Юристы рассказали, чего ожидать беларускому бизнесу от изменений законодательства в 2019 году

9 Января 2019 4568 0 Бизнес
Поделиться

В наступившем году запланирован ряд изменений в действующее законодательство, которые могут изменить привычные правила ведения бизнеса, и, соответственно, их необходимо будет принять во внимание при осуществлении предпринимательской деятельности. Настоящий обзор подготовлен коммерческой практикой SBH Law Offices.


Гражданский кодекс: заключение договоров по-новому

В феврале 2019 года вступят в силу изменения в Гражданский кодекс в части порядка совершения сделок в письменной форме, что позволит заключать договоры не только путем собственноручного их подписания каждой из сторон, но и путем подписания с использованием средств связи и иных технических средств, компьютерных программ, информационных систем или информационных сетей, если такой способ подписания позволяет достоверно установить, что соответствующий текстовый документ подписан лицом или лицами, совершающими сделку.

Налоговый кодекс: новая редакция и новые нормы

С 1 января 2019 года излагается в новой редакции Налоговый кодекс. В числе наиболее значимых для бизнеса можно отметить следующие изменения:

- Сроки для зачета и возврата налогов увеличиваются с 3 до 5 лет.

- Ограничивается размер пеней, начисляемых за неуплату налога: размер пени не будет превышать размер налогового обязательства (сейчас размер пени не ограничен и по факту может превышать сумму неуплаченного налога в несколько раз).

- Устанавливается возможность уплаты сумм налогов за счет средств дебитора-должника индивидуального предпринимателя. Ранее такая возможность была только в отношении юридических лиц.

- Для иностранных компаний, оказывающих для физических лиц на территории Беларуси услуги в электронной форме, вводится обязанность ведения специального налогового и бухгалтерского учета по деятельности на территории Беларуси.

- Для белорусских организаций вводится обязанность предоставлять в налоговые органы сведения не только об открытии счетов в иностранных государствах, но и отчетность о движении денежных средств по этим счетам.

- Размер инвестиционного вычета для организаций-налогоплательщиков налога на прибыль увеличивается в полтора раза.

- Предусматривается снижение ставки налога на прибыль в отношении дивидендов, выплачиваемых за счет нераспределенной прибыли: в течение трех лет – до 6%, в течение пяти лет – до 0%.

- Вводятся нормируемые затраты для целей налога на прибыль, которые могут учитываться в составе затрат в сумме не более 1% от выручки с учетом НДС за предыдущий год;

- контролю ТЦО (трансфертное ценообразование) будут подлежать сделки с взаимозависимыми лицами или с организациями (индивидуальными предпринимателями), применяющими особые режимы налогообложения. Кроме того, исключено 20%-ное отклонение от рыночных цен, что соответствует международным подходам.

- С 1 января 2019 года крупные плательщики смогут заключать с Министерством по налогам и сборам соглашения о ценообразовании (продолжительностью до трех лет), в котором применительно к контролируемой сделке будет согласовываться методика определения рыночной цены.

Указ №488: реинкарнация в Налоговом кодексе

Нормы отменяемого Указа №488 включены в Налоговый кодекс (пп. 1.16 п. 1 ст. 22 и 33 НК), при этом основания для доначисления сумм налогов расширяются. В частности, суммы налога могут быть доначислены не только при признании первичного учетного документа не имеющим юридической силы (как это было в Указе №488), но и по факту направленности операции на уклонение от уплаты налогов (неуплату/неполную уплату, необоснованный зачет/возврат налогов). Вывод о направленности операции будет делаться налоговым органом в ходе проверки и может быть оспорен налогоплательщиком в судебном порядке.

Правила проведения валютных операций: без разрешения Нацбанка

С 1 марта 2019 года будут изменены правила проведения валютных операций. Валютные операции, которые ранее могли совершаться только с разрешения Национального банка, будут совершаться в регистрационном порядке без необходимости предварительного получение разрешения. При этом регистрации будут подлежать все займы, привлекаемые резидентом от нерезидентов независимо от условий договора займа.


Закон «Об инвестициях»: защита инвестора

В 2019 году возможно изменение Закона Республики Беларусь «Об инвестициях» с целью определения размера компенсации, подлежащего выплате инвестору в случае национализации или реквизиции имущества, являющегося инвестициями или образуемого в результате осуществления инвестиций. Вносимые изменения направлены на защиту прав инвестора при заключении инвестиционного договора и в ходе его исполнения.

Закон «Об авторском праве и смежных правах»

В 2019 году возможно изменение Закона «Об авторском праве и смежных правах». Может быть скорректирован порядок заключения и исполнения лицензионных договоров на объекты авторского права (в том числе программное обеспечение), в том числе на условиях открытых лицензий. Изменения будут способствовать развитию IT-отрасли, но потребуют от IT-компаний выработки политик, определяющих правила работы с открытыми лицензиями, и их использование при разработке собственных продуктов.

Закон «Об охране труда»

В 2019 году планируются изменения в Закон Республики Беларусь «Об охране труда», в том числе введение государственной экспертизы условий труда, расширение положений об обучении, стажировке, инструктажу и проверке знаний по вопросам охраны труда. Планируемые изменения направлены на сокращение контрольных полномочий органов государственной экспертизы, часть функций в сфере охраны труда относится к исключительной компетенции нанимателя (реализуются нанимателем самостоятельно). Планируется разрешить в отдельных случаях выдавать заключения для принятия работодателями решений о применении труда женщин на работах, включенных в список тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых в настоящее время запрещено применение труда женщин (могут разрешить применять женский труд). Планируется исключить обязанность нанимателя содействовать в обучении лиц, уполномоченных на охрану труда в организации (это становится персональной обязанностью соответствующих лиц), при этом проверку знаний осуществляет наниматель.

Кодекс об административных правонарушениях: незаконный аудит

В 2019 году планируются изменения в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. Так, будут внесены изменения в статью 12.31 КоАП, устанавливающую ответственность за уклонение от обязательного аудита. Должностные лица органов Министерства финансов Республики Беларусь и финансовых управлений (отделов) местных исполнительных и распорядительных органов наделяются правом составления протоколов об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.7 КоАП «Незаконная предпринимательская деятельность», поскольку в соответствии с проектом Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» осуществление аудиторской деятельности юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, не включенным в Государственный реестр аудиторских организаций, аудиторов - индивидуальных предпринимателей, будет являться незаконным.

 Уголовный кодекс: клевета, взятки и выманивание кредитов

20 декабря 2018 года одобрен проект закона о внесении изменений в Уголовный кодекс Республики Беларусь и Уголовно-процессуальный Кодекс Республики Беларусь. В соответствии с планируемыми изменениями ужесточается уголовная ответственность за клевету и оскорбление, в том числе за совершение таких действий в глобальной компьютерной сети Интернет. В части привлечения к уголовной ответственности в связи с совершением преступлений против собственности (кража, мошенничество, хищение) предусматривается замена конфискации имущества на штраф. Изменяется формулировка статьи 237 УК РБ с «Выманивание кредита или субсидии» на «Незаконное получение кредита или субсидии», при этом к ответственности индивидуальный предприниматель или должностное лицо юридического лица будет привлекаться только при условии фактического получения кредита или субсидии по заведомо ложным документам.

Уточняется ответственность за совершение деяния, квалифицируемого как служебная халатность (ст.428). Получением взятки (ст.430) будет считаться принятие должностным лицом материальных ценностей либо приобретение выгод имущественного характера для себя или для третьих лиц (в том числе если такие материальные ценности передаются, а выгоды имущественного характера предоставляются третьим лицам в качестве вознаграждения должностного лица), при этом конфискация заменена на штраф.

К Уголовно-процессуальному Кодексу предусматривается введение Приложения, которым устанавливается перечень имущества, на которое не может быть наложен арест в целях обеспечения возмещения ущерба (вреда), причиненного преступлением, взыскания дохода, полученного преступным путем, гражданского иска, других имущественных взысканий. В частности, предусматривается исключение наложения ареста на жилые дома, в которых постоянно проживает лицо, на имущество которого налагается арест, и его семья; земельные участки, на которых расположены дом и хозяйственные постройки.

   Таким образом, в 2019 году сохранится направленность на упрощение правил ведения бизнеса и защиты его интересов, а также совершенствование законодательства с целью максимального использования IT для развития предпринимательства и экономики страны.

Поделиться
Обсуждение:
Читайте также: