E-commerce Day-2018: Что и как часто беларусы покупают он-лайн и почему предпочитают иностранные интернет-магазины

Поделиться

30 марта в Минске прошла конференция E-commerce Day-2018, на которой обсуждается все, что касается электронной торговли и бизнеса в интернете. Максим Маринич, руководитель маркетплейса Deal.by, выступил с вводной презентацией  и рассказал об итогах 2017 года в беларуском e-commerce сегменте. Он представил итоги исследования в рамках проекта e-data.by: цифры отражают основные тренды потребительского спроса беларусов, делающих покупки через интернет.  

По данным МАРТ, в 2017 году доля интернет-торговли в розничном товарообороте страны составила 2,8%. Для сравнения, в Китае этот показатель равен 18%, в Великобритании – 17,2%, в США – 9%. 

В 2017 году товарооборот товаров и услуг в интернете достиг 1,1 млрд рублей или $568 млн. По прогнозам, в 2018-м рынок вырастет на 20% и к концу года превысит 1,3 млрд рублей или $681 млн. Но только если на интернет-торговлю не будут наложены новые законодательные ограничения. 

Каждый второй белорус делает покупки в интернете

Согласно исследованию e-data.by, за последний год 45% или 4,3 млн жителей страны купили какой-либо товар онлайн. При этом, 3,8 млн белорусов совершали покупки в интернет-магазинах родной страны и всего на 9% меньше, 2,9 млн, – в интернет-магазинах Китая.

2.JPG

83% потребителей выбирают иностранные интернет-магазины, потому что там дешевле. 39% объясняют выбор зарубежного интернет-магазина тем, что в Беларуси нет товаров, которые можно купить за рубежом.

Чаще всего онлайн покупают одежду и технику, реже всего – автомобили и недвижимость 

Чаще всего белорусы покупают в интернете одежду, обувь и аксессуары, технику и электронику, продукты питания для дома, косметику и парфюмерию, товары для детей и билеты на мероприятия. Реже всего – автомобили и мотоциклы, недвижимость, товары для животных, спортивные товары, товары для строительства и ремонта и товары для отдыха. 

3.JPG

В интернете белорусов привлекают более низкие цены, чем в обычных магазинах, удобство и большой ассортимент. При этом для каждой категории товаров значение этих причин отличается: так, при покупке одежды в интернете люди больше ценят низкие цены, а продуктов питания – то, что не нужно никуда идти. 

Самые распространенные опасения белорусов связаны с тем, что онлайн нельзя увидеть товар и сложно уточнить его важные характеристики. Также некоторые категории товаров, например, товары повседневного пользования и товары для животных, белорусам удобнее покупать в обычных магазинах. 

Мужчины тратят на онлайн-покупки на 40% больше женщин 

На одну покупку женщины в среднем тратят 50 рублей, а мужчины – 70 рублей. Это связано с тем, что мужчины чаще покупают более дорогие товары, например, технику и электронику и товары для дома, а женщины – более дешевые, к примеру, одежду, косметику или игрушки. Так, средний чек на одну покупку техники и электроники равен 102,5 руб., в то время как косметики и парфюмерии – 40 руб. 

5.JPG

Больше всего на онлайн-покупки тратят жители Минской и Витебской областей: средний чек в этих регионах равен 70 рублям. Меньше всего – жители Брестской области: там на одну покупку в интернете приходится в среднем 47 рублей. 

области.JPG

Знают, какой товар нужен, и ищут его на конкретном сайте или в поиске 

Перед тем, как купить что-либо онлайн, большинство белорусов уже знают, какой конкретно товар им нужен. 45% потребителей ищут его на конкретном сайте, 31% – через поисковую систему. При выборе интернет-магазина белорусы в первую очередь обращают внимание на цену товара и ее актуальность, условия оплаты, доставки и гарантии, во-вторую – на удобство сайта, актуальность описания и отзывы о товаре. 

Больше половины заказов оформляются через корзину 

52% белорусских потребителей оформляют заказы в интернет-магазинах через корзину, без уточнений по телефону или чату. 26% после заказа на сайте уточняют детали по телефону. 14% перед тем, как заказать что-то онлайн, чатятся c продавцом, 8% – сами звонят в интернет-магазин. Чаще всего чатятся с продавцами молодые люди в возрасте 18-24 лет, звонят в интернет-магазин – люди более старшего поколения в возрасте 36-40. 

Четверть белорусов пользуются безопасной сделкой на иностранных сайтах 

53% белорусов платят за онлайн-покупки после получения товара. 27% готовы платить вперед, но с помощью так называемой безопасной сделки. Типовой механизм безопасной сделки следующий: покупатель отправляет предоплату маркетплейсу, который переводит деньги продавцу после того, как покупатель подтвердит получение заказа. 

Таким образом маркетплейсы обеспечивают безопасность онлайн-сделок для покупателей и продавцов и гарантируют, что покупатель получит товар (или, если товар окажется некачественным, свои деньги назад), а продавец – оплату за него. Безопасные сделки доступны на сайтах других стран. Белорусские маркетплейсы смогут предложить такую возможность после того, как будет принят закон, разрешающий платежи в пользу третьих лиц. Над таким законопроектом в настоящее время работает Нацбанк. 

Самый популярный способ доставки – бесплатный 

6798.JPG

Чаще всего белорусы получают заказы из интернет-магазинов бесплатно: их доставляют в почтовое отделение или привозит курьер. Белорусские потребители воспринимают бесплатную доставку как нечто само собой разумеющееся, и им будет сложно привыкнуть к тому, что доставка – такой же сервис, как уборка квартиры или замена шин, за который рано или поздно придется платить. Платить за доставку пока готовы только 13% наших соотечественников: при этом, чаще всего это касается крупногабаритных товаров, таких как мебель и товары для дома.

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: