8 заметных фирменных изданий белорусского ритейла

Поделиться

Глянцевые журналы с качественным фото и рецептами, внутрикорпоративная закрытая газета для сотрудников, детский журнал – белорусский ритейл начал бороться за лояльность покупателей и сотрудников с помощью собственных медиа. Анна Кузьменкова, основатель проекта Corpmedia.by и заместитель директора агентства Like Media, составила обзор издательских проектов в белорусской торговле и рассказала, как ритейлеры работают с внешними аудиториями.

kuzm.png

Кулинарный журнал «Корона» (ООО «Табак-Инвест»)

korona-630_2.jpg

Глянец, А4. Выходит раз в два месяца. Тираж – 50 тысяч экземпляров. Электронная версия — https://issuu.com/korona_magazine

История у издания небольшая, но яркая: появился журнал в 2012 году и быстро стал чуть не самым крупным в Минске глянцевым изданием по тиражу.

Позиционируется как кулинарный журнал, рекламно-популярный. Качество дизайна и печати очень высокое. Типография, где печатается журнал, находится в Латвии.

Издателем является партнер торговой сети – Издательский дом «Маркет», отдельно существующее юридическое лицо.

Штат редакции немалый: профессиональные журналисты, фотографы, рекламный отдел. Собственно, благодаря рекламе издание и может себе позволить быть топовым по качеству. Рекламных материалов на страницах примерно около 40%. Контент журнала может оказаться для многих на самом деле интересным чтивом – он наполнен рецептами, историями известных людей, очень вкусными и эстетичными иллюстрациями еды. Получить кулинарный журнал можно в гипермаркетах «Корона», совершив покупку на определенную сумму.

ZIKO magazine (сеть ювелирных магазинов ZIKO)

ziko-630.jpg

Глянец, А4. Пока вышел только один номер. Тираж – 50 тысяч экземпляров.

Весной 2016 года СООО «Зико» стало учредителем и издателем журнала ZIKO magazine, посвященному событиям, историям и, конечно же, ювелирной продукции сети.

Издание можно было бы причислить к рекламному каталогу, так как в нем много макетов продукции, однако стиль материалов ближе к глянцевому журналу. На 155 страницах содержатся статьи о подготовке к свадьбе, новинки сети, обзоры из индустрии моды и красоты и даже поэзию. Печатается журнал за рубежом – в Литве. Редакция – автономное юридическое лицо ООО «Луксур медиа».

Распространение журнала ведется по формату городского — его можно найти в кафе, ресторанах, салонах Минска.

Евроопт News (Евроторг)

evro-630.jpg

Формат – А3, газета. Выходит раз в месяц. Тираж - до 6 тысяч экземпляров

Внутрикорпоративная газета торговой сети «Евроопт», несмотря на внутреннюю направленность, вполне может потягаться качеством с крупными клиентскими. На 12 страницах есть материалы о топ-менеджменте сети, новостях и событиях компании. Примечательно, что в издании присутствуют и антикризисные, не-только-позитивные материалы. Есть рубрика «ЧП», многие внутренние кризисные ситуации разбираются и анализируются в открытую.

Над изданием трудится целая редакция, что заметно по готовому продукту – хорошая верстка, уникальные тексты, качественные фотоснимки.

Выходит стабильно с 2011 года. Получают газету только сотрудники компании, но при желании ее можно найти в Национальной библиотеке Беларуси.

Издания сети «Виталюр» (ОДО «Виталюр»)

Эта торговая сеть пока не так стабильна в своих издательских начинаниях, как «Корона», но попытки делает регулярно. В 2012 некоторое время выходила смешанного типа газета «Новости Виталюр», где публиковались как мифы о директоре и поздравления сотрудников, так и маркетинговые материалы об открытии магазинов, продукции и прочая информация, интересная скорее покупателям.

В 2016 году торговая сеть решила обратиться к издательскому дому «Маркет» за помощью в создании журнала к юбилею компании, выполненному в стилистике уже кулинарного журнала.

vitalur.jpg

По дизайну стало гораздо солиднее, чем газета: много качественных иллюстраций, инфографики, уникальных материалов. Печатался журнал в Латвии. Получить его можно при покупке на сумму более 1 млн рублей, либо получив промо-код от торговой сети на мобильный телефон.

А что еще было? Проекты из архива

Давайте вспомним издательские проекты ритейла, которые когда-то были популярны, но сегодня по определенным причинам прекратили свое существование.

Журнал «Милавица»

milav.jpg

Этот глянцевый журнал выпускался с 2010 года и успел полюбиться женской аудитории, однако сегодня, к сожалению, издание прекратило существование.

Журнал «Страна Гиппо»

gippo-630-1.jpg

В Национальной библиотеке удалось раскопать довольно необычный издательский проект для детей от «Гиппо» – развлекательно-познавательный журнал «Страна Гиппо». Журнал распространялся платно, приобрести его можно было в сети магазинов «Гиппо». Помимо дохода от реализации, ставка делалась на лояльность самых маленьких потребителей и их родителей.

ArenaCity

arena_city_magazine_4.jpg

Торговый центр Arena City в 2013 году запустил первый в Беларуси журнал формата «mall magazine». Его тираж был 30 000 экз., объем – 64 страницы. Распространялся журнал в ресторанах, кафе, салонах красоты, СПА, фитнесс-клубах, бизнес-центрах, парикмахерских и т.д.

Планировалось, что журнал ТРЦ «Арена сити» будет выходить 3 раза в год, однако сегодня он перестал выпускаться, что издатели отметили во время телефонного опроса.

Простор

prostore.jpg

Торговая сеть ProStore не выпускала полноценный клиентский журнал, делая ставку на акционные листовки. Однако по случаю Нового года в конце 2015 года сделала медийный подарок своим покупателям.

В этом издании очень мало текста — скорее это красочный каталог, стимулирующий покупки в период праздников. Однако фотоматериалы подобраны со вкусом и выполнены на более высоком уровне, чем привычные акционные листовки торговых сетей. Созданием журнала также занимался Издательский дом «Маркет».

Что же у других стран: соседей и не только?

В США практически у каждой компании есть свой медиаканал для внешней аудитории. Это может быть блог, новостной сайт, онлайн- или оффлайн-журнал. Самый крупный американский ритейлер WalMart выпускает печатную версию журнала WalMart Live Better, онлайн версию и даже группы в социальных сетях в поддержку издания. Позиционирует себя как lifestyle, тематика контента соответствующая.

У еще одного продуктового ритейлера Kroger все не так прекрасно: блог сети ведется, однако это скорее имиджевый, формальный канал, по принципу «пусть будет, не повредит». Побольше примеров можно найти в обзорах об удивительном контент-маркетинге ритейлеров.

Из российских хороших образцов есть пример журнала Taste от торговой сети «Азбука вкуса».

new_480x616_1.jpg

Кулинарный журнал наполнен соответствующим своему типу контентом: рецептами, околопродуктовой тематикой, интервью с именитыми шеф-поварами и т.д. Доступен в электронном виде на сайте, но в руки покупателей может попасть и в печатном виде. Примечательно, что найти периодичность в открытом доступе проблематично: журнал позиционирует себя как не периодическое издание, хотя количество выпусков говорит об обратном.

Достаточно примеров корпоративных медиа и косметических магазинов, например, как РИВ ГОШ.

Выводы

В белорусском ритейле хоть и делаются довольно успешные попытки заниматься медийным промыслом, но все же не так активно, как хотелось бы. Из нескольких десятков крупных и малых торговых сетей только 4 занимаются сегодня выпуском собственного издания. Причин этому может быть множество: от типичного «финансовый кризис» до «недостаток в стране профессиональных кадров в сфере бренд-журналистики» и «непонимания топ-менеджментом репутационного эффекта от качественных контент-проектов». Прекращать и запускать выпуск компания может и по причине смены ключевого специалиста, и из-за структурных изменений, и собственно из-за конкуренции на рынке.

Разумеется, многие делают ставку на социальные сети, рекламные компании и маркетинговые активности и далеко не все понимают пользу от медийных проектов.

Что же касается интереса целевых аудиторий — можно смело сказать, что он есть только при условии создания качественного, уникального, не нарочито рекламного контента, а также стильной и продуманной упаковки, другими словами — дружелюбного дизайна. А ниши пока свободны — строительные магазины, косметические, аптеки — иначе говоря, весь non-food ритейл пока тормозит.

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: