Лагеры, наконец, «разбавили», или Самый интересный пивной год в Беларуси

20 Января 2016 Анна Шутова marketing.by 5864 5 PR Бизнес Колумнисты
Поделиться

Подводить итоги года в пивном сегменте, как никогда, занимательно,  потому что многое на белорусском рынке случилось впервые. Крупные пивовары распробовали «фишку» варки и продвижения лимитированных партий. Импортеры ввезли десятки (!) новых сортов культовых пивоварен, лишь от названия которых у знатоков текут слюнки. Белорусский крафт  порадовал совершенно новыми продуктами и творческим подходом к их подаче.

Общими трендами для крупных пивоваров стал выпуск лимитированных партий с новыми вкусами, активная работа с блогерами и лидерами мнений, оживленные проекты в сфере КСО  и более креативные, чем ранее, презентации сортов.

крын.jpg

В 2015 году медиа даже слегка содрогнулись от числа позитивных инфоповодов со стороны ОАО «Криница».  Завод продемонстрировал новый уровень работы  после полной смены управленческой команды. Заметно более четко компания стала работать c разными аудиториями потребителей. Бренд Urban Beer  усилил  коммуникацию как пиво для молодежи, «Криница» – как старая добрая классика.

Отдельно стоит отметить возрождение сорта «Kult» пшеничное темное. Это событие, которым пивоварня привлекла к себе внимание не только прессы, но и скептичных пивных ценителей. Презентация сорта, вернувшегося из хмельного небытия, прошла на открытом воздухе во дворике лофта «Балки». Событие дополнила выставка культовых предметов, собранных у столичных журналистов, блогеров и лидеров мнений. В эфир ТВ вышел и новый рекламный ролик «Kult» , который, к слову, неоднозначно оценили некоторые рекламисты. Одновременно  «Криница» успела заработать на выпуске  разнообразных СТМ для торговых  сетей.  Самой громкой  премьерой в этом сегменте стали продукты Autentic Pub – пивные миксы для сети «Евроопт». 

В конце года завод встряхнул медиаполе новостью о поддержке  футбольной сенсации года - клуба «Крумкачи» в качестве генерального партнера. А также – выпуском нового портера 8\20 со смелым дизайном этикетки и американским хмелем в составе. Эти события, совершенно нестандартные для той, прежней «Криницы», вызвало немалое обсуждение в соцсетях.

аливария.jpg

ОАО «Оливария» в прошедшем году опиралась в основном на культурно-историческую и спортивную темы.  Главным героем торговой марки продолжал оставаться Ян Кароль Чапский, знаковая фигура для столичной пивоварни и в целом для Минска. Заметными событиями, организованными "Аливарией", стали День Чапского с курсировавшим по городу брендированным трамваем и активностью в пабах и ресторанах Минска,  изображение портрета-граффити Чапского на стене МЗОР, а также открытие после реставрации зоны отдыха в Станьково с участием Эдуардо Годлевски, потомка минского мэра.  Такими социальными мероприятиями пивоварня объединила продвижение бренда и КСО.

«Аливария» прочно заняла позицию на спортивном поле, заключив контракты сразу с  двумя ведущими клубами страны – БАТЭ и ХК «Динамо». С футбольным лидером компания учредила Кубок болельщика, с хоккеистами – сварила лимитированную партию своего массового пива – «Аливария Десятка». 

Среди новых сортов пивоварни - серия «Сусветная калекцыя» . Ее выпуск пришелся на весну и был посвящен двум европейским городам – Праге и Манчестеру, правда, в течение года  серия развития не получила. К зимнему сезону «Аливария» обновила сорт «Каляднае» и поддержала его теплой кампанией «Цi гэта не цуд?». Отметим, что и в 2015 году бренд продолжал коммуникацию на белорусском языке и выступил партнером фестиваля рекламы АДНАК .

лида.jpg

«Лидское пиво» уже второй год развивает себя  в сегменте «псевдокрафта» - сортов, выпускаемых лимитированными сериями с использованием нестандартного для Беларуси сырья или технологий варки. Так, весной прошлого года компания представила сорт Australian bitter , сваренный с австралийским хмелем и с применением технологии сухого охмеления. Осенью мы увидели на полках магазинов – Jim Beer – пиво со вкусом виски. 

Отдельные блогеры-поклонники «реального крафта» называют сорта «Лидского пива» «ничипоровщиной» - по фамилии пивовара компании Дмитрия Ничипора и упрекают завод в популистском подходе к созданию пива. Однако это не мешает «Лидскому»  быть востребованным среди тех, кто не углубляется  в тонкости пивоварения, а просто ищет новые вкусы за бюджетную цену.  

«Лидскому пиву»  заслуженно достается первое место за самое массовое мероприятие прошлого года - фестиваль  LidBeer , состоявшийся 19 сентября. По подсчетам организаторов его посетили 60 тысяч человек, что для белорусского пивного фестиваля в провинции - беспрецедентно. Интригой этого года остаются два вопроса: какие новые вкусы придумают в Лиде, и запустит ли завод коммуникацию на белорусском , к чему его подталкивает и сама история пивоварни, и один настойчивый лидчанин. 

хайнекен.jpg

ИЗАО «Пивоварни Хайнекен в Беларуси» начало сезон 2015 года с презентации нового сорта Zlatý Bažant Pšeničné nefiltrovaný. Впервые компания пригласила на свое мероприятие блогеров и получила отзывы о новинке от ценителей пива. Далее компания развивала бренд Zlatý Bažant проектом Zlato mesto . Любой желающий в возрасте от 18 лет мог подать заявку через специальный сайт и прийти на встречу с кинокаскадером или шеф-поваром, ощутить атмосферу дружеской беседы.

Хайнекен не остался в стороне от тренда использования белорусской символики в упаковке.  Красный круг на этикетке пива «Бобров» превратился в символ на основе белорусского орнамента. Дизайнеры совместили два национальных знака – «Энергия» и «Молодость» и вписали в него фирменный знак «Боброва». 

В рамках поддержки спортивной платформы, компания провела закрытый показ финала Лиги Чемпионов в пространстве ЦЭХ, где собрала более 500 человек на фанатский футбольный праздник. Отметим и проект за ответственное потребление Хайнекен – «Селфи на рассвете» , в котором приняли участие более 100 человек, среди которых более 30 блогеров, телеведущих, музыкантов, дизайнеров и других лидеров мнений. Впервые эффективность подобного проекта была замерена онлайн pop-up панелью и фокус-группами с участниками, до и после активности. 

11221706_10153608414212870_3273051042797283498_n.jpgМнение блогера Вячеслава Радионова: "В прошлом году активизировались  «гиганты»: «Лидское» продолжает баловаться с новыми стилями, «Крыніца» возвращает старые сорта, а «Аліварыя» выпустила два первых сорта новой линейки «Сусветная калекцыя». Не все эти эксперименты можно назвать удачными, хотя интересными получились и Australian Bitter у «Лидского», и старый-новый тёмный Kult у «Крыніцы». Ориентация на крафт стала самым популярным трендом. К сожалению, чем громче производители заявляют о «крафтовом пиве», тем меньше оно на него похоже. Переплюнули всех на «Двинском броваре», выпустив под вывеской «крафтовый эль» серию напитков с ароматизаторами Bumblebee, которая мало похожа на пиво вообще. Отличилась и «Крыніца» cо сваренным для «Евроопта» пивом Authentic Pub. Это не эксперимент или переосмысление мирового пивоваренного наследия, а маркетинговые ухищрения, которые крайне негативно влияют на развитие пивного рынка в стране".

 

Крафтовики-затейники



Наиболее яркими персонажами в сегменте  белорусского ремесленного пивоварения  в прошлом году стали ресторан-пивоварня «Друзья» и ООО «Вендинг Групп» (сеть ресторанов «Староместный пивовар» и Beerжа). Они  приятно удивили пивное сообщество разнообразными сортами, прежде всего, IPA (индийский светлый эль), APA (американский светлый эль), имбирным пивом, кёльшем и т.д. Не забудем и пивоварню Bierbank, одну из старейших в столице, которая сравнительно недавно представила свой новый портер и IPA.

Радует, что  ребята креативят не только в создании сортов, но и в их подаче, придумывая необычные образы и названия для своих творений. Судите сами: Ale Capone, Ginger Bro Ale, Palepatine Ale, Coffee Stout / Кофейный стаут у «Староместного», Citra Single Hop, «Сакура», «Статут 1529» от «Друзей».

78989.jpg

Отдельного упоминания заслуживает дебютировавшая в прошлом году контрактная  пивоварня BrewTeamBrewery – как совершенно новое явление в белорусском пивном движении. За 2015 год ребята выпустили три версии  своего пока основного сорта Венский APA, который стал настоящим «хитом» среди ценителей, а также сорт в бельгийском стиле Mystere De Nonne.  В конце года команда умудрилась сварить совместный сорт Duda IPA с литовской пивоварней.

Апофеозом крафтового тренда стал фестиваль Craft Days, который прошел в августе в «Друзьях» и собрал несколько сотен человек. Его участниками среди прочих выступили  импортеры пива, которые в прошлом году существенно расширили «окно в Европу» и привезли целый ряд  новинок от известнейших минипивоварен.

Эксклюзивное пиво - от России до Норвегии

Если в предыдущие годы «первую скрипку» в сегменте качественного западного импорта играл ООО «Пивной ряд», то в 2015 основная инициатива перешла другим поставщикам – прежде всего, ООО «Лекторг» (сеть разливаек «Точка») и ООО «Первая торгово-логистическая компания» с  проектом BeerCap.

098089.jpg

Проект BeerCap  проделал немалую работу за 2015 год, впервые ввезя в Беларусь более 80 SKU разнообразного, в основном крафтового пива, среди которого легендарные Mikkeller (Дания),  De Molen(Голландия),  To Ol (Дания),более массовые, но весьма уважаемые Engel, Maisel’s, Ankerbräu (Германия), Bavik и Du BOCQ (Бельгия), Charles Wells(Англия), O’Hara’s (Ирландия). Все это пиво относится к классу средний+ и премиум, найти его можно в ритейле и барах\ресторанах, магазинах-разливайках. Цена за литр составляла по расценкам прошлого года около 70-120 тысяч в зависимости от торговой наценки.  

Еще более внушительную цифру по импортированным сортам называет «Лекторг» - около 200 SKU и более 15 пивоварен. Вариации по сортам и стилям самые разнообразные: от классического немецкого вайцена, до эля с добавлением копченой тыквы или перца. Именно благодаря этому импортеру в Беларусь наконец «въехали» известные крафтовые российские пивоварни как, например, Bakunin и Victory Art Brew. А также пиво из Норвегии - Lervig. Средний ценовой диапазон пива - от 40 000 до 110 000 за 1 литр.

789.JPGМнение пивного блогера alex_leit:  "В прошлом году никто не мог и помыслить, что в Минске будет продаваться DeMolen, Mikkeller, To Øl и американское крафтовое пиво. Проект BeerCap очень большие молодцы, достаточно регулярно балуют публику действительно хорошим пивом, а что было бы, если отменить ограничение в 7%! Вторые молодцы, "сделавшие" год - это "Точка", новый российский крафт благодаря им сейчас появляется чуть ли не каждую недели и сразу по нескольку наименований. Самое интересное, что иногда привезенное российское пиво первым пробуют любители в Минске, а Москве или Санкт-Петербурге только через несколько дней или неделю". 

Примечательно, что основными каналами продвижения крафта, как белорусского, так и импортного являются соцсети и блоги. Импортеры и белорусские пивоварни практикуют дегустации новых сортов в пабах-партнерах, где собираются блогеры, знатоки пива, коллекционеры пивной атрибутики, далее распространяя информацию о новинках по принципу «сарафанного радио». 

Во многом благодаря таким мероприятиям в Минске сформировалось пивное сообщество людей, к мнению которых начинают прислушиваться и поставщики, и производители. Кроме того, импортеры проделывают немалую образовательную работу среди персонала в HORECA, рассказывая о новых сортах и принципах их подачи.

Что ожидает пивной сегмент в этом году? Рискнут ли предложить новинки крупные заводы? Ждать ли ярких презентаций, а может быть, кто-то разорится и на масштабный пивной фестиваль? Несмотря на крайне сдержанные прогнозы, ждем оживленного сезона и хороших новостей от игроков рынка.

 

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: