Как выставить и успешно продавать авторское фото в Беларуси? Личный опыт рекламиста Дмитрия Вайновского

29 Ноября 2018 1912 0 Творчество
Поделиться

Фотография, как и любое другое произведение искусства, может быть продана. Не только увлеченным творческим гикам. Но и корпоративным клиентам. «Да ладно, - скажете вы, - фотографируют сегодня все, ежедневно пополняя Instagram миллионами снимков. Неужели на фото, как искусстве, можно заработать?» Смотря какое фото, но да, можно, и да, в Минске.

Недавно показательный пример подал Дмитрий Вайновский, рекламист, директор креативной компании. Он представил выставку своих работ в жанре стрит-фото на трехдневной фото ярмарке Minsk Photo Days во Дворце искусств.  

Для Дмитрия  это был эксперимент над собой, своеобразный вызов. Фотограф-любитель, он наблюдает за городской средой и снимает моменты, которые его занимают. Несмотря на «молодость» в фотосъемке и первую выставку «в реале», несколько работ Вайновского были проданы прямо с экспозиции. В том числе, потому, что он понимал, как позиционировать свой творческий продукт.

3F0A9043.jpg

О чем выставка

Экспозицию под названием a.k.a.лiчнасцi  составили 24 работы, выбранные и изложенные в определённой последовательности куратором Аленой Пратасевич. Коммуникационное оформление выполнила фотокритик Ольга Бубич.

Дмитрий Вайновский называет свои снимки «фотографическими экзистенциальными изысканиями», наблюдениями за городом и его эстетикой.

- Городская эстетика понятие очень широкое. У каждого она своя. Для меня –  это нечто завораживающее, нестандартное, новое. Или соединение разных по своей природе вещей. Например, чего мне не хватает в Минске, и что я люблю в ряде европейских городов –  сочетание нового и старого города. Не как отдельных территорий, а как объединения символов, предметов, городских жителей, которые вписываются или не вписываются в эту среду.

Мне важно, чтобы фото было актуальным.  Создавало ощущение диалога, современного контекста, коммуникации со зрителем. Такие снимки получают  очень разную и любопытную интерпретацию сюжета. Так, в выставке участвовало фото, в котором в свете последних трендов в обществе можно усмотреть и сексизм – о чем я даже спросил в Facebook у представительниц гендерных организаций.

b12.jpg

У меня также есть отдельные фотографии, которые мягко иронизируют над социокультурным феноменом брендов.

b8.png

Мой ориентир – европейская стрит-фотография. Моя инстаграм-лента составлена из фотографов со всего мира, которые пристально изучают урбанистическую среду. Я пришел к тому, что фотография – способ исследования и обсуждения современного города. Выставка показала, что это может быть интересно и минчанам, участвующим в нынешнем урбанистическом дискурсе.

Как решиться на выставку фотографу-любителю

Выставка a.k.a.лiчнасцi была организована всего за полтора месяца, причем решение было спонтанным, а подготовка – в очень ограниченном режиме и средствах.

Арт-менеджером экспозиции выступил руководитель Союза фотографов Беларуси Сергей Михаленко.  Довольно неожиданно, что он выбрал для проекта выставки-продажи в одной из центральных локаций столицы “молодого” фотографа. Почему?

Сергей отвечает, что исходил из посыла: на фото ярмарке не должно быть избитых работ, того, что все уже видели и не раз.  Это НЕ должна быть очередная выставка, которая делается фотографами для фотографов. По словам Михаленко, сегодня в Минске нужна другая коммуникация, экшн-акция. Особенно если нужно, чтобы это продавалось.

- У меня в голове сложился пазл, я понял, что это будет Дмитрий Вайновский. За его фото в Instagram я давно наблюдал и четко увидел, как эти снимки будут смотреться на стене  в большом формате. Кроме того, я понимал, что автор привлечет определенную целевую аудиторию. Именно ту, которая готова принять фото, как предмет искусства, важный элемент трендового интерьера.

Дмитрий, в свою очередь, на предложение о выставке хотел спеть традиционную беларускую песню, что у нас нет рынка, незачем все это делать.

- Я остановился и спросил себя: хочу личного роста? Движения вперед, выхода из зоны комфорта? Да. – ответил себе и Сергею тоже. Через полтора месяца у меня происходит выставка. Не этого ли хочет любой начинающий фотограф? Не говорю, что принять решение о выставке просто. Работа с куратором, подготовка, оформление, печать, доставка. А еще – готовность к оценке  твоих работ…Но это реализуемо и того стоит.

3F0A9469.jpg

Фото Сергея Михаленко

Выставка как продукт, у которого своя ЦА

Дмитрий Вайновский, как рекламист, хорошо понимает, что фото – это продукт. Один из факторов успеха любого продукта – понять, к кому ты обращаешься, кого потенциально заинтересует тема фото.

Экспозиция a.k.a.лiчнасцi ориентирована на креативный класс, который осознает роль городского пространства, как часть их жизни. Это поколение, которое беспокоит, где они живут, какова урбанистическая среда, как она меняется.

В итоге на выставку пришли люди, на которых организаторы и рассчитывали. Они обсуждали снимки, останавливались на определенных работах. На фоне фотографий даже делали селфи и выкладывали их в сторис со ссылкой автору.

- Если честно, такая реакция – просто фантастика, это мило, смешно, иронично. Это все обратная связь. Во что всматриваются. Что цепляет, -   резюмирует Дмитрий Вайновский свои впечатления.

Любопытно, что среди посетителей выставки и людей, которые заинтересовались работами Дмитрия, оказались дизайнеры. Они работают над современными городскими интерьерами квартир и офисов.

Так, дизайнер интерьеров Вера Прохорова обратила внимание на несколько снимков  и решила вписать их в разрабатываемый для заказчика интерьер гостиной.

3F0A9690.jpg

Фото Сергея Михаленко

Декоратор Полина Сей отобрала несколько работ, как пример включения фотографий в офисное пространство. Правильно подобранные к интерьеру, они преобразили помещение, сделав его живым и актуальным.

DSC04768 .jpg

Фото И. Насветникова

Среди тех, кто приобрел фото в частном порядке – директор по маркетингу компании МакДональдс в Беларуси Влад Рыжиков. 

3F0A9211.jpg

Фото Сергея Михаленко

Другой покупатель – учредитель hardware&software engineering компании “Hackspace” Дмитрий Броновицкий.

3F0A9441.jpg

Фото Сергея Михаленко

Кстати, средства от продажи идут на издание Альманаха беларуской фотографии, которого пока в Беларуси не существует. В соседней Литве, например, подобные альманахи выходят каждый год. Фотографии Дмитрия по-прежнему продаются, их можно приобрести  и внести свой вклад в издание альманаха.

Откуда берется цена на фото 

Вопрос, который, пожалуй, более всего волнует людей. На устоявшихся рынках есть правила формирования цен. В нашей стране с этим сложнее…

- Формирование цены может стартовать как  от себестоимости, так и от того момента, когда фото оценивается как произведение искусства. Вопрос также в имени.  Но самое простое правило: если фото продается за эту стоимость, значит оно столько и стоит. Если есть покупатель, который купит фото за тысячу долларов, значит это его цена, - рассказывает тонкости Сергей Михаленко.

При первых продажах фотографы часто устанавливают цены не намного выше себестоимости. Вот у Дмитрия пока нет имени в фотографии, ранее не было выставок, он не соответствует стереотипному образу фотографа. Но мы отталкивались, что меньше ста долларов работа такого формата и качества стоить не может.

Цена увеличивается с течением времени, с повышением известности и популярности автора. Также цена может меняться на какие-то отдельные работы, когда у них появляется собственная история: фотография попадает в коллекцию, выставляется на статусных площадках (галереи, аукционы и т.д.). А начинать надо с того, что перевести цифровое фото в физический объект – фотографию на бумаге.

Причем она должна быть напечатана профессиональным методом, по Fine Art стандартам, чтобы ее приняли коллекционеры и галереи. Говоря простыми словами – это качественная печать, сохранность которой гарантируется более 100 лет изготовителем бумаги и чернил.

Завершает процесс создание авторского отпечатка. Подпись автора - важна, без нее ценность напечатанного фото всегда остается на уровне себестоимости материалов.

Большое значение имеет тираж. Открытый тираж исключает уникальность фотографии, автор может напечатать любое количество экземпляров одного снимка. А можно сделать фиксированный тираж - напечатать 3-5 экземпляров одного фото и все. Первый отпечаток продается за сто долларов, второй уже за тысячу и т.д. Работает принцип эксклюзивности.

Как продвигали экспозицию

Успех выставки часто зависит от шумихи в прессе. Или в постах у лидеров мнений. Что сделали авторы проекта, чтобы привлечь внимание публики?

Дмитрий Вайновский утверждает, что больше всего эффекта принесли личные связи и знакомства. Полномасштабной кампании не разворачивали. Хотя некоторые посты в медиа были, в том числе,  статья и анонс на Ситидоге.

- Я старался соизмерять объем информации, которая выходит в эфир. Положа руку на сердце – пока не имею состоявшегося имени в фотографии, в этом смысле я "молод", выставка всего три дня. Надо быть реалистом – не нагнетать. Когда ты делаешь свою первую экспозицию, не надо увлекаться личным пиаром. Пусть будет скромно, но честно. Даже открытия не было с шампанским и цветами, - смеется Дмитрий.

3F0A9454.jpg

Фото Сергея Михаленко

В Минске сделают выставку стрит-фотографов, и вот советы для тех, кто решится на участие

Союз фотографов Беларуси планирует проведение в будущем году фестиваля стрит-фотографии. Сергей Михаленко считает, что в Минске немало людей, у которых есть, что показать.

Дмитрий Вайновский в свою очередь призывает:

- Не бойтесь развиртуалиться. Постить фото в Instagram и получать лайки, это приятно.  Выходить «наружу» страшно. Instagram - крутой инструмент, он многое изменил и сейчас дает пробиться частному фотографу к огромной аудитории. Но получить живой выставочный опыт – очень ценно.  

Для тех, кто планирует свою первую выставку, несколько рекомендаций. Вот что советует Вайновский, получив личный опыт:

Важно для кого. Понимай, кто твоя аудитория, у кого твои работы найдут отклик. Выставка – это получение обратной связи с сообществом.

Важно с кем. Нужно собирать команду. Сидеть и ждать, когда тебя заметят и вытянут, не эффективно. Нужно проявлять инициативу и самому искать людей в профессиональном сообществе.

Важно доверять. Скорее всего, у тебя нет огромных средств, чтобы оплатить услуги команды. Поэтому замени это любовью, доверием, энтузиазмом. Найди единомышленников и не капризничай.

Важно быть понятным. Говорить с людьми, создавать описание работ, объяснять. Чтобы твои идеи ретранслировались. Непонятная коммуникация не выстраивается. Она пугает. Она не созидательна. Не надо становиться в позицию «я очень умный и не понят».

Важно продолжать диалог. Твоя коммуникация и идеи должны работать дальше. Вот твоя выставка закончилась. Но если ты попал в некий актуальный дискурс, работы продолжают жить.

Сергей Михаленко, как арт-менеджер рекомендует:

Быть цельным. Чтобы открыв ваш Instagram, можно было увидеть автора, его стиль, сильные стороны. Так, Дмитрий Вайновский был выбран именно потому, что у него было не чуть-чуть всего, а одна конкретная тема.

Если хочешь добиться чего-то – делай. Переходи от слов к пониманию цели и действию. Хочешь выставку - берись за нее.

Если начинаешь делать – делай хорошо. С теми, с кем надо и с пониманием результата.

Осознай, что процесс производства 20%,  остальное маркетинг. Ты фотографируешь? Здорово! Но если ты не продвигаешься, не рассказываешь о себе, все может быть неэффективно. У нас множество замечательных фотографов мирового уровня, но если я вам назову несколько имен, вы вряд ли отреагируете: да, знаю! Потому что они известны в узком кругу. Как например, фотограф Виктор Бутра, у него потрясающие снимки.

Важно объединяться в сообщество. Чтобы среда фотографов изменялась, чтобы рынок рос. Для этого у нас и создан Союз фотографов, например. Есть такая африканская поговорка:  хочешь идти быстрее – иди один. Хочешь дойти дальше – идите вместе.




Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: