Иностранцам разрешат снимать и сниматься. МАРТ показал правки в закон "О рекламе"

Поделиться

Министерство антимонопольного развития и торговли представило обновленную версию проекта дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О рекламе». В документе учтены правки, высказанные общественными объединениями и бизнесом.

Среди предложенного много интересного: для рекламы беларуских товаров можно будет привлекать иностранцев, урезаны возможности использования в рекламе премий и рейтингов, а также заявлена возможность брендам попасть в социальную рекламу.

Marketing.by ознакомился с обоснованием МАРТа к новому законопроекту - приводим основные изменения, которые ждут игроков рекламного рынка в случае принятия закона.

Изменены некоторые термины

  • "Социальная реклама" - скорректировано определение для более полного охвата правоотношений, составляющих объект рекламирования социальной рекламы.
  • "Объект рекламирования" - уточнено определение для устранения противоречий с частью третьей пункта 3 статьи 10 Закона.
  • "Ненадлежащая реклама" - уточнено определение в связи с его неоднозначным пониманием.

Появилось понятие "телемагазин"

Поскольку в статье 11 закона установлено требование к размещению рекламы в форме телемагазина, то теперь есть и его определение: "телемагазин – форма рекламы товаров на телевидении, позволяющей осуществить приобретение этих товаров без (вне) торгового объекта".

9c466634ca3b6590d0bca8993954bd9a[1].jpg

По новым правилам реклама в форме телемагазинов должна будет размещаться только в перерывах между передачами.

Вот как МАРТ обосновывает это ограничение:

"В отличие от обычной рекламы телемагазины позволяют не только ознакомитья с рекламируемым товаром, но непосредственно в момент трансляции рекламы сделать заказ и приобрести его. Частый показ телемагазинов во время «рекламных пауз», прерывающих передачи, в том числе художественные фильмы, и предлагающих, как правило, в навязчивой форме «незамедлительно» приобрести товар, может спровоцировать потребителей рекламы на необдуманные траты. При этом некоторые из реализуемых в телемагазинах товаров надлежащего качества (бижутерия, бытовая техника, парфюмерно-косметические товары, товары бытовой химии) не подлежат возврату в соответствии с законодательством. Предусмотренная законопроектом норма направлена на сокращение влияния телемагазинов на совершение потребителями рекламы «импульсивных» покупок рекламируемых товаров в момент трансляции их рекламы".

Нет больше согласований наружной рекламы и рекламы на транспорте

Так как Декрет № 7 отменил административную процедуру согласования размещения наружной рекламы и рекламы на транспорте местными исполкомами, то соответсвующие правки сделаны и проекте закона.

Совет по рекламе будет рассматривать не всю соцрекламу

Межведомственный совет по рекламе решил, что целесообразно оценивать качество только той социальной рекламы, которую госорганы планируют размещать наиболее массовым способом – на телевидении, радио, средствах наружной рекламы и (или) транспортных средствах (кроме рекламы праздников и памятных дат).

Иностранцы смогут рекламировать беларуские товары и услуги

МАРТ согласился с предложениями Ассоциации рекламных организаций, Ассоциации европейского бизнеса, Белтелерадиокомпании и Мингорисполкома и других участников рекламного рынка и решил исключить из закона требование об изготовлении рекламы отечественных товаров, продукции, работ, услуг и наружной рекламы исключительно с привлечением организаций и граждан Республики Беларусь, в том числе о рекламировании товаров, продукции, работ, услуг в такой рекламе только с использованием образов белорусских граждан.

lionel-messi_1447252128321316016[1].jpg

Расширено право писать на иностранном языке

К существующему праву указывать в рекламе на иностранном языке названия творческих коллективов и произведений добавлены также названия спортивных команд, соревнований, конкурсов, наград.

Ограничено хвастовство наградами и премиями

В законе добавлено требование к оформлению в рекламе информации о наградах, позиции в рейтинге, отличительных знаках или иной символики. Теперь использование такой информации будет ограничено - "с целью снижения привлекательности такого рода методов конкуренции в рекламе, не основанных на подтвержденных или достоверных данных".

Теперь заявлять о своих достижениях можно коротко: такая информация в рекламе на телевидении и радио должна быть не более 3 секунд и (или) трех процентов площади кадра, а при размещении (распространении) рекламы иными способами – не более 3 процентов площади рекламы.  

Вот как МАРТ обосновывает это решение:

"В последнее время среди субъектов хозяйствовавния получила широкое распространение практика проведения конкурсов и составления рейтингов с целью использования в рекламе информации об участии в таких мероприятиях, полученных наградах, отличительных знаках и т.п. (с использованием слов «лучший», «№1 в Беларуси», «продукт года» и пр.). Организаторы таких мероприятий самостоятельно определяют порядок проведения и участия в них. В Министерство антимонопольного регулирования и торговли неоднократно поступали жалобы субъектов хозяйствовавния о признаках недобросовестной конкуренции при проведении такого рода мероприятий (не понятны критерии, по которым осуществляется выбор участников и победителей; не обеспечивается надлежащая выборка участников для осуществления объективной оценки звания «лучший», «№ 1», «продукт года» и пр., к примеру, имели место случаи, когда для участия в конкурсе на звание «лучший торговый объект» определенной специализации не приглашались определенные субъекты в угоду оплатившего конкурс конкурента, и пр.)."

screenshot-www.mile-diy.by-2018.04.24-10-14-16_cr[1].jpg

Но не все конкурсы и награды попадают под это правило - в законе есть обширный список исключений.

Уточнена норма о запрете на использование образов граждан и имущества в рекламе

Запрещается использовать в рекламе образы граждан Беларуси или изображение имущества, за исключением случая, когда эти образы граждан или изображение имущества получены при панорамной съемке в местах, открытых для свободного посещения, и не являются основным объектом рекламирования.

Необходимость такого дополнения МАРТ объясняет спецификой рекламы, в которой информация может быть представлена в различной форме и с использованием различных средств, в том числе иметь различное художественное исполнение. Панорамная съемка зданий (сооружений, помещений) или территорий, в объектив которой попадают в том числе люди, часто используется в рекламе (к примеру, в рекламе объектов обслуживания) для демонстрации определенного художественного действия или создания нужной атмосферы, где объекты панорамной съемки не являются центральной сюжетной линией (для целей рекламы – основным объектом рекламирования) и выполняют лишь функцию фона.

Разрешена реклама в детских телепередачах

Планируется, что образовательные и детские передачи, включая детские художественные фильмы, смогут прерываться на рекламу (с некоторыми ограничениями).

Необходимость данной корректировки связа с тем, что по информации Белтелерадиокомпании, запрет и ограничение рекламы привели к дефициту детских и образовательных передач в эфире национальных телеканалов - телеканалы были вынуждены отказываться от детских передач и заменять их окупаемыми программами. 

Запрещается реклама по телефону без согласия и спам в почтовые ящики

Распространять рекламу по телефону или с использованием иных средств электросвязи нельзя будет без получения предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы, оформленного в письменной или электронной форме.

Также планируется запретить доставку рекламных материалов в почтовые ящики (кроме рекламных СМИ), без получения предварительного согласия их владельцев в письменной или электронной форме. МАРТ объясняет этот запрет заботой о санитарном состоянии подъездов и придомовых территорий. Кроме того, отсутствие печатного спама облегчит работу почтальонов.

0-100d15-e6d18c67-xl[1].jpg

Медицинская реклама будет меньше согласовываться с Минздравом

Планируется отменить согласование такой наружной рекламы и рекламы на транспорте. Кроме того, предлагается отменить согласование рекламы:

  • работ и услуг, составляющих медицинскую деятельность. За данной деятельностью организован достаточный контроль, деятельность подлежит лицензированию, правом на осуществление деятельности без лицензии обладают только государственные организации здравоохранения и Белорусское Общество Красного Креста;
  • содержащей исключительно торговые названия и (или) международные непатентованные наименования лекарственных средств, наименования изделий медицинского назначения или медицинской техники, их товарные знаки, изображение этих товаров и (или) их упаковки.

Кроме того, будет отменен запрет на указание в рекламе скидок и иных форм материального поощрения при приобретении лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники, медицинской помощи и медуслуг.

Фото директоров пивзаводов и винзаводов можно публиковать в интервью 

Что касается пива, то закон о рекламе приводится в соответствие с нормами Декрета № 7 в части требований к проведению рекламных мероприятий в маркетинговых целях в объектах общественного питания и бесплатному (безвозмездному) распространению пива и слабоалкогольных напитков в таких объектах

Кроме того, МАРТ предлагает либерализировать ряд других требований, которые не представляют общественной опасности. В частности, предлагается разрешить:

  • указывать информацию о потребительских свойствах, цене алкогольных напитков не только на сайтах производителей но и на сайтах поставщиков таких напитков;
  • использовать образы интервьюируемых руководителей и иных работников отечественных предприятий-производителей алкогольных напитков, пива и слабоалкогольных напитков в интервью о деятельности этих предприятий, содержащих рекламу указанных напитков.

Гражданское оружие можно рекламировать на сайтах продавцов

МАРТ планирует разрешить рекламу разрешенного к обороту на территории Республики Беларусь гражданского оружия на сайтах организаций, осуществляющих реализацию оружия в соответствии с законодательством.

Изменены требования к рекламе о трудоустройстве и учебе за границей

Так как Декрет № 7 отменил согласование соответствующей наружной рекламы и рекламы на транспорте с МВД/Минобразования, то эти положения внесены и в закон о рекламе.

Но чтобы защитить граждан от указания в такой рекламе привлекательных зарплат, которые не соответсвуют действительности, вводится требование о подтверждении указанного в рекламе размера зарплаты документально.

В рекламе депозитов - только проценты

По предложению Нацбанка в закон о рекламе попал запрет на указание в рекламе вклада (депозита) иных выражений доходности кроме размера процентов по вкладу (депозиту).

2869785_600[1].jpg

Бренды могут попасть в социальную рекламу

Изменены требования по упоминанию в социальной рекламе спонсоров рекламируемых мероприятий и иных лиц, оказавших содействие госорганам в производстве социальной рекламы.

В частности, теперь появится возможность указывать в социальной рекламе наименования, товарные знаки, знаки обслуживания, эмблемы и иную символику спонсоров мероприятий в сфере культуры, физической культуры, спорта, охраны здоровья населения, пропаганды здорового образа жизни, социальной защиты населения, в число организаторов которых входят государственные органы, а также лиц, оказавших содействие государственным органам в производстве социальной рекламы.
Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: