На чем экономили и на что тратили беларусы в третьем квартале 2018 года. Исследование Nielsen

Поделиться

Индекс потребительского доверия в Беларуси в третьем квартале 2018 года остался на уровне второго квартала, составив 67 пунктов. При этом Беларусь переместилась с шестого на четвертое место среди наиболее пессимистично настроенных стран в мире, принимавших участие в исследовании.

1.png

Три показателя, на основе которых складывает индекс, — оценка потребителями перспектив на рынке труда, уровня финансового благополучия и готовности тратить деньги — в 3-м квартале 2018 года изменились по-разному: 

  • число белорусов, ожидающих “хороших” или “отличных” финансовых перспектив в ближайшие 12 месяцев, составляет 34% (36% во 2-м квартале 2018), 
  • 17% опрошенных сказали, что сейчас удачное время для совершения покупок (-2 п.п. ко 2-му кварталу 2018). 
  • Положительно оценивают перспективы на рынке труда в ближайшие 12 месяцев 14% опрошенных (+ 1 п.п. ко 2-му кварталу 2018).

Основным источником беспокойства для белорусов стала экономическая ситуация в стране (26%). 

На втором месте – здоровье (26%). 

По поводу роста цен на коммунальные платежи переживают 24% потребителей. 

Цены на продукты вызывают беспокойство у 21% респондентов. 

В Европе расстановка главных опасений населения немного изменилась: первое место закреплено за экономической ситуацией, здоровье – на втором месте, затем рост цен на коммунальные услуги и работа.

5.png

Число белорусов, которые считают, что экономика страны переживает кризис, незначительно снизилось в сравнении со 2-м кварталом 2018 года и составило 86%.

2.png

В 3-м квартале 2018 года 68% опрошенных продолжают экономить: большая часть планирует сократить расходы на развлечения вне дома (49%). 

На втором месте – переключение на новые бренды (47%). 

На коммунальных услугах собираются экономить 46% опрошенных, расходы на новую одежду и обновление гаджетов сокращают 45% и 38% респондентов соответственно.

3.png

Доля потребителей в Беларуси, у которых есть свободные деньги (средства, оставшиеся после совершения расходов на базовые нужды), составила 73% в 3-м квартале 2018 (-1 п.п. к предыдущему кварталу). 

В первую очередь свободные деньги тратят на новую одежду (31%, -1 п.п. ко 2-му кварталу 2018) и выплату долгов (31%, +6 п.п.), при этом больше людей стало расходовать средства на отдых вне дома (25%, +4 п.п. ко 2-му кварталу 2018) и отпуск (24%, +1 п.п.). 

Среди популярных категорий, на которые белорусы тратят свободные деньги, оказались также обустройство дома (18%, -3 п.п.) и обновление гаджетов (9%), а 24% опрошенных предпочитают сберегать свободные денежные средства (-4 п.п. относительно 2-го квартала 2018).

4.png

Напомним, что индекс потребительского доверия складывается из трех индикаторов: 

  • восприятия потребителями перспектив на рынке труда, 
  • оценки собственного финансового положения, 
  • степени готовности тратить деньги. 

Значение индекса выше 100 пунктов позволяет отнести потребителей страны к группе оптимистически настроенных, значение ниже 100 пунктов свидетельствует о преобладании пессимистически настроенных. Оптимизм или пессимизм потребителей напрямую влияет на их желание и готовность тратить деньги.

Ни один из пяти регионов, в которых проводится исследование (Азиатско-тихоокеанский, Ближний Восток и Африка, Латинская Америка, Северная Америка, Европа), в целом не показал падения, и 39 стран из 64-х показали рост индекса в третьем квартале 2018 года по сравнению со вторым кварталом. В целом, потребители стали более оптимистичны, чем год назад.

  • Глобально, оптимизм потребителей о перспективах работы и состоянии личных финансов вырос в сравнении со вторым кварталом, при этом их намерения совершать покупки остались на прежнем уровне.
  • Продолжающиеся споры о торговой политике, падающих валютах и растущих издержках и ценах, вероятно, влияют на намерения потребителей расходовать средства. Таким образом, потребители могут более благоразумно относиться к своим расходам в ближайшие месяцы.
  • В то время как реализация трехстороннего торгового соглашения между США, Мексикой и Канадой (USMCA) снижает уровень неопределенности относительно судьбы NAFTA, опасения относительно текущей эскалации торговой напряженности, особенно между Китаем и США, исчезли не полностью, а если эти опасения вырастут, то потребители потеряют уверенность в стабильности получении дохода и перспективах работы.
  • Глобально, существует несколько рынков, где потенциал потребительского рынка в ближайшие месяцы останется большим. В основном это развитые экономики, такие как США, Дания, Нидерланды, Израиль, Германия, Швейцария, Канада, Польша, Великобритания и Австралия, и развивающиеся: Индия, Вьетнам, Малайзия, Индонезия, Пакистан, Филиппины, Китай, Таиланд, ОАЭ, Саудовская Аравия и Мексика.

В целом, если мы посмотрим на регионы, в которых проводилось исследование, то индекс потребительского доверия выглядит следующим образом:

  • в Азиатско-тихоокеанском регионе он вырос до 114 пунктов (+2 п. ко 2-му кварталу 2018 года). 10 из 14-ти стран повысили свой уровень потребительского доверия в третьем квартале. Данный регион остается вторым в мире по уровню потребительского доверия и оптимизма;
  • на Ближнем Востоке и в Африке уровень доверия продолжает расти, но потребители этого региона сохраняют осторожный оптимизм. В 3-м квартале 2018 года индекс составил 95 пунктов (+2 п. ко 2-му кварталу 2018 года);
  • в Латинской Америке индекс потребительского доверия остается достаточно низким, но его значение выросло в 3-м квартале 2018 года с 86 пунктов до 90 пунктов;
  • в Северной Америке значение индекса по отношению к предыдущему кварталу не изменилось и в 3-м квартале 2018 осталось на отметке 121 пункт. Индекс данного региона по-прежнему самый высокий в мире;
  • в Европе индекс потребительского доверия также сохранил свои позиции и составил 87 пунктов.

Об исследовании

Исследование потребительского доверия The Conference Board® Global Consumer Confidence™ Survey, подготовленное в сотрудничестве с Nielsen, проводилось в мае 2018 года. Всего было опрошено более 30 тысяч потребителей онлайн из 64 стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Европы, Латинской Америки, Ближнего Востока, Африки и Северной Америки.

Выборка формировалась по половозрастным квотам для каждой страны с учетом количества пользователей Интернета в конкретной стране. Затем она была взвешена для достижения репрезентативности интернет-пользователей; максимальная погрешность выборки составляет ±0,6%. Данное исследование Nielsen основывается на поведении только тех респондентов, у которых есть доступ в Интернет. Степень его проникновения варьируется в зависимости от страны. Компания Nielsen учитывает стандарты минимальных требований к формированию выборки: минимальная степень проникновения Интернета – 60%, или 10 миллионов интернет-пользователей для включения страны в исследование. Индекс потребительского доверия для Китая был сформирован при помощи особой методологии и включал в себя опрос 2400 респондентов

Исследование глобального потребительского доверия (Global Consumer Confidence Survey) было начато в 2005 году.

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: