Беларуские бизнес-школы рассказали, чему планируют учить клиентов в 2019 году

Поделиться

Чему и как в этом году будут учить клиентов беларуские бизнес-школы? Повысят ли стоимость обучения? Marketing.by обратился за ответами  к известным игрокам рынка профессионального образования: ИПМ, "Здесь и сейчас", "Капитал", Humathèq. 

Представители бизнес-школ, все как один, говорят о персонификации обучения - когда тебе дают не общие знания, а конкретные профильные вещи, которые пригодятся в бизнесе. Обучение мигрирует в корпоративный сегмент и консалтинг. Бизнес-школы готовы работать с кейсами каждого клиента индивидуально.

Еще один тренд - внедрение в образовательный процесс все больше технологий, например, онлайн-платформ для обучения. Вроде бы, эффективность обучения повышается: преподаватели не читают долгих лекций (это и в интернете можно самостоятельно почитать), а решают со студентами практические кейсы.

Наконец, самое важное - цены на обучение большинство игроков поднимать не планируют. Но с оговоркой, что все решает ситуация на рынке.


Школа разработки и управления продуктами Humathèq: Продукт-менеджмент и курс для ритейла

313_oooo.plus.png

Здесь в 2019 году планируют открыть Школу промышленного дизайна, где обучат объединять искусство и технологии в функциональные, эргономичные и эмоциональные продукты.

Продолжат работать в направлении продукт-менеджмента. 

- Проблема создания и вывода на рынок новых продуктов стала артикулируемой у собственников производственных компаний. Еще два года назад получить ответ на вопрос «кто в Вашей компании отвечает за новые продукты?» было практически невозможно. Сегодня производители обращаются сами и признают: «У нас нет человека, который отвечает за продукт и его модернизацию. Мы чувствуем, что наши продукты устаревают и перестают пользоваться спросом. Как это изменить?».

Менеджеры по продукту нужны, сейчас эта профессия одна из самых высокооплачиваемых на рынке труда. Поэтому на 2019 год запланировали отраслевые программы по разработке новых продуктов: в пищевой промышленности, в приборостроении, в упаковке, в услугах, - рассказала Евгения Белых, product-manager Humatheq.1_A0DJfo4l21wbHh6WKIJ6KQ.png

Здесь вывели в самостоятельный обучающий курс всю аналитическую и маркетинговую работу над продуктом и в конце 2018 запустили тестовую версию программы «Продукт-маркетинг». Программа тест выдержала, сейчас активно насыщают ее кейсами.

Для ритейла в марте Humathèq запускает самостоятельное направление для категорийного менеджмента. Это все, что касается разработки ассортиментной матрицы, переговоров с поставщиками, маркетинговой поддержки и организации продаж продуктов и др. Уже в феврале анонсируют программы по этому направлению, как профильные двух-трех дневные семинары, так и дипломную трехмесячную программу обучения.

Мы попросили коллег из Humathèq выделить тренды в бизнес-образовании, которые им очевидны. 

Видим, что «всестороннее обучение» формата MBA уступает место профильному. Сегодня руководителей и разработчиков не нужно учить всему и сразу, потому что тенденции и подходы меняются очень быстро. Клиенту нужно решение определенных проблем, которые касаются конкретной компетенции.

Problem-Solve-750x354.jpg

Если говорить о форматах, то нам стало приходить больше запросов на корпоративное обучение. Собственники бизнеса выбирают результат, а не процесс, поэтому им нужен вариант, в котором обучение адаптируется под задачи бизнеса, под определенных клиентов, под конкретную отрасль и продукт (услугу).

В этом году повышать расценки на обучение не планируем. Обучение – это дополнительный бизнес компании. Основную прибыль мы получаем от услуг по контрактной разработке, поэтому приняли решение не тратить время на выбор ценовых индексов, внесение изменений в приказы и проч.

Что касается рынка бизнес-образования Беларуси, то 80% делят между собой 5-6 ведущих бизнес-школ. Кто-то из них активно развивается и соответствует спросу, кто-то этот спрос даже опережает. Есть те, кто держится за прошлые продукты и не выводит новых, их прибыль формируется в основном лояльными в прошлом клиентами. Такое поведение опасно для бизнеса.

Сегодня клиент выбирает не бизнес-школу, а тренеров-практиков. Если у тренера нет крутого референс-листа с практическим опытом реального применения методологий, которым он учит – к нему не пойдут на обучение. Даже если он работает в самой крутой бизнес-школе.

«Здесь и Сейчас»: Управление изменениями и лидеры будущего

Анастасия Пушкина, директор "ЗиС" рассказала, что в фокусе - разработка программ под компетенции, которые будут критичны для лидеров будущего:

  1. Комплексное решение проблем.
  2. Критическое мышление.
  3. Креативность.
  4. Управление персоналом.
  5. Сотрудничество с другими.

Опираясь на тренды, планируем усиливать линейку программ по направлению soft skills. По нашему мнению, уровень soft skills внутри компании будет определять ее способность адаптироваться к изменениям.

Karen-Gately-Developing-Leaders.jpg

В бизнес-школе отмечают, что сейчас у клиентов растут запросы на узкоспециализированные темы, связанные с глубоким интернет-маркетингом. С другой, актуальными и популярными будут программы по таким направлениям, как управление изменениями, принятие решений на основе цифр.

А вот как, по мнению "ЗиС" влияют digital-тренды на бизнес-образование:

  • Развитие онлайн-платформ обучения. Уже не тренд, а скорее норма. Многие из нас подписаны на пару-тройку интересных курсов. Здесь ожидаем признание сертификата онлайн-платформ работодателями, построение индивидуальных долгосрочных программ в привязке к карьерной стратегии, создание составных обучающих продуктов под конкретных клиентов.
  • Микрообучение в контексте бизнес-образования. Это один из современных форматов. Необходим, активно развивается, но это далеко не сдвиг парадигмы.
  • Искусственный интеллект и машинное обучение. Автоматизация, big data и чат-боты, блокчейн-технология – в этих направлениях уже сегодня есть внушающие оптимизм разработки и стоит ожидать качественного прорыва. А вот виртуальная реальность пока вызывает сомнения.

В этом году колебания расценок на программы возможны, но пока на рынке нет никаких предпосылок, чтобы существенно изменить цену в ту или иную сторону, считают в "ЗиС". 

Бизнес-школа "Капитал": Обучение с сопровождением

По словам директора этой бизнес-школы Максима Поклонского, "Капитал" больше сконцентрирован на корпоративных программах - в них можно добиться лучшего результата за счет более глубокого проникновения в бизнес клиента. 

Из открытых мероприятий продолжат проводить Клубы директоров и воркшопы по продажам. Темы всегда новые: на 2019 год это «Стратегическое развитие», «Визуализация и упаковка идей», «Как работать с рекомендателями», «Выше чек!», «Системные продажи», «Точки роста».

- Мы видим устойчивый рост спроса на обучение с сопровождением. Клиенты понимают, что идти в бизнес-школу надо не только за знаниями и новыми идеями. Мы рады этому тренду. Во-первых, это хорошо коррелирует с нашими компетенциями, накопленными в консалтинге. Во-вторых, такие проекты (со внедрением) формируют нам клиентов на всю жизнь, ведь он начинает видеть в бизнес-школе объект инвестиций, а не источник затрат, -  говорит Максим Поклонский. 

reps.jpg

Если говорить о темах новых запросов, которые могут стать трендами, то это проекты по формированию нового вида мышления у руководителей: 

  • стратегического, 
  • KPI-мышления, 
  • наставничества, 
  • внутреннего маркетинга. 

В 2018 мы традиционно делали программы в области формирования и реализации стратегий развития, формирования в компании продуктового менеджмента, развитие лидерства.

Что касается расценок на обучение, то мы и так выше рынка. Повышать средний чек за день, если и будем, то, естественно, через большую ценность для клиента. А вообще я хотел бы идти к большему ценовому дифференцированию. Есть множество клиентов, которые нас не знают и мы сейчас отпугиваем их дороговизной. Хочется сделать продукты entry-level и для этого сегмента.

Международная бизнес-школа Apply Logistic: Закупки и склад всегда в Топе

418_oooo.plus.png

В 2019 году здесь планируют к запуску новые программы:

  • Модульный курс "Транспортный экспедитор. Логистика Start Up"
  • Модульный курс "Профессиональный руководитель производства"
  • Дипломную программу "Директор по логистике и производству" 

- Сейчас есть спрос на профессиональные программы. Не на семинары, а именно на модульные (длительные) курсы по темам закупочной логистики, складской логистики, транспортной логистики. Такими программами интересуются и начинающие специалисты, и опытные сотрудники, работающие в сфере не первый год, т.к. материал программ максимально насыщен как практичными кейсам, так и фундаментальными темами в определенной сфере логистики, и представляет собой полноценный курс для получения новых знаний, повторения и закрепления уже имеющихся, обмен опытом с практиками, консультации экспертов по сложным рабочим задачам, - рассказала Татьяна Нецветаева, директор Apply Logistic Business School.

Топовые запросы по темам – закупки, склад, комплексная логистика.

Цены на обучение в 2018 году планируют повышать.

Бизнес-школа ИПМ: Кастомизация и бизнес-симуляции

Марина Дегтярева, исполнительный директор ИПМ рассказала, что по-прежнему высок спрос на развитие менеджерских компетенций. Вопрос в другом – каким образом сейчас строится образовательный процесс для достижения максимального эффекта от обучения. Если ранее на классическом обучении около 80% времени отводилось на то, чтобы передать объективное знание от преподавателя студенту в форме классической лекции, то сейчас современный студент может самостоятельно (а для этого у него есть масса ресурсов) освоить материал, и на занятиях уже отрабатывать конкретные менеджерские навыки.

SP_p04_1-1280x720.jpg

- Например, если ранее мы в течение нескольких часов рассказывали нашему студенту, что такое навык принятия решения и технологию принятия решений, то сейчас прямо на занятии мы моделируем ситуацию, в которой обучаемый этот навык отрабатывает получает свое собственное личностное знание, как решения принимаются. Этот формат обучения сейчас получил широкое распространение и называется смешанным обучением или blended learning. Большинство программ Бизнес-школы ИПМ уже переведены в этот формат, он уже доказал свою эффективность, в том числе и финансовую, для компаний, - говорит Марина Дегтярева. 

Направления развития Бизнес-школы ИПМ коррелируют с образовательными трендами, которые сейчас формируются в глобальном масштабе. Как говорил в одном из своих интервью известный футуролог Митио Каку, обучение уже не будет основываться на запоминании, а будет направлено на развитие способности думать, анализировать, аргументировать и принимать верные решения. В эпоху «гуглоризации», когда в любой момент времени тебе доступна любая информация, акцент уходит не в контент, а в форму и методологию изучения этого контента. Программы обучения становятся более кастомизированными, в каком-то смысле индивидуальными для обучающегося. Современные форматы обучения это позволяют сделать.

В планах ИПМ – развитие программ с использованием бизнес-симуляций, смешанного обучения (blended learning).

На вопрос, будет ли ИПМ повышать цены, нам ответили, что ценообразование здесь формируется с нескольких точек зрения. С одной стороны, оно связано с инвестициями, которые вкладываются в развитие преподавателей. За прошлый год многие из них участвовали в международных программах и повышали свою квалификацию по своему направлению. С другой стороны, цену на программу формирует рынок. Эти два фактора будут всегда решающими при определении цены на наши программы.

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: