Как краудфандинг может стать новым видом предпринимательства в Беларуси

Поделиться

Международная конференция по краудэкономике прошла в минувшую пятницу. Среди выступающих — создатели самых успешных краудфандинговых компаний Польши, Эстонии, Великобритании, России, США и Беларуси. Это крупнейшее мероприятие такого формата в Восточной Европе. Всего в нём приняло участие более 300 человек.

0V0A2967.jpg

На конференции выступило 19 спикеров, среди которых: Алон Хиллел-Тук, (США основатель и финансовый директор американской компании RocketHub, одной из крупнейших платформ для краудфандинга в мире, Карстен Венцлаф (Германия, основатель института коммуникаций для социальных медиа IKOSOM, автор первого в Европе краудфандингового исследования), Эдуард Бабарико — директор по развитию единственной белорусской платформы Ulej.by. Гости обсуждали перспективы краудэкономики, её возможности и проблемные стороны. Marketing.by побывал на конференции и записал основные тезисы спикеров про краудэкономику.

Согласно определению из Википедии, краудфа́ндинг (народное финансирование) — это коллективное сотрудничество людей, которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило через Интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций. Изначально должна быть заявлена цель, определена необходимая денежная сумма, составлена калькуляция всех расходов, а информация по ходу сбора средств должна быть открыта для всех.

0V0A2980.jpg

Статуя Свободы — первый пример краудфандинга

Краудэкономика в корне перевернула мир финансирования предпринимательства, изменив схему получения средств как стартапами, так и креативными проектами. В то время как традиционное банковское и венчурное финансирование оставляет за бортом предпринимателей и проекты, краудфандинг может стать для многих единственным способом получения средств.

Если бы понятие «краудфандинг» существовало раньше, то самым известным проектом стала бы статуя Свободы, как знак дружбы между США и Францией. На её строительство скидывались люди с разных сторон океана.

Самый успешный белорусский государственный краудфандинговый проект — это здание Национальной библиотеки. Правда, таковым его можно назвать лишь условно не только из-за принудительности нашей национальной стройки и участия в её финансировании. Дело ещё в том, что для существования краудфандинга нужно признание такой экономической модели отношений между людьми со стороны государства.

Пока в белорусском законодательстве краудфандинг отсутствует как правовой элемент. Это ограничивает работу с юридическими лицами и практически исключает иностранные инвестиции. Кроме того, невозможно анонимное финансирование. На данный момент нужно оформлять договор дарения.

Краудфандинг не институт, его функционирование зависит только от участия каждого отдельного человека. Изменения в законодательстве будут возможны только в том случае, когда краудфандинг в Беларуси наберёт достаточные обороты.

А пока краудэкономика не испытывает на себе мирового кризиса, в том числе и в Беларуси. Мировой рынок за прошлый год вырос в два раза. У нас дела идут пока хуже.

0V0A3004.jpg

Основатель и руководитель первой и самой большой краудфандинговой площадки Польши - PolakPotrafi.pl.

«Улей»: 65 проектов и 200 тысяч рублей на каждый проект

Самая крупная краудфандинговая платформа в Беларуси — «Улей». За 6 месяцев своего существования на сайте было размещено 65 проектов, из которых 42% показали свою успешность и 7 уже реализованы.

Общая сумма сборов составляет 500 млн.руб. Средний чек помощи — 200 тыс. руб. Основной спрос имеют музыкальные, литературные и социальные проекты. По статистике, при помощи краудфандинга в Беларуси успешно реализовываются проекты размером до $5 тыс.

Участники конференции отметили, что у белорусов пока есть проблемы с представлением своего продукта. Главный совет в таком случае: перед тем, как пробовать свой проект на краудфандинговой платформе, стоит хорошо проработать его презентацию и позиционирование.

0V0A3031.jpg

Почему это нужно бизнесу?

В Беларуси многие компании активно взаимодействуют с потенциальными потребителями в социальных сетях. Однако активность в 99% случаях заключается в привлечении внимания к продуктам, которые уже существуют на рынке. Использовать огромный потенциал интернет-пользователей в коммерческих целях практически никто не пытается.

Для чего можно использовать краудфандинг?

Исследование рынка

Вы сколько угодно можете проводить опрос на тему «Купите ли вы наш продукт?», но краудфандинговый проект лучше демонстрирует, готовы ли люди расставаться с деньгами ради новинки и насколько она им интересна.

Продвижение продукта

Можно сформировать спрос на свой продукт ещё до начала производства.

Поиск идей

В ходе сбора денег вам не только расскажут, что думают о продукте, но и подскажут, как сделать его лучше и привлекательнее.

Минимизация затрат

Производя то, что людям нравится, вы уменьшите риск поставить «на поток» то, что никому не понадобится и принесёт лишь убытки.

Но в любом случае стоит помнить, что классический маркетинг не всегда будет работать на этом новом направлении. Пользователи не всегда готовы поддерживать исключительно коммерческие проекты, понятие социального предпринимательства именно с краудфандингом и связано. А сам краудфандинг — это не поиск средств на выпуск нового шампуня, а, в первую очередь, интересная история, люди, а уже потом продукт.

фото: Андрей Давыдчик

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: