Почему к минскому ГУМу в СССР интерес покупателей был наголову выше, чем сегодня к Galleria Minsk

Поделиться

Флагманским торговым объектом Минска (да и всей Беларуси) в советское время был ГУМ. Несмотря на то, что в стране  был дефицит, и любые товары разлетались как горячие пирожки, магазин не ленился применять инструменты маркетинга - креативное оформление витрин, рекламу в прессе, дизайнерский интерьер, единую униформу продавцов...

В редакцию Marketing.by попала книга Сергея Крапивина и Ильи Курцова "Минский ГУМ: история и современность", из которой мы выбрали наиболее интересные моменты продвижения магазина.

«Намоленное» для торговли место

В 1933 году Совнарком СССР принял решение о создании первых трех образцовых советских универсальных магазинов, напрямую подчиненных особому главку Наркомата внутренней торговли СССР. По одному универмагу планировалось открыть в Москве, Ленинграде и Харькове. Они были призваны стать витринами социализма, демонстрировать достижения народного хозяйства в области производства товаров и организации массовой торговли.

В Минске в конце 1933 года нарком А. Микоян одобрил инициативу беларуских коллег, дав согласие на организацию в республике «Первого образцового государственного универсального магазина».

Для большого и абсолютно настоящего ГУМа помещение в Минске подбиралось ответственно. Было выбрано монументальное здание бывшего Польского банка на углу Советской и Комсомольской улиц (нынешнее пересечение проспекта Независимости и Комсомольской, приблизительно там, где угол здания КГБ).

Здесь еще до революции место по торговле, сервису и развлечениям было бойкое: работали гостиницы «Старо-Берлин» и «Ново-Московская», ресторан «Фриц», магазин хазтоваров А.И. Кагана, аптека С.С. Гутовского, функционировал гранд электро-театр (кинотеатр) "Модерн", гастрономический рыбный магазины Я.И. Гоушки, магазин С. Хабровского с оружием, оптикой и электротехникой.

img-28180729-001_cr.jpg

img-28180729-002_cr.jpg 

Открытие ГУМА

ГУМ в Минске торжественно открылся 28 мая 1934 года. Понятно, что об этом событии написали крупные порталы газеты страны.

img-28180729-007_cr.jpg

Почитайте отрывок из репортажа с открытия от журналистов газеты «Звязда» С. Галкина и И. Турецкого - в принципе, все также, как и при открытии современных ТЦ: ажиотаж покупателей, присутствие официальных лиц и небольшие косяки-недоделки:

«Поднялись шторы шести красивых витрин. Государственный универмаг широко раскрыл входные двери.

Поток покупателей стремительно двинулся в магазин, быстро заполнил его многочисленные залы.

В универмаге светло, чисто, уютно. Справочное бюро у входа приветливо указывает адрес нужного отдела.

Работники прилавка одеты в одинаковую форму с небольшим значком “ГУМ”.

В магазине богатый выбор и разнообразный ассортимент товаров. Эмалированная и стеклянная посуда. Фарфоровые сервизы. Фото- и радиоаппаратура. Музыкальный инструмент. Трикотаж и белье. Мужская и женская одежда. Красивая обувь.

На втором этаже сверкает хорошо оборудованный так называемый “Детский мир”. Тут все для детей: куклы, игрушки, белье, обувь, головные уборы. Рядом — уголок матери и ребенка: за круглым столиком дети забавляются купленными подарками.

Третий этаж... В мануфактурном отделе можно купить самый простенький ситец, можно купить и самый дорогой шелк. Богатейший выбор хлопчатобумажных изделий.

В центре зала — витрины готовой одежды, галантереи, обуви. Красивые электролампы множатся в многочисленных зеркалах.

Отдел обуви и готовой одежды. Нет обычных широких прилавков. Покупателям предлагается сесть. Вокруг — диваны и кресла.

Почти каждый отдел имеет свою кассу и специальный контроль покупок. Упакованный товар, перевязанный шпагатом, приветливо передается покупателю.

Телефон, радио, кафе-ресторан — все к вашим услугам.

Радиорупор сообщает:

— Прибыла партия велосипедов!

Самое волнующее сообщение! Люди прислушиваются: хочется быстрее приобрести себе машину.

За первые пять часов торговли оборот Универмага составил около 80.000 рублей. Магазин посетило свыше 10 тысяч человек. (Население Минска в 1933 г. составляло 180 тысяч человек) Большой спрос был на мануфактуру, трикотаж, готовую одежду, хозяйственную посуду и др. вещи.

Магазин посетили секретарь ЦК КП(б)Б тов. Гикало, председатель ЦИК тов. Червяков, председатель СНК тов. Голодед, президент Белорусской Академии наук тов. Горин и другие члены Бюро ЦК КП(б)Б и правительства БССР, которые подробно знакомились с постановкой работы универмага.

Магазин будет открыт ежедневно от 10 часов утра до 8 вечера.

Товаров уже завезено на 4 млн. рублей. Каждый день будет в продаже полный количественный и качественный ассортимент.

Нельзя обойти те недостатки, которые выявились уже в первый день работы магазина. В отделах обуви, готовой одежды не были вывешены цены. В мануфактурном отделе большой беспорядок и суета.

Недостатки первого дня должны быть учтены дирекцией универмага в дальнейшей работе».

Как рекламировался ГУМ

С нативкой в те годы были сложновато, потэому ГУМа активно в 1937-1939 годах размещал рекламные объявления в газетах

img-28181202-001_cr.jpg

img-28181423-001_cr.jpg

img-28181423-002_cr.jpg

img-28181423-003_cr.jpg

img-28181423-004_cr.jpg

Но как таковая реклама ГУМу и не была нужна - товары расхватывали молниеносно. Вот, например, рассказ одной старой жительницы города Жлобина Матрены Ивановны Чернявской о том, как она летом 1939 года она собрала семейные сбережения и поехала в Минск за покупками. В отличие от райцентровских магазинов, где было хоть шаром покати, столичный ГУМ представлялся просто сказкой.

С вокзала Матрена отправилась занимать очередь перед универмагом. Делать это нужно было с вечера — на следующее утро. Так, чтобы в первой сотне покупателей прорваться к прилавкам, когда отворят двери. Сами люди выбирали «десятников» из числа крепких мужчин, которые за какой-то там магарыч должны были «трымаць» очередь. Ночь предстояло провести на улице, но вот беда: милиция не разрешала устраивать табор на тротуаре Советской перед ГУМом. Люди прятались в подворотнях, разбредались по окрестным дворам и скверам. А уже часов с шести утра возле подъезда универмага собиралась плотная масса.

В первый раз Матрене удалось отхватить зимнее женское пальто. А ровно через сутки, снова промаявшись ночь в чьем-то чужом дворе, добыла в ГУМе плюшевый жакет.

Как правильно презентовать вышиванку

Интересно, что у продавцов ГУМа были пособия, в которых рассказывалось, как правильно показать товар покупателю.

img-28183013-001_cr.jpg

Из пособия для продавцов: «...Кашне рекомендуется показывать покупателю в том виде, в каком оно будет находиться при использовании его покупателем. Для этого продавец надевает кашне на себя, оборачивает его вокруг шеи, забрасывая один конец за спину или же завязывая кашне спереди. Чтобы покупатель мог лучше видеть кашне и сравнивать один рисунок с другим, кашне можно показывать, набрасывая на плечи два различных образца... После того как покупатель остановит свой выбор на определенном фасоне и расцветке перчаток, ему нужно показать, как будет выглядеть перчатка на руке. Ее обычно надевают на четыре пальца правой руки (большой палец прижимается к ладони), каждый палец перчатки натягивается двумя пальцами левой руки. Если перчатка застегивается кнопкой, следует застегнуть и расстегнуть ее несколько раз, чтобы покупатель имел возможность убедиться в хорошем качестве застежки».

img-28183013-002_cr.jpg

Из послевоенного пособия для продавцов: «Косоворотку, украинку, гуцулку хорошо показать, продвинув в горловину сорочки руку до широкой части кисти; сорочку с пристяжными воротниками показывают с приложенными воротниками и вынутыми изнутри манжетами».

Открытие послевоенного ГУМа

Во время войны старое здание ГУМа было разрушено, и новый ГУМ немного сместили в сторону по проспекту. 

Открылся магазин в октябре 1951 года, и сделано все было по-богатому: торговое оборудование было выполнено из ценных пород дерева; для каждого из трех этажей - своя порода. На первом этаже - каменный мозаичный пол, на остальных этажах - пол паркетный. На потолках - люстры, в которых уже тогда были установлены лампы дневного света (впервые в Минске).

img-28183013-003_cr.jpg

img-28183013-004_cr.jpg

img-28183013-005_cr.jpg

img-28183013-006_cr.jpg


Первая интерактивная витрина

Это сейчас покупатели уже сложно чем-то увидивить. В 50-х годах информационного шума было не так много, и потому можно было поставить телевизор в витрину и получить вау-эффект. Вот что вспоминает бывший работник ГУМа Александр Дубовик:

"Летом 1955 года, насколько знаю, была сдана под пробную эксплуатацию первая очередь Минского телецентра, уже стояла передающая вышка возле Круглой площади. И тогда же в ГУМ завезли первую партию телевизионных приемников марки «Беларусь».

Представители Минского радиозавода поначалу не были озабочены объемами продаж, а просто стремились широко показать, что есть такой товар народного потребления — «кино по радио». ...Телевизоры «Беларусь» поместили в витрину ГУМа. Периодически я включал аппараты — чтобы просто показать, как светится экран. Случалось, что пробивался какой-то радиосигнал, но покупателей поначалу не было - люди уже хорошо знали радиолу «Минск-Р-7», однако свойства телевизоров наглядно не представляли.

В январе 1956 года начались регулярные передачи. Когда на экранах появилось движущееся изображение, то в секции радиотоваров Минского ГУМа началось столпотворение. Сотни людей стояли плечом к плечу, и невозможно было пройти.

Тогда мы с заведующей секцией Валентиной Ивановной Пугачевой обратились к директору с предложением выставить работающие телевизоры в витрину. Вывели с электриком наружу, на проспект Сталина, отдельный динамик, и теперь толпа запруживала тротуар. В экскурсиях по городу работающий в витрине ГУМа телевизор был первым объектом интереса, и говорят, что приезжие люди шли сюда прямиком с вокзала.

Случалось, изображение на экране телеприемника сбивалось. Тогда с проспекта приходила делегация зрителей и просила: «Товарищ продавец, настройте, пожалуйста, аппарат». Я шел в витрину и на радость толпе крутил ручки. И так было несколько первых месяцев, пока народ не привык".

img-28183013-007_cr.jpg

Как выглядели витрины и торговые залы ГУМа в различные годы

1951 год:

img-28183013-008_cr.jpg

img-28183013-008_cr2.jpg

1958 год, секция радиотоваров:

img-28183013-008_cr3.jpg

1962 год, секция детских игрушек:

img-28183013-009_cr.jpg

1962 год, секция радиотоваров:

img-28183013-009_cr2.jpg

1972 год, праздничное оформление интерьера к 50-летию образования СССР:

img-28183407-001_cr2.jpg

1969 год, оформление витрины:

img-28183407-002_cr2.jpg

1972 год:

img-28183728-001_cr.jpg

img-28183728-001_cr2.jpg

2001 год:

img-28183728-002_cr.jpg

img-28183728-002_cr2.jpg

Поделиться
Обсуждение:
Читайте также: