Комментарии к поправкам Закона о «СМИ» от «Степановский, Папакуль и партнёры»

Поделиться

Закон от 20.12.2014 № 213-З «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О средствах массовой информации» ещё до официального опубликования вызвал широкий общественный резонанс. Рассмотрим основные новеллы данного Закона.

base_40bf398f1b.png

Действие Закона «О средствах массовой информации» теперь распространяется на «информационные ресурсы и их составные части, размещенные в глобальной компьютерной сети Интернет (далее — Интернет-ресурс), посредством которых осуществляется распространение продукции средства массовой информации» (кроме требований о государственной регистрации).

Для понимания значения данной нормы, следует обратиться к определению «продукция СМИ». 

Применительно к Интернет-ресурсам под продукцией СМИ понимают информационные сообщения и (или) материалы, распространяемые через Интернет.

При этом термины «информационное сообщение» и «материалы» законодательно не определены, в связи с чем неясно, что будет признаваться продукцией СМИ и по каким критериям это будет определяться.

На практике, конечно, не всякая информация, находящаяся в сети Интернет, будет признана продукцией СМИ, однако решение будет приниматься исходя из конкретных обстоятельств.

Распространителем продукции СМИ теперь является также владелец Интернет-ресурса в случае распространения продукции СМИ на данном ресурсе.

Пример: теперь владелец интернет-ресурса marketing.by является распространителем продукции СМИ.

Новые нормы ответственности Интернет-ресурсов

Соответственно появились нормы ответственности в отношении Интернет-ресурсов. Так, доступ к продукции СМИ, размещённой на Интернет-ресурсах, может быть ограничен уполномоченным государственным органом (предположительно, им станет Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь) в случаях:

Вынесения владельцу Интернет-ресурса в течение года двух и более письменных предупреждений.

Ранее, аналогичная норма действовала только для прекращения деятельности СМИ. Также расширен список случаев, при которых выносится письменное предупреждение. Так, например, письменное предупреждение может быть вынесено в случае распространения продукции СМИ без договора либо иного документа, подтверждающего наличие соответствующих прав на распространение указанной продукции; в случае распространения продукции телевизионных и радиовещательных СМИ до получения ими специального разрешения (лицензии) на осуществление деятельности в области вещания.

Пример: теперь сайт Marketing.by должен как минимум со своими постоянными авторами иметь какие-либо договоры (подряда, трудовые, контракты).

Распространения посредством Интернет-ресурса, информационных сообщений и (или) материалов, запрещенных или ограниченных к распространению в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь и вступившими в силу решениями суда.

Перечень таких сообщений и материалов установлен в статье 38 Закона о СМИ — в общем, для всех видов СМИ, и в Указе от 01.02.2010 № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» (далее — Указ № 60) — для информации, размещаемой на Интернет-ресурсах. Необходимо учитывать обе нормы, однако, относительно к Интернет-ресурсам приоритет остаётся у норм Указа № 60.

Невыполнения владельцем информационного ресурса (его составной части), размещенного в сети Интернет, законного требования государственного органа об устранении нарушений законодательства Республики Беларусь о средствах массовой информации.

Привлечение к ответственности по данным основаниям возможно в трёхмесячный срок со дня возникновения данных оснований.

Порядок ограничения доступа к продукции СМИ

«Порядок ограничения доступа к продукции СМИ, размещённой на Интернет-ресурсах, устанавливается Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь совместно с Министерством связи и информатизации Республики Беларусь».

Соответствующий порядок описан в Указе № 60. Однако данная норма предполагает разработку нормативного правового акта совместно ОАЦ и Минсвязи и информатизации. Мотивы законодателя в этом случае неясны, поскольку новый акт будет иметь меньшую юридическую силу, нежели Указ № 60 и, скорее всего, будет дублировать его положения полностью, либо частично.   

Регистрация

Ещё одним существенным нововведением является введение обязательной регистрации распространителей продукции печатных СМИ, а также продукции телевизионных, радиовещательных СМИ соответственно в Государственном реестре распространителей продукции печатных СМИ и Государственном реестре распространителей продукции телевизионных и радиовещательных СМИ. Распространение указанных СМИ без регистрации запрещается. 

Иностранцам не более 20%

Также, следует отметить установление критерия для регистрации СМИ в виде принадлежности не более 20% акций либо долей в уставном фонде юридического лица — коммерческой организации, на которую возложены функции редакции СМИ, в отдельности или в совокупности иностранному государству, иностранному и (или) международному юридическому лицу (организации, не являющаяся юридическим лицом), иностранному гражданину, лицу без гражданства.

Также указанные лица не должны составлять более 20% от состава учредителей (участников, членов) юридического лица — некоммерческой организации, на которую возложены функции редакции СМИ.
Аналогичные критерии установлены и для аннулирования регистрации (перерегистрации) СМИ.

Выводы

Таким образом, Закон несёт в себе ряд изменений, главные из которых коснутся Интернет-СМИ:

- конкретизировано, что владельцы Интернет-ресурсов, на которых распространяется продукция СМИ, признаны распространителями продукции СМИ;

- введена ответственность в форме ограничения доступа к продукции СМИ, размещаемой на Интернет-ресурсах;

- определены случаи наступления такой ответственности.

Также Законом урегулирован порядок распространения СМИ, введены новые требования для государственной регистрации (перерегистрации) СМИ: снижена доля иностранного участия в СМИ.

Однозначно текущие нововведения ужесточают регулирование деятельности СМИ, в том числе в Интернет, а также ее контроль со стороны государства.

Автор

Богдаев Михаих, помощник адвоката.
Адвокатское бюро «Степановский, Папакуль и партнёры».
Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: