочего были приняты данные аналитики (отчет Gemius), а также данные о количестве объявлений на конкурирующих сайтах, размещенные в сети Интернет их владельцами. Такой подход, на мой взгляд, действительно может свидетельствовать об определенном прогрессе в правоприменительной практике по данному вопросу.

Рекомендации юриста "Зубр Капитал" Ирины Глебович для маркетологов и пиарщиков 

МАРТ -  достаточно прогрессивный госорган с активной позицией. Как европейские и российские антимонопольные службы, он сфокусирован на серьезных нарушениях законодательства о конкуренции, не забывая о защите прав доверчивых потребителей. При этом, белорусский МАРТ отличается своей адекватностью и индивидуальным подходом к каждому делу (для сравнения обзор практики российского ФАС).

Маркетологам и пиарщикам мы бы посоветовали три базовых правила: 

1) не обманывать потребителей 

2) не закидывать грязью конкурентов 

3) не злоупотреблять административным ресурсом.

И мы бы порекомендовали перед тем, как кидаться звучными слоганами «лучший продукт», «крупнейший поставщик», «бесплатное подключение», «самая низкая цена», «лидер рынка», обзавестись документальными подтверждениями этих фактов, проверить честность высказываний и посоветоваться с юристами. К примеру, манящая фраза «цены на перелет от 50 белорусских рублей в любую точку планеты», может ввести потребителей в заблуждение, если крупным шрифтом не отметить, что такая цена не включает в себя тарифы и сборы, не указать конкретные направления полета и не добавить, что количество мест ограничено.

Бдительность нужно проявлять при отправке массовых рассылок с указанием «бешеных скидок», «небывалого ценопада» и т.п. Перед отправкой таких заголовков получите документальное подтверждение по количеству, ассортименту скидочного товара, включите в рассылку конкретные товары и точный размер скидок.

Часто производители автомобилей проводят провокационные акции, устраивая между собой рекламные баттлы. Например, вспомним эпизод, когда BMW сделала ход конем, разместив свой билборд BMW M3 со слоганом «Checkmate» (Шах и мат) прямо напротив щита Audi на противоположной стороне улицы.

Такие дерзкие рекламные акции привлекают много внимания в СМИ ко всем участникам «баттла», поэтому они тщательно срежиссированы менеджментом и юридическими департаментами концернов. Так сказать, «договорной матч» рекламщиков.

Перед тем как играть в рекламный баттл, не забудьте договориться с компанией-конкурентом о предстоящей акции, получить отказы от каких-либо претензий в пользу друг друга и узнать позицию антимонопольного органа о последствиях вашей «рекламной войны» для рынка и потребителей. Озаботьтесь заранее, чтобы в вашей «рекламной войне» никто не пострадал. 

Некоторые компании позволяют себе некорректное сравнение рекламируемого товара с товаром конкурентов, публикацию недостоверных сведений о своих конкурентах. Нам видится, что такой подход маркетологи и пиарщики могут допустить только, когда их креативность иссякла. Если вы собираетесь ударить конкурента ниже пояса через свою рекламу, обзаведитесь документальным подтверждением заявленных фактов и будьте готовы к иску о распространении сведений, порочащих конкурентов.

Наш подход к рекламным акциям достаточно строг, т.к. «слово – не воробей». Маркетологи работают согласно внутренним политикам (ключевой постулат – докажи и подтверди, что твое заверение – факт), пресс-релизы, рекламные баннеры визируются у юристов перед их распространением, у компаний есть стратегия по охране IP. Мы также всегда резервируем ресурсы на защиту своих интересов от нападок недобросовестных игроков – есть команды внешних юристов, с сильной экспертизой по делам о конкуренции, IP, которые закрывают непредвиденные или сложные вопросы. Рекомендуем, что-то подобное делать всем, особенно молодым компаниям.

Диаграммы и цифры в статье приведены на дату 18.12.2017 г

Поделиться
Обсуждение:
Читайте также: