«Купляйце і ешце»: вспоминаем и разбираем, какой была реклама в довоенном беларуском «глянце»

Поделиться

Иногда полезно отвлечься от погони за современными трендами и хайпом - оглянуться назад в историю: что и как делали рекламисты прошлого? Ведь перед ними стояли такие же задачи, как и сегодня - продать товар, повысить имидж. Marketing.by решил иногда вас баловать интересными вещами из истории беларуской рекламы и продвижения. 

Сегодня у нас очень колоритная подборка примеров беларуской рекламы из довоенных журналов, которыми с нами поделился автор telegram-канала "Беларускі піонэр" Владимир Садовский - краевед, писатель и инженер.

Мы показали эти старые макеты современным рекламщикам: попросили креативного директора AIDA Pioneer Branding & Creative Дмитрия Аполениса оценить креатив довоенной рекламы, а ребят из Pocket Rocket - дизайн.   

1920, "Звязда":

spermokrin1920630.jpg

1925, "Звязда":

piva1925630.jpg

1926, "Белавтодор":

1926 белавтодор630.jpg

1928, "Савецкая Беларусь":

1928sb630.jpg

1930, журнал "Чырвоная Беларусь":

1930 часопіс Чырвоная Беларусь630.jpg

1936, "Витебский пролетарий":

«Витебский пролетарий», 1936 год НГ630.jpg

1937, "Работніца і калгасніца Беларусі":

1937 зберажэнні Работніца і калгасніца Беларусі630.jpg

1937, "Работніца і калгасніца Беларусі":

1937rk1630.jpg

1937, "Работніца і калгасніца Беларусі":

1937rk2630.jpg

1937, "Работніца і калгасніца Беларусі":

1937rk3630.jpg

1937, "Работніца і калгасніца Беларусі":

1937rk4630.jpg

1938, "Работніца і калгасніца Беларусі":

1938rk1630.jpg

1938, "Работніца і калгасніца Беларусі":

1938rk2630.jpg

1939, "Звязда":

1939zviazda630.jpg

1941, "Работніца і калгасніца Беларусі":

1941rk630.jpg

Дмитрий Аполенис, креативный директор AIDA Pioneer Branding & Creative:

oooo.plus_341 (24).png

Все макеты можно разделить на две категории:

  1. Как в современной газете с объявлениями - маленький формат, плохой дизайн, одно четкое большое сообщение
  2. Что-то условно приличное – это уже почти как принт для журнала или газеты на полразворота, которым хотят сказать что-то большее.

Отмечу несколько макетов, в которых есть какие-то креативные мысли, иллюстрации, композиции и т.д. То есть видно, что с ними поработали более профессиональные товарищи.

Вот пример абсолютно приличной истории:

1937rk2630.jpg

Здесь есть абсолютно все: два персонажа, крупно показан продукт и логотип, есть стихотворное креативное сообщение. В принципе, многие современные рекламщики тоже используют стихи такого же уровня в коммуникации, и это работает.

То есть реклама для того времени очень хорошая: авторы сделали все, чтобы продать продукт.

А здесь четко проиллюстрирован посыл «Лучшая рекомендация – и уст в уста»:

1938rk2630.jpg

Есть выделяющаяся верстка: черный фон, на нем две девочки, внизу продукт – для того времени отличная реклама.

Ну и вся серия макетов с рекламой парфюмерии прикольная. Видно, что люди постарались, макеты отличаются от того же «Спермокрина». 

Посмотрите на эту рекламу 1941 года:

1941rk630.jpg

Многие принты современных банков примерно такие же по верстке: огромное количество текста и такого же уровня иллюстрации (только сейчас вместо рисунков не очень хорошие фото). Но в данном варианте это еще круто выглядит – все-таки крафт ручной работы.

В целом, вдохновиться старыми макетами сегодня вряд ли можно. Но хорошо видно параллели: ничего в рекламе не меняется, принципы остаются все теми же: есть прямые коммуникации в лоб – понятные, но неинтересные. А есть попытки попасть в какой-то инсайт, посмотреть на продукт чуть глубже.

Сравнивать старые макеты с современной коммуникацией сложно, все-таки мы немножко вперед шагнули. И из предложенных идей нет ничего суперкреативного: просто в некоторых макетах есть попытка выйти на эмоцию с потребителем, пощупать инсайт и привлечь не только текстом.

Дизайн-отдел Pocket Rocket:

- Глядя на макеты почти столетней давности, мы осознали, что история беларусского word-арта имеет глубокие корни. Надеемся, этот феномен уже изучается на кафедрах дизайна в наших университетов. 20-30-ые годы были сложными и противоречивыми для Беларуси: с одной стороны всеобщая беларусизация, с другой – создание колхозов и начало репрессий. Изучив рекламные плакаты той эпохи, мы подозреваем, что талантливые художники-дизайнеры или эмигрировали из Беларуси или, что гораздо хуже, фрилансили для соседей.

Очень сложно оценивать работы, потому что в Pocket Rocket у нас совершенно иной подход и методы в дизайне: мы решаем бизнес-задачи клиента, отстраиваем бренд от конкурентов, делаем уникальные продукты и завоевываем лояльность.

Если выделить несколько работ эпохи 20-30 гг., нам понравилась идея со стихотворением про гигиену, очень классный сторителлинг получился, напоминает тексты песен Антохи МС. Еще глаз зацепился за смелый нейминг кремов для лица: “Оникс”, “Метаморфоза” и “Молодость” – отличный пример названий для техно-клубов.

Если выделять фаворита из представленных плакатов, то это реклама бананов. Отличная иллюстрация в гавайском стиле, все УТП товара и call to action - "Купляйце i ешце!" Это лучшая реклама бананов, что мы видели!

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: