"Инвестиции не терпят суеты и неразберихи". Юристы подсказывают стартаперам, как сделать инвестиционный «мейкап»

Поделиться

Беларусь стала настоящей Меккой для рождения и развития многих стартапов. Но в любом деле, а тем более в работе с потенциальными инвесторами, очень важна юридическая грамотность. Как потенциальный инвестор воспринимает стартап, в который ему предлагается вложить деньги, и что необходимо делать для того, чтобы создать максимально привлекательный инвестиционный имидж, рассказывает Беляев Сергей Борисович — патентный поверенный РБ, управляющий партнёр патентно-юридической группы компаний «Беляевы и партнеры».


Одной из главных целей стартапов, в том числе и в области IT, является извлечение прибыли из результатов творческой деятельности одного человека или группы единомышленников. Вместе с тем, в редких случаях у создателей стартапов есть достаточно финансовых ресурсов для реализации задуманных планов. В связи с этим, рано или поздно встает вопрос о привлечении инвестиций. 

Много написано о том, как и где искать инвестора, кто может им стать и т.д. В то же время, практически все, ринувшись в круговорот бизнес-отношений, забывают о том, как они при этом выглядят сами! Точнее, как потенциальный инвестор воспринимает стартап, в который ему предлагается вложить деньги. И самое главное, редко пишется о том, что необходимо делать для того, чтобы создать максимально привлекательный инвестиционный имидж. Вот об этом и пойдет речь далее.

Зачастую даже опытные бизнесмены не придают значения тому, как в целом выглядит их проект

Рассмотрим на примере. Очевидным является тот факт, что если мы собираемся познакомиться с представителем противоположного пола, то крайне важным, особенно на первом этапе, является то, как мы выглядим. Причем привлекательный внешний вид – это не просто «привлекательная одежда», необходимо создать общее впечатление, которое заинтересует противоположную сторону. У женской половины человечества часть «процедуры» подготовки внешнего вида сегодня модно называть «мэйкап».

Однако зачастую даже опытные бизнесмены не придают значения (иногда в силу отсутствия времени) тому, как в целом выглядит их проект, концентрируя все свое внимание на представлении того продукта, который был создан. Вместе с тем, инвестора интересует не только, а зачастую не столько сам продукт, сколько весь комплекс, который включает: продукт, субъект хозяйствования, исключительные права, взаимоотношения с персоналом и т.д. и т.п. 

Однако обо всем по порядку.

Что такое юридическая экспертиза дью-ди́лидженс?


Первое, о чем необходимо помнить создателям стартапа, это о том, что любой более-менее серьезный инвестор перед тем, как принимать решение об инвестициях, проведет так называемую «юридическую экспертизу», известную как дью-ди́лидженс (англ.: Due Diligence). Иными словами, юристы инвестора «под увеличительным стеклом» изучат Ваш стартап. В зависимости от объема инвестиций и внутренней бизнес-структуры инвестора дью-ди́лидженс может отличаться по объему и срокам, в случае обнаружения «недочетов» в лучшем случае будет предложено их исправить, в худшем – будет принято решение о нецелесообразности инвестирования. Не смотря на всю запутанность процедуры дью-ди́лидженс, есть «основные вехи», которые позволят стартапу выглядеть максимально привлекательным.

Начнем с продукта. Для простоты описания под продуктом будем понимать компьютерную программу, приложение (все нижеперечисленное применяется со своими ньюансами для любого стартапа и любого продукта). И так, компьютерная программа – это результат творческой деятельности физического лица, и в силу закона права изначально возникают у автора, то есть у программиста, который пишет эту программу. Работодатель должен озаботиться тем, чтобы часть возникших прав, а именно исключительное право на эту программу перешло от работника к работодателю. Это можно осуществить путем составления надлежащим образом оформленного контракта, соглашения о неразглашении, должностных инструкций, а также через подписание договора о служебном произведении. Отдельно для участников «Парка высоких технологий» предоставлен дополнительный набор «правовых инструментов».

Это необходимо делать, так как инвестору не хуже Вас известно о том, как часто из-за недостаточного внимания (особенно на этапе становления) к оформлению взаимоотношений между работниками и работодателями происходит утечка написанного программного кода и т.п., с вытекающими последствиями.

На практике при возникновении спора доказать авторство очень проблематично

На втором этапе владельцу стартапа необходимо закрепить исключительное право на программный продукт за собой. Не смотря на то, что интересующее нас исключительное право возникает «автоматически» в момент создания программы, на практике при возникновении спора доказать авторство очень проблематично. Положение усугубляется при «доказывании» инвестору того, что у вас что-то есть. Как говорил классик: «Нет тела – нет дела!». Для того чтобы избежать данной ситуации, существуют следующие правовые инструменты, перефразируем, для этого можно сделать следующее.

  1. Зарегистрировать программу в национальном центре интеллектуальной собственности РБ
  2. Зарегистрировать программный продукт в бюро регистрации авторских прав США

Оптимальным объектом для инвестирования является субъект хозяйствования РБ в форме ООО


Следующий этап связан с тем, что надо определиться, кто будет выступать субъектом инвестирования. На практике владельцы стартапов до конца не могут определиться, с кем будет иметь дело инвестор. То ли это будет физическое лицо, то ли существующая фирма (субъект хозяйствования), то ли надо открыть новую фирму и далее, где открывать – в РБ или за границей и т.д.

Здесь нужно помнить следующее правило. Инвестиции не терпят суеты и неразберихи. Инвестор, прежде всего, думает о том, как вернуть свои деньги в будущем и желательно с прибылью. Безусловно, как нет одинаковых людей, так и нет одинаковых инвестиционных сделок! Но в большинстве случаев рекомендация следующая: оптимальным объектом для инвестирования является субъект хозяйствования РБ в форме общества с ограниченной ответственностью, которому принадлежат исключительные права на программный продукт. 

Закажите бухгалтерский аудит

Далее «красим глазки». Очень важным фактором является и то, как велась и ведется хозяйственная деятельность этого субъекта хозяйствования. В частности, как ведется бухгалтерский учет. Идеальный вариант, упрощенная система налогообложения без НДС. Если что-то другое, то стоит «подчистить перышки» и, в случае значительных финансовых оборотов, лучше всего заказать бухгалтерский аудит.


Зарегистрировать товарные знаки в РБ обойдётся в 2.000 руб.

Следующий шаг. В процессе создания программного продукта параллельно создаются, назовем их, «побочные визуальные элементы» в виде значков, пиктограмм и т.д. Их называют логотипами, знаками, брендами и т.п. Для придания «веса» проекту будет крайне полезным зарегистрировать указанные элементы в виде товарного знака или группы товарных знаков. Удовольствие это не дешевое и на территории Республики Беларусь обойдется около 2.000 рублей.

В случае наличия патента, стоимость стартапа взлетает в разы

Далее по нарастающей. Если в процессе создания программного продукта получилось добиться уникального технического результата, о котором ранее было неизвестно, это, безусловно, повод получить патент на изобретение. Исходя из практики, в случае наличия патента, стоимость стартапа взлетает в разы. Помимо этого, описание патента будет включено в мировой «уровень техники», иными словами, ваш технический результат будет доступен всем патентным ведомствам по всему миру и будет «высвечиваться» всегда при патентном или информационном поиске аналогичных технических решений.

В завершение, необходимо отметить, что описанные выше действия – это  не только «мэйкап», предназначенный для инвестора, но и действенный набор инструментов, который позволит обезопасить ваш бизнес от посягательств недобросовестных лиц. 

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: