Бренд на всю стену: Кто тратится на рекламные муралы в Беларуси и какие расценки у ходожников

Поделиться

Реклама на стенах домов в виде так называемых муралов, вручную нарисованных художниками, для Беларуси все еще экзотика. Прецедентов крайне мало, в то время как во многих странах мира рекламные муралы успели выделиться в отдельный канал. На нем специализируются команды высококлассных художников например, проект Сolossalmedia. Есть агентства, которые занимаются исключительно маркетингом уличной рекламы на стенах.  

Стрит-арт в Беларуси развивается благодаря энтузиастам, а бренды к этому направлению только присматриваются.

marketing.by собрал примеры иностранных и беларуских муралов и получил комментарии людей, вовлеченных в процесс их создания. Так, художник Митя Писляк и руководитель проекта Signal Олег Ларичев рассказали, сколько стоит это удовольствие и где зарыта "собака проблем". 

Вот несколько ярких иностранных примеров, когда бренды потратились не на огромные баннеры, а профинансировали работу уличных художников:

001-contemporary-art-daniel-arsham.jpg

M130_CocaColaComplete2-HR-1-of-5-1110x707.jpg

StellaMural2.jpg

B212_BacardiCompleteNight-HR-17-of-9-900x600.jpg

B198_GivenchyFinal-HR-9.jpg

А что в Беларуси? Marketing.by собрал наших первых "ласточек" - кейсы по созданию муралов, которые связаны с брендами или организациями. 

Чапский от "Аліварыі"

При поддержке бренда «Аливария» на фасаде производственного здания МЗОР на улице Октябрьской, 16 в 2015 году в рамках второго стрит-арт-фестиваля Vulica Brasil появился портрет графа Яна Чапского, который на рубеже XIX и XX веков трижды избирался головой Минска.

Z!art4.jpg

Мурал создал лидский художник Сергей Русан.

Мартовские коты и Viber

В 2015 году  агентство PRCI.Storytellers реализовало стрит-арт проект «Мартовские коты» - при поддержке администрации Партизанского района г. Минска и государственного учреждения культуры «Творческие мастерские «Центр современных искусств». 

default__MG_5467[1].jpg

На трансформаторных будках рядом с Центральным детским парком имени Максима Горького появились изображения котов от художников Cowek, MityaPisliak, Kontraи Grapewave в поддержку художественного проекта Сергея Криштаповича «Мартовские коты».

Спасатели на стенах

Беларуское МЧС в поиске новых форматов информирования людей довольно активно использует муралы. Причем масштабные рисунки появляются в различных городах Беларуси. 

Жодино:

1-_1_novij-razmer_389903.jpg

Вилейка:

vileyka_graffiti_spasateli_mchs_sent2017.jpg

Боровляны:

IMG_20180612_160450_cr.jpg

Орша:

file_5789.jpg

Дзержинск:

_362301.jpg

Молодечно:

b5q2ll7hu50_376794.jpg

Смолевичи:

gr-10vrg.jpg

Еноты, сортирующие мусор

Полюбившиеся всем еноты из социальной рекламы по сортировке мусора увековечены не только в рекламных щитах.

34188173_1780296118657436_7081123803664744448_n.jpg

Напомним, это проект Target 99, а образы енотов созданы AIDA Pioneer Group.

Птушкі на стенах

Общественная организация "Ахова птушак бацькаўшчыны" подарила птиц жителям разных городов. Например, вот такие муралы были нарисованы в Минске:

Z!art15.jpg 

1.JPG

А вот муралы в Воложине:

IMG_1662_0.jpg

зимородок 2.jpg

И в Ивенце:

7(11).JPG

Marketing.by поговорил с людьми, которые имеют опыт создания муралов в Беларуси: нас интересовало, насколько бренды интересует этот формат продвижения в нашей стране, а также о трудностях по реалзиации подобных проектов.

Ольга Ковригина, менеджер по корпоративным коммуникациям компании "Аліварыя": Мы хотим напомнить, что живем в европейском сообществе

940_oooo.plus.png

- В рамках своей культурной деятельности "Аливария" создает уникальный образ одного из основателей завода, который стал настоящим символом бренда - графа Чапского. Увековечить фигуру известного городского головы решили необычным способом: в рамках второго беларуско-бразильского street art фестиваля VULICA BRASIL на одной из стен на улице Октябрьской появился граффити-портрет графа Чапского.

О прямом продвижении бренда здесь не совсем корректно говорить. "Аливария" стремится создавать ценность для общества, давать потребителям впечатления, эмоции, опыт взаимодействия с брендом. Существенно для нас и то, что мы поддерживаем беларускую культуру, язык и традиции. Чапский — представитель известного рода, который берет начало в Германии, является носителем европейскости. История — это не только фольклор, мы хотим напомнить, что живем в европейском сообществе.

Митя Писляк, художник: Запросы на муралы от брендов приходят не так часто, хотя все зависит от уровня художника

871_oooo.plus.png

-  Если нет опыта работы на улице на больших площадях, то сложности очевидные, но это только в первые разы: перенос рисунка на стену, сохранив необходимые пропорции при увеличении масштаба, погодные условия, высота (одно дело рисовать на пятиметровой высоте, и совсем другое - на 25-и метрах, где оплошность может стоить жизни. Это по-настоящему страшно)

Запросы на муралы от брендов приходят не так часто, хотя все зависит от уровня художника. Есть ребята, которые рисуют круглый год - в том числе и для крупных брендов. У нас это только начинает набирать популярность, в том числе из за сложностей с согласованием рисунков с управляющими органами.

И еще одна неочевидная сложность в работе, это то, как люди относятся с нашей профессии: я постоянно сталкиваюсь с тем, что люди думают: раз ты занимаешься любимым делом, значит будешь готов сделать рисунок бесплатно или за символическую оплату. Да, порой так и происходит но не стоит забывать, что если у художника не будет достойной оплаты его времени, ему придется устроиться на завод и забыть про рисование. Думаю от этого потеряют и те и другие :) А вообще стоимость коммерческого рисунка на фасаде - около 50$ за кв.м.

Олег Ларичев, руководитель Signal Project: Я не вельмі падтрымліваю камерцыялізацыю муралізма

1971_oooo.plus.png

- Калі да нас і паступаюць запыты на стварэнне муралаў ад кампаній, то яны досыць прымітыўныя - у стылі "намаляваць сімволіку брэнда".

Каб мурал адначасова быў і ўпрыгожаннем горада, і рэкламаваў бізнес, яго трэба пазіцыянаваць як сацыяльны праект і не навязваць наўпроставую рэкляму у сюжэт мурала. Праз СМІ і праз народную пагалоску разнясецца, хто зрабіў добрае гораду. Ну і плбс нвялікая шыльда з інфармацыяй пра аўтара, ідэю - з пазнакай спонсара. Прыблізныя кошты на стварэнне муралаў можна паглядзець тут - mustact.by. І гэта без ганарараў.

А калі шчыра, я не вельмі падтрымліваю камерцыялізацыю муралізма. У 99.9% выпадках атрымліваецца камерцыйны шлак - такія працы не патрапляюць у міжнародныя агляды і сур'езныя выданні. Менавіта непісьменны і грубы падыход прыводзіць да таго, што напрыклад, Масква засрана "ура патрыятычнымі " роспісамі і яскрава рэклямнымі постэрамі-мураламі без мастацкага складніка. Ці возьмем менскі прыклад - мурал "Масква-Мінск".

Мне падаецца, што калі ўжо брэнд хоча працаваць з муралістамі, то трэба пачынаць з вызначэньня тых каштоўнасцяў-меседжаў, каторыя кампанія хоча данесьці. Пасля ўважліва падбіраць тых мастакоў, чый аўтарскі стыль/ідэалогія больш-меньш пасуюць гэтаму.

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: